Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Марина Евгеньевна

Цели программы:

1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.

2.Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека, как социального существа.

3.Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ёё охране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropinka_3_klass.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Рабочая программа курса «Экологическая тропинка» составлена с требованиями ФГОС НОО, на основе Программы внеурочной деятельности «Экологическая тропинка» для учащихся 1-4 классов Уваровой Е.Г., Максимовой И.В., Петровой И.В. и Бочкарёвой Л.И.,  в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 2  города Димитровграда Ульяновской области».

         

          Цели программы:

1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.

2.Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека, как социального существа.

3.Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ёё охране.

       

       Задачи:

Обучающие:

- дать ребёнку  системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями4

- научиться применять на практике полученные знания;

- формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

-развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать у детей навыки психологической нагрузки при взаимодействии с миром природы;

- повышать общий интеллектуальный уровень  подростков;

- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей;

- реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

-развивать творческую деятельность.

  Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

- воспитывать потребность в общении с природой;

- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

-поиск информации в читальном зале библиотеки;

-экскурсии;

- наблюдения;

-опыты;

-эксперименты;

-защита проектов;

-организация выставок и презентаций;

-совместная деятельность обучающих и родителей.

3 год обучения (35 часов, 1 час в неделю)

Вводное занятие. Отношение человека к окружающему миру.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году, участие в охране родной природы, заполнение папок.

Экологические связи в живой природе.

Изучение экологических  связей на примерах растений и животных родного края. Составление экологических связей в живой природе. Знакомство с понятиями «прямые связи», «косвенные связи».Знакомство с экологической пирамидой. Объяснение значения знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Изучение экосистемы. Семинар «Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы, окраска, поза и  др.). Заполнение папки исследователя.

Вода. Охрана воды.

Вода и цивилизация. Разнообразие:  живые обитатели водоёмов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. Экскурсия на ближайший водоём. Определение чистоты воды. Определение чистоты воздуха. Наличие лишайников. Простейший индикатор загрязнения воздуха. Выводы. Подготовка отчёта в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Почвы. Охрана почв.

Разнообразие: живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. Экскурсия с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду. Разработка плана мероприятий по охране поверхности земли территории школы на основе наблюдений, сделанных на экскурсии. Подготовка  отчёта в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Воздух. Охрана воздуха.

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Оценка загрязнения воздуха. Расположение  дорог, фабрик, домов, зелёных насаждений, направление ветра (анализ «Дневник наблюдений») и загрязнения в воздуха по индикаторам. Выводы. Заполнение папки исследователя.

Охрана животных.

Причины исчезновения растений и животных и необходимость их  защиты каждым человеком. Составление и  обсуждение мер по охране редких растений и животных. Подготовка отчёта  в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Способы охраны природы.

Примеры  активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые  природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.). Заполнение папки исследователя.

Итоговое занятие. Защита  исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 года обучения.

Учащиеся должны знать \ понимать:

- взаимосвязи в природе, место человека как части природы;

- свойства воды и воздуха;

- состав и свойства почвы;

 -  характеристику природных сообществ, влияние человека на сообщества;

- погодные явления края и условные знаки.

Учащиеся должны уметь:

- исследовать  в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твёрдом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- сравнивать свойства воды и воздуха;

- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- исследовать  в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов  в образовании почвы (на примере своей местности);

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников  знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

 - проводить несложные  наблюдения в родном красе за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные, леса  и поля, пресного водоёма родного края; использование водоёмов.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 3 классе

Познавательные УУД:

 - умение работать с различными источниками информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- поиск  и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- знаково – символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

-  умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 - выбор эффективности способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение, извлечение информации;

-определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

Регулятивные УУД:

- преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать выделение учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

- различение способа и результата действий;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- работать в группе 9распределять работу между участниками, выполнять всою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы).

Личностные УУД:

-  принятие учащимися правил здорового образа  жизни;

- развитие морально – этического сознания;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической доступности.

Тематическое планирование занятий кружка «Экологическая тропинка» в 3 классе

1

Вводное занятие. Отношение человека к окружающему миру. История Земли.

Понимать значение окружающего мира для человека.

2

Раздел 2.

Изменение сообществ.

Характеризовать экологические  связи в живой природе.

3

Пищевые цепочки и связи.

Необходимость сохранения всего многообразия жизни.

4

Защитные приспособления у растений и животных.

Классифицировать экологические связи.

5

Жизнь животных днём и ночью.

6

Раздел 3.

Голубая планета – Земля.

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека.

7

Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде.

Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края.

8

Хранилища воды на суше. Реки, озёра, пруды.

9

Вода в быту. Экономия воды. Берегите воду!

Нарисовать плакат.

10

Водоёмы нашего края.

Формулировать меры по охране чистой воды.

11

Экскурсия на водоём.

Какую роль реки нашего края играли для наших предков.

12

Раздел 4.

Состав и свойства почвы.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы.

13

Есть ли жизнь под землёй? Роль живых организмов в почве.

Роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы.

14

Минералы. Сказочная красота камней – яшмы, изумруда, малахита.

Посещение выставки камней в выставочном зале «Радуга».

15

Сельскохозяйственные культуры. Жизнь земледельца.

Оценивать плодородие почвы своего края.

16

Растущие пустыни. Роль человека в освоении пустынь.

Характеризовать  процессы образования и разрушения почвы.

17

Богатство нашего края. Негативное влияние человека.

Меры по охране почвы от разрушения.

18

Раздел 5.

Воздух и жизнь. Значение и свойства воздуха.

Рассказать о значении воздуха для растений, животных и человека.

19

Что такое погода? Учимся наблюдать за изменениями погоды.

Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека.

20

Леса – лёгкие нашей планеты.

Формулировать меры по охране чистоты воздуха.

21

Как охранять воздух?

Нарисовать плакат об охране воздуха или окружающей среды.

22

Почему меняется климат на Земле?

23

Раздел 6.

Братья наши меньшие. Как ухаживать за домашними питомцами.

Характеризовать способы питания, размножения домашних животных.

24

Птицы – друзья человека. Акция «Подкормите птиц зимой».

Изготовление кормушек.

25

Заповедники России. Заповедники и заказники нашего края.

Выявлять причины исчезновения животных.

26

Жизнь на дне. Кораллы.

Показать свой коралл, рассказать о коралловом острове.

27

Защитим братьев наших меньших.

Рассказать о способах охраны животных.

28

В мире животных – игра.

29

Ботанические сады и зоопарки.

Моделировать ситуацию по сохранению природы и её защите.

30

Красная книга Ульяновской области.

Рассказать о способах охраны животных.

31

Красивейшие природные заповедники России.

Показать видео.

32

Большие дела маленьких рук. Чем мы можем помочь природе?

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, экосистем и всей природы.

33

Принимаем участие в субботнике на школьном дворе.

По школьному графику.

34

Выращиваем рассаду для школьных клумб.

Апрель, май.

35

Высадка рассады на школьные клумбы.

Конец мая.

Раздел 8.Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся. 2 часа.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...