Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Панасенко Ирина Анатольевна

Конспект урока развития речи в 4б классе

для детей со сложной структурой дефекта

На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panasenko_zima_chistovik.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 4б классе

для детей со сложной структурой дефекта

На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Цель:

К концу урока учащиеся смогут назвать признаки зимы, диких животных и зимующих птиц. Составят  рассказ о зиме.

Задачи:

•        Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи; закрепление умения составлять рассказ о времени года.

•        Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового внимания,  логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики.

•        Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  презентация, уголок природы, костюм зимы, карточки со словами, картины с изображением зимы, запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», белая книга зимы, ватные снежинки, клей, карточки-оценки.

У.: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

У.: -Мы начинаем урок развития речи.

 - Какой сейчас урок? (Развитие речи.)

- Что делаем  на уроке Р.Р. (учимся правильно говорить, отвечаем на вопросы, составляем рассказы, читаем.)                                                                                                      

-Что это?  (Это уголок природы)

-Что мы делаем в уголке природы? (Мы наблюдаем за погодой и определяем время года.)

-Ребята, а почему уголок раскрашен разными цветами? (Каждое время года отмечено своим  цветом.)

-Каким цветом отмечено лето ?  (Красным. )

 -Каким цветом отмечена  осень?  (Желтым)

-Каким цветом отмечена  весна ? ( Зелёным)

- Каким цветом отмечена зима ? (Синим).

Какое сейчас время года?

-Какой месяц, число?

Послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится?

Всё кругом белым-бело

Все дороги замело

Ой-ой-ой, какой мороз!

Отморозить можно нос!

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом

Значит,  к нам пришла сама

Наша зимушка-…….(зима)

(Я надеваю белый плащ, превращаюсь в зиму.)

У.:-Я - зима, приглашаю вас отправиться в путешествие  по зимнему лесу (тихо.)

У.:-Представьте, мы на лесной полянке, рассаживайтесь.

- Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

-Как выглядит лес зимой, зачитайте?

-Мы сейчас будем подбирать слова-признаки.

У.: -Прочитаем слова, записанные на доске.

-Подберём к каждому из них слова-признаки.

-Что такое слово-признак? (дети читают правило)

Что мы будем делать? (подбирать слова признаки.)

 -У вас на карточке слова-признаки. Прочитайте, к какому слову относится этот признак.

Снег какой? (белый,  пушистый) зима какая? (долгожданная, морозная) сугробы какие? (большие, мягкие) снежинки какие? (нежные, легкие).

Дети прочитывают получившиеся словосочетания (белый снег, нежные снежинки, морозная зима) 

Карточки со словами:   белый,  пушистый,  долгожданная, морозная, большие, мягкие,  нежные,  легкие.    (дети работают у доски, распределяют слова на столбики).

-Молодцы. Вот сколько красивых «зимних» слов мы вспомнили. 

-А теперь будем составлять рассказ. Что мы будем сейчас делать? (мы будем составлять рассказ).

Послушайте мой.

Пришла ______  ______    зима.

Кругом_____  _____             снег.

Падают______  ______ снежинки.

Намело ____                    сугробы.

-Чего не хватает в моём рассказе? (слов-признаков)

- Добавьте нужные слова, воспользуйтесь словами из столбиков. (дети берут слова из столбиков и вставляют в предложения).

-А сейчас прочитайте получившийся рассказ.

Пришла долгожданная морозная   зима.

Кругом  белый,  пушистый снег.

Падают нежные, легкие  снежинки.

Намело большие, мягкие  сугробы.

-Посмотрите, слова – признаки помогли украсить наш рассказ, он стал ярким, насыщенным, выразительным.

- Что мы сейчас делали? (составляли рассказ о зиме)

А сейчас отдохнём.

Физкультминутка.

Как интересно нам зимой! (показывают большими пальцами вверх)

На санках едем мы гурьбой (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем  (имитируют катание на лепку и бросания снежков)

Все дружно лыжи надеваем (надевают лыжи, берут палки едут на лыжах)

Потом все встали на коньки.(изображают катание на коньках)

Зимой весёлые деньки! (показывают большими пальцами вверх)

Вдох, выдох сели.

-Сейчас мы поговорим о диких животных и птицах.

Что мы будем делать? (говорить о диких животных и птицах)

- В лесу холодно, морозно. Каких животных мы увидим в  зимнем лесу? (мы увидим лису, волка, лося, белку)

-Почему их называют дикими?( животные живут в лесу, о них никто не заботится, добывают пищу сами)

- Кого из диких зверей мы не встретим в зимнем лесу? (мы не встретим медведя, ежа, барсука)

- Почему? (потому что они ложатся в зимнюю спячку.)

 -Пока мы с  вами разговаривали, кто-то пробежал по лесу и оставил след? Поиграем в игру “Чей след”

У.:-Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след (волчий след), если пробежал заяц (заячий след). След лисы (лисий след).

-Каких птиц мы увидим в  зимнем лесу?( мы увидим дятла, воробья, сороку, ворону, снегиря, свиристеля, клеста)

-Что мы сейчас делали? (Мы говорили о птицах и диких животных.)

У.:-Наше путешествие подходит к концу, и чтобы о нём  осталась память сделаем «Белую книгу зимы».

Помогут нам в этом снежинки.

- На столе у каждого лежат страницы   книги, берите «снежные» комочки и аккуратно заполняйте ими ваши странички (звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».)

Дети работают в парах, заполняют ватными шариками странички, учитель собирает отдельные странички в «Книгу».

- Что мы сейчас делали? (делали белую книгу зимы)

Итог занятия:

-Ребята, что мы делали сегодня на занятии? (мы путешествовали по зимнему лесу, подбирали слова-признаки, составляли рассказ, проводили физминутку, поговорили о диких животных и птицах, украсили белую книгу зимы).

- У вас на столах лежит солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествовать по зимнему лесу, поднимите вверх солнышко, а если не понравилось – тучку.

Сегодня последний день зимы. Я с вами прощаюсь, но не навсегда.

У.: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

У.: -Мы начинаем урок развития речи.

 - Какой сейчас урок? (Развитие речи.)

- Что делаем  на уроке Р.Р. (учимся правильно говорить, отвечаем на вопросы, составляем рассказы, читаем.)                                                                                                      

-Что это?  (Это уголок природы)

-Что мы делаем в уголке природы? (Мы наблюдаем за погодой и определяем время года.)

-Ребята, а почему уголок раскрашен разными цветами? (Каждое время года отмечено своим  цветом.)

-Каким цветом отмечено лето ?  (Красным. )

 -Каким цветом отмечена  осень?  (Желтым)

-Каким цветом отмечена  весна ? ( Зелёным)

- Каким цветом отмечена зима ? (Синим).

Какое сейчас время года?

-Какой месяц, число?

Послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится?

Всё кругом белым-бело

Все дороги замело

Ой-ой-ой, какой мороз!

Отморозить можно нос!

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом

Значит,  к нам пришла сама

Наша зимушка-…….(зима)

(Я надеваю белый плащ, превращаюсь в зиму.)

У.:-Я - зима, приглашаю вас отправиться в путешествие  по зимнему лесу (тихо.)

У.:-Представьте, мы на лесной полянке, рассаживайтесь.

- Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

-Как выглядит лес зимой, зачитайте?

-Мы сейчас будем подбирать слова-признаки.

У.: -Прочитаем слова, записанные на доске.

-Подберём к каждому из них слова-признаки.

-Что такое слово-признак? (дети читают правило)

Что мы будем делать? (подбирать слова признаки.)

 -У вас на карточке слова-признаки. Прочитайте, к какому слову относится этот признак.

Снег какой? (белый,  пушистый) зима какая? (долгожданная, морозная) сугробы какие? (большие, мягкие) снежинки какие? (нежные, легкие).

Дети прочитывают получившиеся словосочетания (белый снег, нежные снежинки, морозная зима) 

Карточки со словами:   белый,  пушистый,  долгожданная, морозная, большие, мягкие,  нежные,  легкие.    (дети работают у доски, распределяют слова на столбики).

-Молодцы. Вот сколько красивых «зимних» слов мы вспомнили. 

-А теперь будем составлять рассказ. Что мы будем сейчас делать? (мы будем составлять рассказ).

Послушайте мой.

Пришла ______  ______    зима.

Кругом_____  _____             снег.

Падают______  ______ снежинки.

Намело ____                    сугробы.

-Чего не хватает в моём рассказе? (слов-признаков)

- Добавьте нужные слова, воспользуйтесь словами из столбиков. (дети берут слова из столбиков и вставляют в предложения).

-А сейчас прочитайте получившийся рассказ.

Пришла долгожданная морозная   зима.

Кругом  белый,  пушистый снег.

Падают нежные, легкие  снежинки.

Намело большие, мягкие  сугробы.

-Посмотрите, слова – признаки помогли украсить наш рассказ, он стал ярким, насыщенным, выразительным.

- Что мы сейчас делали? (составляли рассказ о зиме)

А сейчас отдохнём.

-Сейчас мы поговорим о диких животных и птицах.

Что мы будем делать? (говорить о диких животных и птицах)

- В лесу холодно, морозно.

-Каких животных мы увидим в  зимнем лесу? (мы увидим лису, волка, лося,белку)

-Почему их называют дикими?( животные живут в лесу, о них никто не заботится, добывают пищу сами)

- Кого из диких зверей мы не встретим в зимнем лесу? (мы не встретим медведя, ежа, барсука)

- Почему? (потому что они ложатся в зимнюю спячку.)

 -Пока мы с  вами разговаривали, кто-то пробежал по лесу и оставил след? Поиграем в игру “Чей след”

У.:-Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след (волчий след), если пробежал заяц (заячий след). След лисы (лисий след).

-Каких птиц мы увидим в  зимнем лесу?( мы увидим дятла, воробья, сороку, ворону, снегиря, свиристеля, клеста)

-Что мы сейчас делали? (Мы говорили о птицах и диких животных.)

У.:-Наше путешествие подходит к концу, и чтобы о нём  осталась память сделаем «Белую книгу зимы».

Помогут нам в этом снежинки.

- На столе у каждого лежат страницы   книги, берите «снежные» комочки и аккуратно заполняйте ими ваши странички (звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».)

Дети работают в парах, заполняют ватными шариками странички, учитель собирает отдельные странички в «Книгу».

- Что мы сейчас делали? (делали белую книгу зимы)

-Ребята, что мы делали сегодня на занятии? (мы путешествовали по зимнему лесу, подбирали слова-признаки, составляли рассказ, проводили физминутку, поговорили о диких животных и птицах, украсили белую книгу зимы).

- У вас на столах лежит солнышко и тучка. Если вам понравилось путешествовать по зимнему лесу, поднимите вверх солнышко, а если не понравилось – тучку.

Сегодня последний день зимы. Я с вами прощаюсь, но не навсегда.

Конспект урока развития речи

в 4б классе

для детей со сложной структурой дефекта

На тему:

«Прогулка по-зимнему лесу»

 

Учитель начальных классов

                                       Панасенко И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ИЗО во 2 классе (сложная структура дефекта). Лепка снеговика из соленого теста.

Систематизировать знания детей о влениях природы. Формирование моторных, графомоторных и сенсорных навыков. Закреплять умение раскатывать тесто круговыми движениями....

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....