Рабочая программа экологического кружка
методическая разработка (2 класс) по теме
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Почемучка» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования: 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhku_pochemuchka2012-2013_uchebnyy_god.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа утверждена
на педагогическом совете
МОУ «СОШ села Берёзовая Лука
Духовницкого района Саратовской области»
«_____»_____________________2012 год
Дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности в рамках внеурочной деятельности обучающихся «Почемучка». (Экологический кружок)
Программа занятий по дополнительному образованию
расcчитана на детей 7 – 8 летнего возраста.
Автор: учитель начальных классов
МОУ «СОШ села Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»
Липатова Ирина Михайловна
2012 – 2013 учебный год.
Пояснительная записка
Переход начальной школы на Федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Почемучек» намечает тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления.
Воспитание экологической культуры – актуальная задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Почемучка» для 2 класса разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования: 2009г.
Согласно Базисному плану тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год; количество часов в неделю – 1 час.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Цель: Становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и сознающей своё место в Природе.
Задачи:
- Создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования;
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;
- Развитие способностей формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- Принцип единства сознания и деятельности;
- Принцип наглядности;
- Принцип личностной ориентации;
- Принцип системности и целостности;
- Принцип экологического гуманизма;
- Принцип краеведческий;
- Принцип практической направленности.
Курс экологического кружка «Почемучка» включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля – единая экосистема.
- Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций «Почему?», ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Основным методом обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Результативность и целесообразность работы по программе экологического кружка «Почемучка» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:
- тестирование и анкетирование
- пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей
Учащиеся должны знать:
- Почему планета Земля является большим нашим домом;
- Почему Солнце является источником жизни на Земле;
- Почему природа бывает неживая и живая;
- Почему существуют основные группы растительных и животных организмов и почему они умеют приспосабливаться к условиям существования;
- Почему деятельность человека влияет на условия жизни живых организмов;
- Почему каждый организм самоценен;
- Почему велико значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ и связи между ними;
- Почему растения и животные имеют огромное значение в жизни человека и почему влияют условия их выращивания и правила ухода;
- Почему так велико многообразие растений, животных, грибов и почему существуют экологические связи между ними;
- Почему существуют основные виды растений и животных различных экосистем;
- Почему существуют организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и какие меры существуют борьбы с ними;
- Почему считают человека – существом природным и социальным и какие существуют разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- Почему существуют условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- Почему существуют различия грибов (съедобные и несъедобные);
- Почему существуют позитивные и негативные влияния деятельности человека в природе;
- Почему надо сохранять окружающую среду;
- Почему мы используем наблюдение и опыт;
- Почему считают экологию – наукой об общем доме;
- Почему надо исполнять экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- Ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- Составлять экологические модели, трофические цепи;
- Доказывать уникальность и красоту каждог8о природного объекта;
- Заботиться о здоровом образе жизни;
- Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- Предвидеть последствия деятельности людей в природе;
- Улучшать состояние окружающей среды;
- Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов;
- Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Гербаризировать растения;
- Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- Применять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений.
Справочная литература:
- Рянжин С.В. «Экологический букварь»
- Нестандартные уроки в начальной школе. Составители: Савинова С.В., Гугучкина Е.Е.
- Юдина И.Г. «Природоведение»2002г.
- Большая энциклопедия экологии. 2000г.
- Общие закономерности. Биология.
- География Саратовской области.
- Наша планета Земля.
- Дополнительная образовательная программа по экологии
Интернет – ресурсы
Учебно – тематический план экологического кружка «Почемучка».
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение. | 1. | 1. | -. |
2. | Почему мы изучаем проблемы экологии. | 3. | 1. | 2. |
3. | Почему мы живём на планете Земля. | 2. | -. | 2. |
4. | Почему у каждого человека ест Родина. | 1. | - | 1. |
5. | Почему мы изучаем организмы в окружающей среде. | 3. | 1. | 2. |
6. | Почему тебя принимаем в юные экологи. | 1. | - | 1. |
7. | Почему надо знать экологическую этику. | 2. | 1. | 1. |
8. | Почему мы изучаем неживую природу. | 3. | 1. | 2. |
9. | Почему надо беречь воду, почву. | 3. | 1. | 2. |
10. | Почему надо знать климат и прогноз погоды. | 3. | 1. | 2. |
11. | Почему нельзя…? | 2. | 1. | 1. |
12. | Почему мы изучаем живую природу. | 3. | 1. | 2. |
13. | Почему существуют связи живой и неживой природы. | 2. | 1. | 1. |
14. | Почему они опасны..? | 3. | 1. | 2. |
15. | Почему мы их изучаем? | 2. | 1. | 1. |
16. | Праздник «Почему мы всё это делали?». | 1. | ||
Итого: | 35 часов | 12 часов | 21 часов. |
Календарно – тематическое планирование занятий экологического кружка «Почемучка».
Раздел программы | № занятия | Тематическое содержание | дата | т/п | Кол – во часов |
Введение. | 1. | Почему мы должны знать задачи экологии? | т | 1. | |
Почему мы изучаем экологические проблемы? | 2. | Почему считают экологию – наукой об общем доме? | п | 1. | |
3. | Почему надо исполнять экологически сообразные правила поведения в природе? | т | 1. | ||
4. | Почему надо сохранять окружающую среду? | п | 1. | ||
Почему мы живём на планете Земля? | 5. | Почему планета Земля является большим нашим домом? | п | 1. | |
6. | Почему Солнце является источником жизни на Земле? | п | 1. | ||
Почему у каждого человека ест Родина? | 7. | Почему у каждого человека есть Родина? | п | 1. | |
Почему мы изучаем организмы в окружающей среде? | 8. | Почему каждый организм самоценен? | т | 1. | |
9. | Экскурсия на природу «Почему птицы живут на деревьях, насекомые на цветах, растения живут в поле, на лугу, в лесу?». | п | 1. | ||
10. | Почему окружающая среда влияет положительно и отрицательно на живой организм? | п | 1. | ||
Почему тебя принимаем в юные экологи? | 11. | «Почему есть у природы сердце безотказное; мудрые руки её мастеров». Игра «кто на планете первый?». | п | 1. | |
Почему надо знать экологическую этику? | 12. | Почему существуют организмы, принося-щие ущерб хозяйству человека и какие меры существуют борьбы с ними? | т | 1. | |
13. | Почему считают экологию – наукой об общем доме? | п | 1. | ||
Почему мы изучаем неживую природу? | 14. | Почему природа бывает неживая и живая? | т | 1. | |
15. | Почему человек не может жить без неживой природы? | п | 1. | ||
16. | Почему так многообразен мир неживой природы? | п | 1. | ||
Почему надо беречь воду, почву? | 17. | Почему вода на Земле это её кровь? | т | 1. | |
18. | Почему человек загрязняет свою реку Волгу? | п | 1. | ||
19. | Творческий урок «Почему надо беречь капельку воды?». | п | 1. | ||
Почему надо знать климат и прогноз погоды? | 20. | Почему климат теплеет? | т | 1. | |
21. | Почему и для чего определяют прогноз погоды? | п | 1. | ||
22. | Почему мы используем народные приметы ? | п | 1. | ||
Почему нельзя…? | 23. | Почему нельзя ходить без сменной обуви? | т | 1. | |
24. | Почему нельзя находиться в пыльном помещении? (Уборка класса) | п | 1. | ||
Почему мы изучаем живую природу. | 25. | Почему растения и животные имеют огромное значение в жизни человека? | т | 1. | |
26. | Почему существуют организмы, приносящие ущерб хозяйству человека? | п | 1. | ||
27. | Почему существуют основные виды растений и животных различных экосистем? | П | 1. | ||
Почему существуют связи живой и неживой природы. | 28. | Кто чем питается? | т | 1. | |
29. | Почему деятельность человека влияет на условия жизни живых организмов? | п | 1. | ||
Почему они опасны..? | 30. | Почему грибы такие разные? | т | 1. | |
31. | Почему так надо опасаться неизвестные растения? | п | 1. | ||
32. | Почему мухомор опасен не для всех? | п | 1 | ||
Почему мы их изучаем? | 33. | Почему надо исполнять экологически сообразные правила поведения в природе? | т | 1. | |
34. | Почему мы используем наблюдение и опыт? | п | 1. | ||
Праздник «Почему мы всё это делали?». | 35 | Отчёт о проделанной работе. | п | 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка "Родничок"
При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...
Рабочая программа спортивного кружка "Веселые ребята" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Активные занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми....
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Программа экологического кружка исследовательской направленности
Программа по внеурочной деятельности по ФГОС экологического кружка исследовательской направленности...
Рабочая программа экологического кружка "Почемучки" для учащихся 1 класса
Содержание программы интегрирует в себе курсы: "Окружающий мир" Р.Г. Чуракова, УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...
Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"
Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образова...