Рабочая программа «Экологическая тропа»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Родичева Светлана Викторовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности

(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)

«Экологическая тропа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ekologicheskaya_tropa.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Заместитель директора по

ВР МОУ «Гимназия №2»

________/Зайцева Ж.В./

«___»______________2017г.

.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Гимназия №2»

__________/Земскова О В./

«___»______________2017г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности

(внеурочная деятельности естественнонаучной направленности)

«Экологическая тропа»

Возраст обучающихся: 6-8 лет

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель

Родичева Светлана Викторовна

2017-2018 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Экологическая тропа

Кружок (внеурочная деятельность)

(естественнонаучное  направленности)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для    разработана в соответствии с п. 4 ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  на основе образовательной программы, разработанной и утверждённой МОУ «Гимназия № 2» г. Саратова в соответствии с федеральными государственными требованиями, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р., приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008,  в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 установлены требования к организации образовательного процесса.

Цель программы:– развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Кружок “Экологическая тропа” призван решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  • формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе.

Содержание программы  занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Методы и формы обучения:  Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу зо минут  ( 34 занятия в год). Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, смотрах, конференциях, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.

 Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- составление обзоров и информационных справок;

- экскурсий;

- обсуждение проблем;

- просмотр фильмов и мульфильмов;

Методическое и материально-техническое обеспечение занятий

Воспитательные результаты

  1. Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
  1. Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  2. Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер. 
  3. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
  4. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссии.

Тематическое содержание курса.

Содержание занятия

Планирование

Дата

проведения

1гр.

2гр.

1

Тема 1. . Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.

Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.

Условие и характер самостоятельной работы членов кружка

1час зо мин.

07.09

02.09

2

3.

4.

Тема 2. Общие вопросы охраны природы.

Что изучает экология и химия, их взаимосвязь. Основные понятия и определения. Что мы не замечали в объяснениях термина “экология?

Структура современной экологии. Химическая экология.

Тема 3. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природы

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека (предприятия нашей местности, загрязняющие природу)

Тема 4. Лес и человек.

Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?»  Учебное занятие с использованием  ИКТ «Ярусы леса»

1час 30 мин

1час 30мин

14.09

21.09

28.09

09.09

16.09

23.09

5.

Тема 5. Лес- родной дом для растений и животных.

Рассматривание картин леса. ?»  Учебное занятие с использованием  ИКТ

1час зо мин.

05.10

30.09

6.

Тема 6:Деревья лес.

Слушание звуков  музыки  в природе – шум листвы и т.д.   Рассматривание деревьев, опавших листьев

1час зо мин.

12.10

07.10

7.

Тема 7 Ягодные адреса

Рассматривание гербариев ягодных кустарников Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу

1час зо мин.

19.10

14.10

8.

Тема 8 Знай и выполняй правила сбора ягод.

Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод»  Составление памяток о сборе лесных ягод

1час зо мин.

26.10

21.10

9

Тема 9Сьедобные и ядовитые грибы.

Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали Отгадывание ребусов, шарад о грибах

1час зо мин.

9.11

28.10

10

Тема 10  Цветущие растения на лесной поляне. Рассматривание гербариев растений. Узнавание цветущих растений по силуэтам

1час зо мин.

16.11

11.11

11

Тема 11 Знай ядовитые растения леса. Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса. Рассматривание гербариев растений.

1час зо мин.

23.11

18.11

12

Тема 12 Лесная аптека. Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления  к переносу ветром

1час зо мин.

30.11

25.11

13

Тема 13 Лес – дом для многих животных. Учебное занятие с использованием ИКТ

1час зо мин.

07.12

02.12

14

Тема 14 Дятел – лесной доктор. Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации. Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?»

1час зо мин.

14.12

09.12

15

Тема15 Чьё гнездо? Сбор рисунков разных гнёзд птиц. Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?»

1час зо мин.

21.12

16.12

16

Тема 16 Береги, охраняй муравьёв! Составление правил поведения по охране муравейников. Нарисовать плакаты в защиту муравьёв

1час зо мин.

28.12

23.12

17

Тема 17 Будь другом лесу! Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову ..

1час зо мин.

11.01

13.01

18

Тема 18 Экологический театр «Будь человеком человек»

Составление правил кодекса «Защитники природы»

1час зо мин.

18.01

20.01

19

Тема 19 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Составление списка охраняемых растений нашего края

1час зо мин.

25.01

27.01

20

Тема 20 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Составление списка охраняемых растений нашего края

1час зо мин.

01.02

03.02

21

Тема 21 «Красная книга». Знакомство с Красной книгой. Экологический светофор «Остановись, подумай!» Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения»

1час зо мин.

8.02

10.02

22

Тема 22 Человек в гостях у природы. Цикл наблюдений за поведением людей на природе

1час зо мин.

15.02

17.02

23

Тема 23 Оформление книги о правилах поведения в природе

1час зо мин.

22.02

24.02

24

Тема 24 Оформление книги о правилах поведения в природе

1час зо мин.

01.02

03.03

25

Тема 25 Экологический десант. Очистка территории

1час зо мин.

15.03

10.03

26

Тема 26 Озеленение школьного двора Трудовые десанты

1час зо мин.

22.03

17.03

27

Тема 27 Озеленение школьного двора Трудовые десанты

1час зо мин.

05.04

24.03

28

Тема28 Озеленение школьного двора Трудовые десанты

1час зо мин.

12.04

7.04

29

Тема. 29 Вода: её свойства и значения.

Состав и свойства воды. Классификации природных вод. Запасы воды на Земле. Водные ресурсы Российской Федерации

1час зо мин.

19.04

14.04

30

Тема 30 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды.

Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. Источники загрязнения атмосферы и их состав.

1час зо мин.

26.04

21.04

31

Тема31 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле

1час зо мин.

03.05

28.04

32

Тема 32 Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды

1час зо мин.

10.05

05.05

33

Тема 33. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана Почвы и её состав. Охрана и рациональное использование почв. Пестициды в почве. Ядохимикаты и фауна..

1час зо мин.

17.05

12.05

34

Тема 34 Международная деятельность в области охраны природы. Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.

1час зо мин.

24.05

19.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Экологическая тропа Приморья"

Конкурсная игра разработана для учащихся начальных классов и учащихся среднего звена. Материал можно использовать для работы пришкольного лагеря....

Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"

Предлагаю вашему вниманию Рабочую  программу  экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...

Рабочая программа "По тропинкам Кузбасса"

Программа дополнительного образования «По тропинкам Кузбасса» по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению – учебно-познав...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 2 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий  во 2 классе....

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 3 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 3 классе...

Игровая программа "Экологическая тропа"

Игровая программа "Экологическая тропа"...

Рабочая программа "Экологическая тропинка" 3 класс

Цели программы:1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияние человека на окружающую среду.2.Фо...