тематическое 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Тимошенко Лия Георгиевна

программа предметов и тематическое планирование 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno.doc94 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc44 КБ
Microsoft Office document icon uchebno.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАИЕ ВО 2 КЛАССЕ ЗАНЯТИЙ ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ

тема

кол час

 

Примерное сод. занятий

Дата

план                   факт

Дидактическое обеспечение/оборудование

Раздел I. Старинный русский быт. 6 часов.

1

Одежда. Традиционный костюм.

1

Ознакомить с элементами старинного русского костюма.

Сент.

1

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

2

Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян .

1

Познакомить с особенностями крестьянской одежды;

Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду.

8

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

3

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

1

Продемонстрировать устройство крестьянской избы.

Показать особенности боярских хором, сравнитьс крестьянкой избой.

15

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

4

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

1

Познакомить с традиционной русской кухней.

Приготовить несколько простейших блюд.

22

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

5

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды.

1

Разучить несколько наиболее известных игр.

29

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

6

Учеба. Школа

1

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.

Окт.

6

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Раздел II. Новый русский быт со времён Петра I.  5 часов.

7

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

1

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

13

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

8

Усадьба. Дворянские особняки

1

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.

20

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

9

Быт дворянской семьи. Балы и праздники.

1

Разучить несколько элементов старинного танца.

27

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

10

Литературно-музыкальные

салоны

1

Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Нояб.

10

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

11

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

1

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

17

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Раздел III. Русские народные праздники. 12 часов.

12

Зимушка-зима. Новый год..

1

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

24

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

13

Рождество. Святки.

1

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

Стихи.

Дек.

1

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

14

Крещение

1

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.

8

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

15

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье.

1

Познакомить  с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

15

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

16

Встреча Масленицы;

1

Научиться печь блины,

22

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

17

Пасха

1

Научиться красить пасхальные яйца;

29

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

18

Лето красное. Егорьев день. Иван Купала.

1

Научиться плести венки.

Янв.

12

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

19

Петров день. Ильин день

1

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

20

Троица. Духов день

1

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

19

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

21

Осень золотая. Спасы.

1

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

28

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

22

Успение.

1

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

Февр.

2

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

23

Покров

1

Поделки из природного материала.

9

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Раздел IV. Русские народные промыслы. 6 часов.

24

Керамика Гжели

1

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

16

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

25

Хохлома

1

Раскрасить узоры хохломских ложек.

23

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

26

Жостово

1

Раскрасить узоры жостовскихподносов.

Март

2

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

27

Павлово-Посадские шали

1

.

Сравнить орнаменты нескольких шалей.

9

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

28

Вятская игрушка

1

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

16

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

29

Богородская игрушка

1

Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской

игрушки.

30

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Раздел V.Русские народные игры. 1 час.

30

Русские народные игры

1

Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др

Апр.

6

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Раздел VI. Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

 2 часа.

31

.Народные песни, загадки, пословицы

1

Разучить несколько песенок, считалок;

13

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

32

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы.

1

Научиться разгадывать загадки.

20

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

Раздел VII. Народные танцы. 3 часа.

33

Народные танцы Парные пляски. Переплясы.

1

Разучить хороводы, игры-хороводы.

27

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

34-37

Хороводы. Игры-танцы.

1

Разучить хороводы, игры-хороводы.

Май

4

11

18

25

Компьютер

Картинки с изображением

Экран

Музыкальные файлы сети интернет

                СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО

 

                Протокол заседания методического совета                                 Заместитель директора по УВР

                МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского                                            ________________________ Ф.И.О.

                от _________________  20 ___года № ____                                          подпись

                _____________________________________                                 _____       __________20____ года

                  подпись руководителя МС         Ф.И.О.                                                           дата



Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Нормативно-правовая и документальная основа:

Настоящая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
    зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (автор Л.Н. Михеева) разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.

     Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

     Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика курса

     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

Организация данной деятельности направлена на:

Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).

Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

Формирование интереса к народному творчеству.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Развитие эстетического вкуса.

Цель программы : приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи программы:

        Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

        Формирование чувства национального достоинства. 

Место в учебном плане.    

Программа рассчитана

на 34 ч (1 ч в неделю).

Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся на конец года.

К концу срока обучения учащиеся должны:

        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

      В результате освоения программы курса  «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания

     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

Русские народные игры.

Русские народные песни для детей.

Народные танцы.
Формы занятий:беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  • сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
  • Компьютер
  • Картины и книги необходимого содержания
  • Ресурсы сети интернет необходимого содержания
  • Картинки для разукрашивания народных костюмов



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов темы

Часы учебного времени

В том числе

Универсальные учебные действия

Теория

Практика

Старинный русский быт.

6

3

3

Нарисовать несколько гжельских орнаментов;

Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;

Сравнить орнаменты нескольких шалей;

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

Новый русский быт со времён Петра I.  

5

4

1

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Русские народные праздники.

12

2

10

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Русскиенародные промыслы.

6

1

5

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Русские народные игры

1

1

этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей

.Народные песни, загадки, пословицы

2

1

1

Разучить несколько песенок, считалок;

Научиться разгадывать загадки.

Народные танцы.Переплясы.Хороводы.

5

1

2

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Итого

37

14

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....