Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры, правила и нормы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Здоровейка | 46.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» п. Айхал
Обсуждено Утверждаю:
На методсовете _______________Касаткин А.А.
Протокол №1 директор МКОУ «СОШ№5»
От « _»сентября 2013г. «_» сентября 2013г.
Рабочая программа курса
для учащихся 1-2 классов
«Здоровейка»
Составители:
Дорофеева И.П.
учитель начальных классов
Огнёва И.Я.
учитель начальных классов
2012 – 2013 учебный год
Курс игровой программы«Здоровейка»
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………
- Планируемые результаты освоения……………………
- Календарно-тематический план………………..............
- Содержание спецкурса………………………………….
- Список литературы………………………………………
- Перечень ключевых слов………………………………..
Пояснительная записка.
Информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений, переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст, знакомство с педагогами и одноклассниками – всё это подвергает эмоциональную сферу ребёнка огромным перегрузкам. Обилие негативных реакций: агрессивность, бесчувственность, нетерпимость, не умение контролировать свои поступки – результат подобных неблагоприятных воздействий.
Актуальность этой проблемы возрастает с отсутствием внимания взрослых на эмоциональную и психическую жизнь ребёнка. Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Необходимость введения игрового-здровьесберегающего курса «Здоровейка» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей - это общение ребёнка в коллективе, помочь ребёнку расслабиться и концентрировать внимание, снять возбуждение, услышать и почувствовать себя и других.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Содержание программы «Здоровейка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Предлагаемая программа предназначена как дополнительное средство помощи для работы с детьми младшего школьного возраста, направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта и эмоционального напряжения, на детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, на снижения тревожности.
Реализация этой программы предполагается в младших классах с обучающимися, у которых низкая познавательная активность, нарушение процессов возбуждения и торможения, нарушения саморегуляции и самоконтроля поведения.
Содержание данной программы можно применять во внеклассной работе, она позволяет ребёнку быстрее адаптироваться и реализовать своё естественное стремление к развитию и самосовершенствованию. И как элементы разгрузки обучающихся на уроках.
Основу спецкурса составляют систему релаксационных упражнений, основной формой которых является игра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
- Развлекательная.
- Коммуникативная.
- Игротерапия.
- Сказкотерапия.
- Дыхательная гимнастика
- Психогимнастика.
Цель программы – Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития. Снижение состояния дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить детей расслабляться, снимать напряжение и возбуждение, правильно дышать, перевоплощаться (входя в заданный образ);
- способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных учебных действий;
- формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку;
Особенности реализации программы:
Программа «Здоровейка» реализуется по зровьесберегающему направлению внеурочной деятельности вариативной части учебного плана общим объёмом
1 класс -33часа в год 2 класс – 34 часа в год
Реализация программы предусматривает проведение тренингов, бесед, драматизации, активно используется рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного, оздоровительного и психотехнического отдыха.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Здоровейка»
в результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие УУД:
познавательные
- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- Строить сообщения в устной форме;
У ученика будут сформированы:
личностные
- Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- Умение оценивать, контролировать и корректировать свои действия:
Ученик научится:
коммуникативные:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотруднечестве с педагогом и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- Формировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. |
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы «Здоровейка» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
- Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Литература:
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Календарно- тематический план 1 класс
№ | Дата | Часы | Тема урока | Содержание деятельности (теоретическая и практическая часть) | Формы контроля |
1. | 1 | Вводный урок. Диагностика познавательной сферы. | Ознакомить учащихся с правилами поведения в комнате релаксации. | ||
2. | 1 | « Мы шарики!» | Учимся правильно дышать. | ||
3. | 1 | «Половинка» | Учимся напрягать и расслаблять разные части тела. | ||
4. | 1 | «Мои глазки!» | Глазодвигательные упражнения. | ||
5. | 1 | «Ручки, мои ручки!» | Игры для развития мелкой моторики рук. | ||
6. | 1 | «Послушаем тишину» | Учимся слушать звуки окружающего мира. | ||
7. | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку, и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
8. | 1 | «Зимние забавы!» | Учимся контролировать свои деструктивные эмоции и действия | ||
9. | 1 | «Поделись с другом…» | Учимся создавать атмосферу принятия и понимания, развитие навыков общения | Методика «Цветовых выборов» | |
10 | 1 | «Море волнуется…» | Учимся снижать психоэмоциональное напряжение. | ||
11. | 1 | « Мы актёры!» | Учимся развивать способность к самовыражению | ||
12. | 1 | « Мы актёры!» | Учимся развивать способность к самовыражению | ||
13 | 1 | Игры с мячами «Головомяч» | Учимся работать в парах, помогать друг другу. | ||
14 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку, и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
15 | 1 | В магазине игрушек. «Моя любимая игрушка». Рисуночная релаксация. | Формирование моральных представлений и позитивной установки на отношение к окружающему миру. | ||
16 | 1 | Первая помощь при стрессе. | Учимся адекватно воспринимать поступки, которые они совершают, уметь делать выводы и учиться преодолевать трудности. | ||
17 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. | ||
18 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. | ||
19 | 1 | Как справиться с плохим настроением? | Учимся владеть своими эмоциями, настраивать себя на лучшее. | ||
20 | 1 | Новогодние салюты | Учимся владеть своими эмоциями. | ||
21 | 1 | Мимика. | Учимся проявлять себя и общаться без помощи слов. | ||
22 | 1 | «Моя семья» рисуночная релаксация. | Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям; | ||
23 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку, и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
24 | 1 | Я хозяин своего здоровья. | Учимся следить за здоровьем своего тела. | Викторина | |
25 | 1 | «Спящий котёнок» | Учимся перевоплощаться в заданный образ. | ||
26 | 1 | Моё настроение! | Учимся передавать свои чувства и эмоции согласно своему настроению. | Методика «Десять слов» | |
27 | 1 | Послушаем музыку. | Учимся слушать музыку, инсценировать этюды, работать над образом. | ||
28 | 1 | Хочу быть здоровым. | Учимся следить за здоровьем своего тела. | Викторина | |
29 | 1 | Как стать уверенным в себе. | Учимся настраивать свои чувства на положительные эмоции. | ||
30 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. | ||
31 | 1 | « Мы актёры!» | Учимся развивать способность к самовыражению | ||
32 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку, и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
33 | 1 | Диагностика познавательной сферы. | |||
Календарно- тематический план 2 класс.
№ | Дата | Часы | Тема урока | Содержание деятельности (теоретическая и практическая часть) | Формы контроля |
1 | 1 | Вводный урок. « Мы шарики!» | Повторить с учащимися о правилах поведения в комнате релаксации. Учимся правильно дышать. | ||
2 | 1 | Диагностика познавательной сферы. | |||
3 | 1 | «Послушаем тишину». В осеннем лесу. | Пр Учимся слушать звуки окружающего мира. | ||
4 | 1 | Дыхательная гимнастика. | |||
5 | 1 | Сказкотерапия.М | Учимся воспринимать сказку и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
6 | 1 | «Мои глазки!» | Глазодвигательные упражнения | ||
7 | 1 | В магазине игрушек. «Моя любимая игрушка». Рисуночная релаксация. | Формирование моральных представлений и позитивной установки на отношение к окружающему миру. | ||
8 | 1 | Мимика. Пантомимика.(психогимнастика) | Учимся проявлять себя и общаться без помощи слов. | ||
9 | 1 | «Ручки, мои ручки!» | Игры для развития мелкой моторики. | ||
10 | 1 | Релаксационные игры. | |||
11 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
12 | 1 | «Моя семья». Рисуночная релаксация. | Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям. | ||
13 | 1 | Как выйти из стресса. | Учить детей адекватно воспринимать поступки, которые они совершают, уметь делать выводы и учиться преодолевать трудности. | ||
14 | 1 | Игры с мячами. | Учимся работать в парах, помогать друг другу. | ||
15 | 1 | Как справиться с плохим настроением? | Учимся владеть своими эмоциями, настраивать себя на лучшее. | ||
16 | 1 | Новогодние салюты | Учимся владеть своими эмоциями. | ||
17 | 1 | Как стать уверенным в себе. | Учимся настраивать свои чувства на положительные эмоции. | ||
18 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
19 | 1 | Как победить свой страх. | Учимся преодолевать отрицательные эмоции, владеть ситуацией. | ||
20 | 1 | Отдых на земляничной поляне. | Учимся создавать и вызывать положительные эмоции. | ||
21 | 1 | Игры на развитие памяти и внимания. | Развиваем память и внимание. | Методика «Десять слов» | |
22 | 1 | «Море волнуется…» | Учимся снижать психоэмоциональное напряжение. | ||
23 | 1 | «Зимние забавы!» | Учимся контролировать свои деструктивные эмоции и действия | ||
24 | 1 | «Моё настроение». Рисуночная релаксация. | Учимся передавать своё настроение через рисунок. | ||
25 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
26 | 1 | Такие разные настроения. | Учимся определять эмоциональное настроение своих близких. | ||
27 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. | ||
28 | 1 | Я хозяин своего здоровья. | Учимся следить за здоровьем своего тела. | ||
29 | 1 | «Птица, расправляющая крылья» | Учимся быть позитивными, уверенными, вызывать чувства спокойствия, радости, силы. | ||
30 | 1 | Комплекс «Музыкальная мозайка» | Учимся слушать музыку, инсценировать этюды, работать над образом. | ||
31 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. | ||
32 | 1 | Сказкотерапия. | Учимся воспринимать сказку и наблюдаем за окружающей жизнью людей (животных), за их поступками. Делаем выводы. | ||
33 | 1 | Диагностика познавательной сферы | Тест «Дневник настроения» | ||
34 | 1 | Ауторелоксация. | Учимся определять и получать удовольствие от звуков окружающего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011). В авторскую программу ...
Рабочая программа курса Технология для 3 класса
Рабочая программа по технологии для 3 класса по программе Занкова Л. В....
Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Здоровейка"
Данная рабочая программа разработана для внеурочной деятельности в 1 классе спортивно - оздоровительного направления. Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введени...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...