Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарного запаса и общего кругозора через использование компьютерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  специальной(коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида «Надежда» г. Коломна

Конспект урока

РАЗВИТИя УСТНОЙ РЕЧИ В 1КЛАССЕ

(для детей со сложной структурой дефекта)

ТЕМА: УЧЕБНЫЕ ВЕЩИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ. ОБРАЩЕНИЕ С НИМИ.

                                      (Обобщающий урок)

Разработала

учитель начальных классов

высшей категории

Таланова Наталья Ивановна.

2011 год

План урока:

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) Психологическая установка.

2. Сообщение темы урока.

3.Повторение названий частей тела.

а) Самомассаж  ушей.

б) Зрительная гимнастика.

в) Упражнение «дыши носом».

г) Артикуляционная гимнастика.

д) Пальчиковая гимнастика.

е) Динамическая пауза.

ж) Речедвигательная разминка.

4.Изложение нового материала.

а) Стадия вызова.

б) Стадия осмысления (демонстрационная работа).

в) Практическая работа.

5. Подведение итога.

6.Закрепление нового материала.

а) Игра «Собери портфель в школу»

7.Дополнительный материал.

Рассказ учителя о памятнике Портфелю.

Цели урока:

1.Учебные:

Интеллектуальное и речевое развитие учащихся. Развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарного запаса и общего кругозора через использование компьютерных технологий.

2.Коррекционные:

Формирование целостного восприятия учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему. Развитие моторики мелких мышц, воображения, профилактика близорукости.

3.Воспитательные:

Осуществление нравственного воспитания посредством ценностного отношения к учебной деятельности. Формирование межличностных отношений. Воспитание положительной мотивации к процессу обучения. Привитие культурно-гигиенических навыков. Воспитание любознательности.

Оборудование:

1.РС

2. «Волшебный цветок».

3.Карманные зеркальца.

4.Альбом с фотографиями.

5.Сигналы светофора.

6.Обычный школьный портфель, на котором в виде аппликации приклеены

  глаза, нос и рот, вверху маленькие перчатки,  а внизу прикреплены пинетки.

7.Учебные вещи.

8.Ведро с водой и салфетками.

9.Игрушка-руль (каждому ребёнку).

                           

                               

                                            Ход урока:

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) Психологическая установка.

(Учитель говорит, а дети повторяют построчно)

           Каждый день - всегда, везде,

           На уроке и в игре

           Смело, чётко говорим

           И тихонечко сидим.

- Какой у нас урок? (У нас урок развития устной речи.)

- Чему мы учимся? (Мы учимся правильно, красиво говорить, узнаём новое о предметах).

2. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем учиться складывать вещи в школьный портфель.

Для этого мы отправляемся в Город Портфелей.                         2 слайд.

3. Повторение названий частей тела.

-Чтобы попасть в Город Портфелей надо хорошо подготовиться. Что нам для этого нужно? (Нам нужны уши, чтобы хорошо слышать).

а) Самомассаж ушей. (Дети массируют ушную раковину и мочку ушей, чередуя с поглаживанием).  Повторяют действия учителя.

-Что ещё нам нужно? (Нам нужны глаза, чтобы видеть).

  б) Зрительная гимнастика:

-закрыть и открыть глаза;

-моргание;

-массирование век;

-поднять, опустить, повернуть влево, вправо, вдаль. (Концентрируют внимание за движением «волшебного цветка»).

в) Упражнение «Дыши носом».  (Вдох, выдох).

-Что ещё нам нужно? ( Нам нужен рот, чтобы красиво и правильно говорить).

г) Артикуляционная гимнастика (учитель показывает альбом с фотографиями, дети смотрят в зеркала):

-улыбка;

-хоботок;

-лопатка;

-иголочка.

-Чтобы путешествие прошло удачно, какие взаимоотношения должны быть между вами? (Мы должны дружить).

д) Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашем классе девочки и мальчики (хлопают в ладоши),

Пусть теперь подружат наши пальчики (прижимание ладошек).

(Далее называют пальцы, соединяя одинаковые кончики пальчиков).

е) Динамическая пауза.

- Вы готовы  к путешествию? (Хором: да.)

- Отправляемся!

В Город Портфелей мы идём быстрыми шагами (шагают),

Приглашаем всех гостей прогуляться с нами (наклон вниз, рукой делают жест приглашения).

4.Предварительная работа.

-Пешком мы очень долго будем добираться до города Портфелей. Выберем то, на чём мы поедем.

Виды транспорта (назвать, обобщить, выбрать).                         3 слайд

Речедвигательная разминка «Паровоз». (Назначаем машиниста).  

-Чтобы благополучно доехать  до города, надо выполнять правила дорожного движения.

(Сигналы светофора в виде кругов выставляются на доске).

Дети поочерёдно читают стихи.

1. Красный глаз глядит в упор-

Это строгий светофор.

Вид он грозный напускает

Ехать нам он запрещает.

2. Жёлтый вслед за ним-

Постоим повременим.

Жёлтый свет –предупреждение.

Жди сигнала для движенья!

3.А за ним зелёный глаз

Вспыхнул впереди.

Скажет он препятствий нет,

Смело в путь иди!

(«Поезд поехал».) Движения: ходьба друг за другом. Руки на поясе впереди стоящего ребёнка.)

Загудел паровоз и вагончики повёз.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу

И в Город Портфелей прикачу.

5. Изложение нового материала.                                                    4 слайд

-На какой город похож?

(Город Портфелей похож на сказочный город).

-Позовем  Портфеля для общения.

-Портфель, выходи к нам.

-Не выходит. Почему?

-Мы забыли волшебное слово.

Позовём его с  помощью волшебных слов: крабле, крабле, анави. А затем используем слово «пожалуйста».

Рассматривание Портфеля.

-Какой он?

(Он тонкий, худенький).

- Поможем ему стать упитанным. Что для этого нужно сделать?

(Его нужно заполнить вещами).

-Назовите вещи, которые нужно положить в портфель.

(Дети читают стихи про учебники, тетради и пенал, складывают в определённом порядке в портфель).

(Сначала убираем учебники.  Математика нам нужна для урока математики. Букварь  нужен для уроков чтения и письма).

Учебники. Мы - учебники. Без нас не приходят дети в класс.

Ты нас бережно храни, непременно оберни и закладку положи

 (показывают обложку и закладку).

Тетради. То я в клетку, то в линейку, написать на ней сумею.

(Эта тетрадь для уроков математики, а другая –для письма).

Пенал. В этой красивой коробке ты найдёшь карандаши, ручки, стёрку  и точилку- всё,  что нужно для души.

(Показывают, называют цвет карандашей).

-Назовите одним выражением,  как называются вещи в портфеле?

(Учебные вещи и школьные принадлежности)

6.Практическая работа.

- А  теперь, ребята, наведите порядок в своём портфеле. Как вы это будете делать?

(Сначала протрём портфель влажной салфеткой).

(Протирают портфель влажной салфеткой).

Учитель оказывает помощь, если это необходимо.

Дети складывают учебные вещи. Учитель подходит к детям, спрашивает, что они делают? (Добиваясь тех ответов, которые были даны выше).

Учитель благодарит детей за то, что они научились правильно складывать вещи в портфеле.

-Наш друг Портфель внимательно наблюдал за вами. Он очень рад встрече с вами. А теперь наступила пора прощания.

 7. Итог урока.

« Говорит «Портфель».

-Дорогие второклассники!

Я ваш верный друг Портфель. Хочу, чтоб вы запомнили.

Сами вещи не растут, сделать вещи нужен труд.

Ручки, книжки береги! Не ломай, не мни, не рви! До свидания,  друзья!

Дети хором: «До свидания! Приходи к нам ещё, пожалуйста!».

                                                                                                     5 слайд

Учитель:

-Чему вы научились?

(Мы научились  складывать школьные принадлежности. Мы будем беречь наши школьные вещи).

-Вечером всегда проверяйте, в порядке ли ваши портфели, нет ли ненужных вещей.

-Возвращаемся в Коломну, в наш класс.

-Какой транспорт выберем?

(Мы поедем на машине). Каждому ребёнку выдаётся игрушка-руль.

Речедвигательная разминка «Шофёры».

Мы с ребятами шофёры, (держат «руль» двумя руками перед собой)

Завели свои моторы  (имитируют включение мотора).

Мы нажмём на тормозы, (выставляют ноги вперёд)

Закрываем фары  (кладут «руль» на парту).

Мы приехали! Ура! (Поднимают руки вверх. Хлопают в ладоши.)

8. Закрепление нового материала.

-Вот мы и вернулись в наш любимый класс. А теперь я проверю, как вы научились собирать школьные вещи в портфель.

Игра «Умеете ли вы собирать портфель в школу?».

-Поставьте руки на локти. Я буду называть предметы. Если вы услышите название предмета, который надо взять в школу, хлопайте в ладоши. Если нет, качайте головой.

 Положу я в свой портфель маленький фонарик,

И с собою прихвачу новенький  букварик,

Сладкую конфету, ручку и котлету,

Башмаки, тетрадку, большую шоколадку.

Не забуду я пенал, любимую игрушку,

Стёрку, вафли и альбом, мягкую подушку.

Учитель благодарит детей за хорошую работу на уроке.

9. Дополнительный материал.                                                     6 слайд

Рассказ учителя о памятнике Портфелю.

Памятник простому школьному портфелю установлен в Венгеровской средней школе Ракитинского района Белгородской  области.

Автор скульптурной композиции Александр Николаевич Беликов - известный художник, учитель  рисования  этой школы.

Его ученики принимали участие в изготовлении эскизов, подготовке глины и всячески помогали своему учителю. Идея создания этого маленького монумента родилась после элементарного подсчёта, что ученик переносит за 11лет учёбы до 30 тонн груза! Носить портфель труд, ещё какой!

 

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Школа-Пресс, 1994.

2. А.Г.Зикеев «Работа над лексикой в начальных классах специальных      (коррекционных) школ. - М. «Асадема» 2007.

  1. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган.-4-е изд.,стер.-Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2008.
  2.  М.М.Малахова «Русский язык в загадках». – Волгоград: Издательство «Учитель», 2005.
  3. 1000 загадок/ В.Г. Лысаков.- М.:  АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  4. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПБ,: Изд-во Союз, 2004.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Рабочая программа по развитию речи 1 класс со сложной структурой дефекта

Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоватся речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.

программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта...