Рабочая программа экологического кружка "Почемучки" для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Содержание программы интегрирует в себе курсы: "Окружающий мир" Р.Г. Чуракова, УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka.docx | 71.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приказ №___ от ______2014 г.
Директор МАОУ СОШ №4
_______________ Е.Е.Шутова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Почемучки»
для обучающихся 1 класса А
на 2014-2015 учебный год
Учитель высшей
квалификационной категории
Тесёлкина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Основная идея программы «Почемучки» состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель
Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Цели программы
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7лет (1 класс).
Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1 год занятий, объемом 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально – нравственно относиться к природе
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Количество часов | ||
Общ. | Теор. | Прак. | |||
Введение в экологию. | 3 | 1 | 2 | ||
Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | ||||
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | 1 | ||||
Экскурсия в природу. | 1 | ||||
Молчаливые соседи. | 3 | 2 | 1 | ||
Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | ||||
Интересные факты о домашних питомцах. | 1 | ||||
Фотовыставка «Наши любимцы». | 1 | ||||
Пернатые друзья. | 3 | 1 | 2 | ||
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. | 1 | ||||
Чтение рассказов о птицах, разгадывание загадок. | 1 | ||||
Наблюдение за поведением птиц на улице. Акция: «Птичья столовая». | 1 | ||||
О чем шепчут деревья. | 3 | 1 | 2 | ||
Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 | ||||
Игра «Путешественник» (деревья родного города). | 1 | ||||
Викторина «Чей листик?» | 1 | ||||
Загадки животного мира. | 3 | 1 | 2 | ||
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | ||||
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||||
Заочное путешествие «Загадки животного мира». Устный журнал «Такие интересные животные» | 1 | ||||
Секреты неживой природы. | 3 | 2 | 1 | ||
Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | ||||
Интересное в неживой природе. | 1 | ||||
Игра «Тайны вокруг нас». | 1 | ||||
Оранжерея на окне. | 7 | 1 | 6 | ||
Комнатные растения (просмотр слайдов). | 1 | ||||
Наблюдение за комнатными растениями. Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 | ||||
Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». | 1 | ||||
Игровая программа «Во саду ли в огороде». | 1 | ||||
Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | ||||
Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | ||||
Конкурсная программа «Угадай цветок» | 1 | ||||
Человек – часть живой природы. | 4 | 2 | 2 | ||
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. | 1 | ||||
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | 1 | ||||
Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. | 1 | ||||
Выращивание лука в комнатных условиях. Наблюдение за растениями. | 1 | ||||
Охрана природы. | 4 | 3 | 1 | ||
Знакомство с понятием «Красная книга». | 1 | ||||
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | ||||
«Красная книга» Саратовской области. | 1 | ||||
33. | Праздник «Наш окружающий мир». | 1 |
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Цели программы «Почемучки»:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1 год занятий, объемом 66 часов, 2 часа в неделю.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
- Учебно-тематический план
образовательной программы кружка «Экологический клуб «Почемучка»
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Введение в экологию. | 1 | 1 |
2 | Молчаливые соседи. | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья. | 1 | 1 |
4 | О чем шепчут деревья. | 1 | 1 |
5 | Загадки животного мира. | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы. | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне. | 1 | 3 |
8 | Человек – часть живой природы. | 2 | 2 |
9 | Охрана природы. | 1 | 2 |
10 | Досуговые мероприятия | 8 | |
Итого: | 10 | 23 |
- Описание содержания разделов:
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в экологию | Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | Экскурсия в природу. |
2 | Молчаливые соседи | Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. | Фотовыставка «Наши любимцы». |
3 | Пернатые друзья | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. | Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». |
4 | О чем шепчут деревья | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города). |
5 | Загадки животного мира | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». |
6 | Секреты неживой природы | Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. | Игра «Тайны вокруг нас». |
7 | Оранжерея на окне | Наблюдение за комнатными растениями. | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. |
8 | Человек - часть живой природы | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. |
9 | Охрана природы | Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | |
10 | Досуговые мероприятия | Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир». |
- Методическое обеспечение программы.
- Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
№ п/п | № п/п | Дата | Содержание занятия | Количество часов | ||
Общ. | Теор. | Прак. | ||||
Введение в экологию. | 3 | 1 | 2 | |||
1 | 03.09 | Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | 1 | ||
2 | 07.09 | Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | ||||
3 | 10.09 | Экскурсия в природу. | 1 | 1 | ||
4 | 14.09 | Экскурсия в природу. | 1 | 1 | ||
Молчаливые соседи. | 3 | 1 | 2 | |||
1 | 17.09 | Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | 1 | ||
2 | 21.09 | Интересные факты о домашних питомцах. | ||||
3 | 24.09 | Установление природных закономерностей, взаимосвязей. | 1 | 1 | ||
4 | 28.09 | Фотовыставка «Наши любимцы». | 1 | 1 | ||
Пернатые друзья. | 3 | 1 | 2 | |||
1 | 01.10 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. | 1 | 1 | ||
2 | 05.10 | Чтение рассказов о птицах, разгадывание загадок. | ||||
3 | 08.10 | Наблюдение за поведением птиц на улице. | 1 | 1 | ||
4 | 12.10 | Акция: «Птичья столовая». | 1 | 1 | ||
О чем шепчут деревья. | 2 | 1 | ||||
1 | 15.10 | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 | 1 | ||
2 | 19.10 | Игра «Путешественник» (деревья родного города). | 1 | 1 | ||
3 | 22.10 | Викторина «Чей листик?» | ||||
Загадки животного мира. | 3 | 1 | 2 | |||
1 | 26.10 | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | 1 | ||
2 | 29.10 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||
3 | 02.11 | Заочное путешествие «Загадки животного мира». | 1 | 1 | ||
4 | 12.11 | Устный журнал «Такие интересные животные» | ||||
Секреты неживой природы. | 3 | 2 | 1 | |||
1 | 16.11 | Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | 1 | ||
2 | 19.11 | Интересное в неживой природе. | 1 | 1 | ||
3 | 23.11 | Игра «Тайны вокруг нас». | 1 | 1 | ||
Оранжерея на окне. | 15 | 2 | 13 | |||
1 | 26.11 | Комнатные растения (просмотр слайдов). | 1 | 1 | ||
2 | 30.11 | Наблюдение за комнатными растениями. | 1 | 1 | ||
3 | 03.12 | Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 | 1 | ||
4 | 07.12 | Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». | 1 | 1 | ||
5 | 10.12 | Игровая программа «Во саду ли в огороде». | 1 | 1 | ||
6 | 14.12 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | 1 | ||
7 | 17.12 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | 1 | ||
8 | 21.12 | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений | 1 | 1 | ||
9 | 24.12 | Конкурсная программа «Угадай цветок» | 1 | 1 | ||
10 | 28.12 | Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). | 1 | 1 | ||
11 | 14.01 | Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). | 1 | 1 | ||
12 | 18.01 | Уход за ростками. | 1 | 1 | ||
13 | 21.01 | Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». | 1 | 1 | ||
14 | 25.01 | Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка». | 1 | 1 | ||
15 | 28.01 | Выпуск школьной газеты «Зелёная страничка». | 1 | 1 | ||
Человек – часть живой природы. | 4 | 2 | 2 | |||
1 | 01.02 | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. | 1 | 1 | ||
2 | 11.02 | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | 1 | 1 | ||
3 | 15.02 | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. | 1 | 1 | ||
4 | 18.02 | Выращивание лука в комнатных условиях. Наблюдение за растениями. | 1 | 1 | ||
Охрана природы. | 8 | 8 | ||||
1 | 22.02 | Знакомство с понятием «Красная книга». | 1 | 1 | ||
2 | 25.02 | Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | 1 | ||
3 | 01.03 | Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | 1 | ||
4 | 04.03 | «Красная книга» Краснодарского края. | 1 | 1 | ||
5 | 11.03 | Эти удивительные растения | 1 | 1 | ||
6 | 15.03 | Цветы-синоптики. | 1 | 1 | ||
7 | 16.03 | Цветы- доктора | 1 | 1 | ||
8 | 18.03 | Цветы-хищники. | 1 | 1 | ||
Досуговые мероприятия | 12 | 12 | ||||
1 | 22.03 | Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? | 1 | 1 | ||
2 | 01.04 | Подготовка к празднику. | 1 | 1 | ||
3 | 05.04 | Праздник «День птиц». | 1 | 1 | ||
4 | 08.04 | Праздник «День птиц». | 1 | 1 | ||
5 | 12.04 | Устный журнал «Наш дом – планета Земля». | 1 | 1 | ||
6 | 15.04 | Игра «Азбука экологии». | 1 | 1 | ||
7 | 19.04 | Гостиная «В гостях у золотой рыбки». | 1 | 1 | ||
8 | 22.04 | Гостиная «В гостях у золотой рыбки». | 1 | 1 | ||
9 | 26.04 | Игра «Приключения в лесу». | 1 | 1 | ||
10 | 29.04 | Игра «Приключения в лесу». | 1 | 1 | ||
11 | 03.05 | Праздник «Наш окружающий мир». | 1 | 1 | ||
12 | 06.05 | Праздник «Наш окружающий мир». | 1 | 1 | ||
Экскурсии. | 6 | 6 | ||||
6266 | 1-6 | 18.05 | Поездка в сафари-парк г.Краснодара | 6 | 6 |
Пояснительная записка
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Содержание программы «Почемучки», реализуется через заседания экологического клуба и интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», научный руководитель
Р.Г Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа». Возможности данного УМК позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Цели программы
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7лет (1 класс).
Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1 год занятий, объемом 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Количество часов | ||
Общ. | Теор. | Прак. | |||
Введение в экологию. | 3 | 1 | 2 | ||
Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. | 1 | ||||
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | 1 | ||||
Экскурсия в природу. | 1 | ||||
Молчаливые соседи. | 3 | 2 | 1 | ||
Наблюдения за домашними питомцами. | 1 | ||||
Интересные факты о домашних питомцах. | 1 | ||||
Фотовыставка «Наши любимцы». | 1 | ||||
Пернатые друзья. | 3 | 1 | 2 | ||
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. | 1 | ||||
Чтение рассказов о птицах, разгадывание загадок. | 1 | ||||
Наблюдение за поведением птиц на улице. Акция: «Птичья столовая». | 1 | ||||
О чем шепчут деревья. | 3 | 1 | 2 | ||
Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | 1 | ||||
Игра «Путешественник» (деревья родного города). | 1 | ||||
Викторина «Чей листик?» | 1 | ||||
Загадки животного мира. | 3 | 1 | 2 | ||
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. | 1 | ||||
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||||
Заочное путешествие «Загадки животного мира». Устный журнал «Такие интересные животные» | 1 | ||||
Секреты неживой природы. | 3 | 2 | 1 | ||
Наблюдение за состоянием воды в природе. | 1 | ||||
Интересное в неживой природе. | 1 | ||||
Игра «Тайны вокруг нас». | 1 | ||||
Оранжерея на окне. | 7 | 1 | 6 | ||
Комнатные растения (просмотр слайдов). | 1 | ||||
Наблюдение за комнатными растениями. Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. | 1 | ||||
Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». | 1 | ||||
Игровая программа «Во саду ли в огороде». | 1 | ||||
Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | ||||
Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. | 1 | ||||
Конкурсная программа «Угадай цветок» | 1 | ||||
Человек – часть живой природы. | 4 | 2 | 2 | ||
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. | 1 | ||||
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | 1 | ||||
Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. | 1 | ||||
Выращивание лука в комнатных условиях. Наблюдение за растениями. | 1 | ||||
Охрана природы. | 4 | 3 | 1 | ||
Знакомство с понятием «Красная книга». | 1 | ||||
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | 1 | ||||
«Красная книга» Саратовской области. | 1 | ||||
33. | Праздник «Наш окружающий мир». | 1 |
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка "Родничок"
При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...
Рабочая программа экологического кружка
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Почемучка» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир»...
Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»
Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры, правила...
Рабочая программа экологического клуба "Земля - мой дом"
Рабочая программа внеурочной деятельности: кружок по экологии для начальной школы. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственн...
Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...
Рабочая программа «Экологическая тропа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)«Экологическая тропа»...
Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс
Цели программы:1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.2.Фо...