Рабочая программа «Экологическая тропа»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности
(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)
«Экологическая тропа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ekologicheskaya_tropa.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «Гимназия №2» ________/Зайцева Ж.В./ «___»______________2017г. | . | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия №2» __________/Земскова О В./ «___»______________2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности
(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)
«Экологическая тропа»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель
Родичева Светлана Викторовна
2017-2018 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Экологическая тропа
Кружок (внеурочная деятельность)
(естественнонаучное направленности)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для разработана в соответствии с п. 4 ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе образовательной программы, разработанной и утверждённой МОУ «Гимназия № 2» г. Саратова в соответствии с федеральными государственными требованиями, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р., приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008, в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 установлены требования к организации образовательного процесса.
Цель программы:– развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.
Кружок “Экологическая тропа” призван решать следующие задачи:
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе.
Содержание программы занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Методы и формы обучения: Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу зо минут ( 34 занятия в год). Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:
- изучение основной и дополнительной литературы;
- составление обзоров и информационных справок;
- экскурсий;
- обсуждение проблем;
- просмотр фильмов и мульфильмов;
Методическое и материально-техническое обеспечение занятий
Воспитательные результаты
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
- Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
- Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссии.
Тематическое содержание курса.
№ | Содержание занятия | Планирование | Дата проведения | |
1гр. | 2гр. | |||
1 | Тема 1. . Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Условие и характер самостоятельной работы членов кружка | 1час зо мин. | 07.09 | 02.09 |
2 3. 4. | Тема 2. Общие вопросы охраны природы. Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали в объяснениях термина “экология? Структура современной экологии. Химическая экология. Тема 3. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природы Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (предприятия нашей местности, загрязняющие природу) Тема 4. Лес и человек. Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?» Учебное занятие с использованием ИКТ «Ярусы леса» | 1час 30 мин 1час 30мин | 14.09 21.09 28.09 | 09.09 16.09 23.09 |
5. | Тема 5. Лес- родной дом для растений и животных. Рассматривание картин леса. ?» Учебное занятие с использованием ИКТ | 1час зо мин. | 05.10 | 30.09 |
6. | Тема 6:Деревья лес. Слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т.д. Рассматривание деревьев, опавших листьев | 1час зо мин. | 12.10 | 07.10 |
7. | Тема 7 Ягодные адреса Рассматривание гербариев ягодных кустарников Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу | 1час зо мин. | 19.10 | 14.10 |
8. | Тема 8 Знай и выполняй правила сбора ягод. Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод» Составление памяток о сборе лесных ягод | 1час зо мин. | 26.10 | 21.10 |
9 | Тема 9Сьедобные и ядовитые грибы. Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали Отгадывание ребусов, шарад о грибах | 1час зо мин. | 9.11 | 28.10 |
10 | Тема 10 Цветущие растения на лесной поляне. Рассматривание гербариев растений. Узнавание цветущих растений по силуэтам | 1час зо мин. | 16.11 | 11.11 |
11 | Тема 11 Знай ядовитые растения леса. Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса. Рассматривание гербариев растений. | 1час зо мин. | 23.11 | 18.11 |
12 | Тема 12 Лесная аптека. Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления к переносу ветром | 1час зо мин. | 30.11 | 25.11 |
13 | Тема 13 Лес – дом для многих животных. Учебное занятие с использованием ИКТ | 1час зо мин. | 07.12 | 02.12 |
14 | Тема 14 Дятел – лесной доктор. Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации. Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?» | 1час зо мин. | 14.12 | 09.12 |
15 | Тема15 Чьё гнездо? Сбор рисунков разных гнёзд птиц. Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?» | 1час зо мин. | 21.12 | 16.12 |
16 | Тема 16 Береги, охраняй муравьёв! Составление правил поведения по охране муравейников. Нарисовать плакаты в защиту муравьёв | 1час зо мин. | 28.12 | 23.12 |
17 | Тема 17 Будь другом лесу! Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову .. | 1час зо мин. | 11.01 | 13.01 |
18 | Тема 18 Экологический театр «Будь человеком человек» Составление правил кодекса «Защитники природы» | 1час зо мин. | 18.01 | 20.01 |
19 | Тема 19 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Составление списка охраняемых растений нашего края | 1час зо мин. | 25.01 | 27.01 |
20 | Тема 20 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Составление списка охраняемых растений нашего края | 1час зо мин. | 01.02 | 03.02 |
21 | Тема 21 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения» | 1час зо мин. | 8.02 | 10.02 |
22 | Тема 22 Человек в гостях у природы. Цикл наблюдений за поведением людей на природе | 1час зо мин. | 15.02 | 17.02 |
23 | Тема 23 Оформление книги о правилах поведения в природе | 1час зо мин. | 22.02 | 24.02 |
24 | Тема 24 Оформление книги о правилах поведения в природе | 1час зо мин. | 01.02 | 03.03 |
25 | Тема 25 Экологический десант. Очистка территории | 1час зо мин. | 15.03 | 10.03 |
26 | Тема 26 Озеленение школьного двора Трудовые десанты | 1час зо мин. | 22.03 | 17.03 |
27 | Тема 27 Озеленение школьного двора Трудовые десанты | 1час зо мин. | 05.04 | 24.03 |
28 | Тема28 Озеленение школьного двора Трудовые десанты | 1час зо мин. | 12.04 | 7.04 |
29 | Тема. 29 Вода: её свойства и значения. Состав и свойства воды. Классификации природных вод. Запасы воды на Земле. Водные ресурсы Российской Федерации | 1час зо мин. | 19.04 | 14.04 |
30 | Тема 30 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав. | 1час зо мин. | 26.04 | 21.04 |
31 | Тема31 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле | 1час зо мин. | 03.05 | 28.04 |
32 | Тема 32 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды | 1час зо мин. | 10.05 | 05.05 |
33 | Тема 33. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна.. | 1час зо мин. | 17.05 | 12.05 |
34 | Тема 34 Международная деятельность в области охраны природы. Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции. | 1час зо мин. | 24.05 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа "Экологическая тропа Приморья"
Конкурсная игра разработана для учащихся начальных классов и учащихся среднего звена. Материал можно использовать для работы пришкольного лагеря....
Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...
Рабочая программа "По тропинкам Кузбасса"
Программа дополнительного образования «По тропинкам Кузбасса» по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению – учебно-познав...
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий во 2 классе....
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса
Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...
Игровая программа "Экологическая тропа"
Игровая программа "Экологическая тропа"...
Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс
Цели программы:1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.2.Фо...