Особенности речевого развития детей со сложной структурой дефекта. Специфика работы по формированию и коррекции произношения на специальных занятиях.
статья на тему

Ковалевская ОксанаЮрьевна

В статье рассматривается своеобразие  речевого развития детей с нарушениями слуха и первичной задержкой психического развития. Также в данной статье описаны  основные направления  работы сурдопедагога по формированию и коррекции произношения у детей со сложной структурой дефекта на специальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом увеличивается количество глухих и слабослышащих детей, поступающих в школу со сложными нарушениями развития. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, в частности в школах I и II видов, выявляют осложненный или сложный тип нарушений.  Одним из  таких сложных нарушений можем считать нарушение слуха, сочетающееся  с задержкой психического развития.

В последнее время клинический диагноз задержки развития значительно расширился. Сюда относятся дети с органическими поражениями ЦНС, минимальной мозговой дисфункцией, дети с ДЦП, шизофренией, различными соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями.

Основной причиной отставания в развитии являются слабо выраженные органические поражения головного мозга, которые бывают врожденными или возникать во внутриутробном развитии. Иногда это и генетическая проблема, обусловленная недостаточностью ЦНС, интоксикацией, инфекцией.

У таких  детей психические функции формируются не так, как при нормальном развитии. Но при условии адекватного педагогического  воздействия в специальном образовательном учреждении у них наблюдается лишь незначительное отставание в произвольной предметно-практической деятельности, зрительном восприятии, наглядном мышлении, образной памяти.

Такие дети, как правило, значительно отстают от других неслышащих детей в развитии словесной речи, в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов, в овладении связной речью.

Многие из этих детей, даже после обучения в специализированном детском саду, знают незначительное количество простых слов, обозначающих предметы ближайшего окружения. Фразовая речь у них не сформирована.

Неслышащие дети с первичной ЗПР, не получившие квалифицированной сурдопедагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте, к началу школьного обучения резко отличаются от неслышащих детей без первичной ЗПР. По поведению и результативности предметно-практических действий они похожи на детей, имеющих нарушения интеллекта.

Для детей с нарушением слуха и с первичной ЗПР характерны неблагоприятные показатели развития эмоционально-волевой сферы: расторможенность, отвлекаемость, отсутствие желания преодолевать трудности, повышенная утомляемость. И все это  отрицательно сказывается на результатах обучения. Пассивность детей на занятиях, ограниченность их представлений, бедность чувственного опыта не позволяют сурдопедагогу выстраивать занятие так, как с другими детьми.

Чаще всего, за время безуспешного обучения детей речи в дошкольном детстве, у неслышащих детей вырабатывается негативное отношение к речевым занятиям. Сурдопедагогу необходимо заинтересовать их и только в этом случае можно обеспечить успех в усвоении детьми новых речевых знаний и умений.

Применение традиционных методов и приемов в работе с детьми со сложной структурой дефекта не всегда дает желаемые результаты, поэтому необходимо  применять новые технологии, искать наиболее эффективные условия и методы обучения.

У детей с нарушением слуха и с первичной задержкой развития наблюдаются большие различия в овладении словесной речью. Поэтому в начале обучения в школе сурдопедагог должен изучить уровень речевого развития каждого ученика и соответственно спланировать систему занятий.

Состояние произношения детей на начальном этапе обучения показывает несформированность у них произносительных навыков. Поэтому  работа по формированию произношения в начале обучения в школе строится на базе ограниченного словаря. При его отборе учитываются фонемы, которыми ребенок уже владеет, объем словаря и его актуальность, доступность его понимания.

Необходимо отметить, что постановка новых звуков у детей данной категории связана с особыми трудностями. Как правило, они недостаточно хорошо владеют артикуляционными приемами, плохо подражают артикуляции педагога, с трудом выделяют свои мышечные ощущения. Все это требует проведения в течение первого года обучения разнообразных подготовительных артикуляционных упражнений и упражнений включающих различные звукоподражания.

Базовые звуки в речи большинства неслышащих учащихся с ЗПР появляются обычно к концу второго года обучения. В связи с этим на занятиях по формированию произношения особое внимание необходимо уделять  регламентированным заменам звуков, чтобы речь детей была понятна окружающим.

Особую трудность представляет закрепление звуков в самостоятельной речи. В течение всех лет обучения постоянно необходимо постоянно возвращаться и заново повторять этапы постановки звука: от изолированного произнесения к слоговым упражнениям, проговариванию слов и словосочетаний, подобранных по фонетическому принципу. В случае если обычно в речи неслышащих чаще всего страдает группа свистящих и шипящих звуков, у глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития постоянно возвращаются и вновь появляются различные дефекты, такие как гнусавость, сонантность, смешение звуков  и др. Медленно и с большим трудом у детей закрепляются навыки орфоэпии и словесного ударения. Так же необходимо постоянно работать над ритмико-интонационной стороной речи, что позволит обеспечить общую внятность речи детей.

Для достижения успеха коррекционных занятий сурдопедагог должен использовать различные приемы работы: подражание учителю с опорой на слух; фонетическую ритмику; традиционные способы постановки звуков; развитие самоконтроля учащихся; переход от слогосочетания, повторяющего ритмико-интонационный рисунок слова, к самому слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к фразе и т.д.

Занятия по формированию произношения с неслышащими детьми с первичной ЗПР должны быть построены так, чтобы обеспечить постоянное повторение учеником речевого материала, но простое механическое повторение звуков, слогов, слов, словосочетаний и фраз утомляет детей и не способствует сосредоточению их внимания. Поэтому сурдопедагогу приходится постоянно искать   новые организационные формы проведения занятия.  

Большую помощь в речевом развитии и формировании правильного произношения, у детей со сложной структурой дефекта оказывают современные компьютерные технологии. Благодаря их дозированному использованию на занятиях, у детей повышается интерес к обучению, желание заниматься, улучшается концентрация внимания, развивается речевая активность и усидчивость. Дети успешно выполняют задания на различение звуков окружающего мира, на развитие силы голоса, дыхания, стимуляцию голосовой активности и т.д.

Сочетание двух и более первичных дефектов и своеобразное развитие детей требует специальных условий для их обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии. Это вызывает крайне важность разработки учебных планов, программ, специальных методик. Результаты работы с детьми со сложной структурой дефекта могут и должны иметь положительную динамику. Для этого необходимы определенные условия и методы обучения и длительные усилия сурдопедагога в работе по формированию произношения и развитию слухового восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»

С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.

конспект урока "Мир комнатных растений" входит в програмный материал по трудовому обучению  и СБО учащихся со сложной структурой дефекта.На уроке  Формируются представления о комнатных расте...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Доклад «Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....

Формирование предпосылок познавательной активности у детей со сложной структурой дефекта

Современная система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефе...