Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны, о редких и исчезающих животных Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс. | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рогачевская СОШ»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Утверждено» на заседании МС Протокол № от | «Согласовано» _____________зам.директора по УВР
« » ___________2021г. | «Утверждено» ___________.директор школы Царев И.В. Приказ № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Возраст детей: 8 лет
Педагог: Струкова Светлана Юрьевна.
2021-2022 учебный год
Новоусманский район, с.Рогачевка.
Пояснительная записка
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа кружка «Юный краевед» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную Воронежскую область, сделать ее лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Юный краевед» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Цель программы:
способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучению родного края, экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей родного края.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, села, района, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа, экскурсии.
Актуальность программы
Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских конференций и конкурсов.
Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.
История края, своего родного села всегда представляет интерес для народа. Данная программа помогает расширить знания учащихся о своей малой Родине, знакомит с историей села, с людьми, прославившими Воронежскую землю.
В основу программы «Юный краевед» положены следующие принципы:
- 1Совместная творческая деятельность.
- 2Индивидуализация деятельности.
- 3Позитивность.
- 4Целостное развитие.
- 5Наглядность.
Формы отчётности
Проект, отчёт о работе могут быть представлены презентацией, рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, творческим внеклассным мероприятием, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.
К концу обучения во внеурочной деятельности узнают:
О сезонных изменениях в природе в связи со сменой времен года;
Растениях и животных нашего края,
Перелетных и зимующих птицах,
Сведения об истории России;
О защитниках Отечества;
О достопримечательностях Воронежского края.
Формирование метапредметных умений.
работать над совместными проектами,
обрабатывать собранные материалы,
представлять итоги работы в виде творческого отчета.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса являются:
- Осознание себя жителем Воронежской области, чувство ответственности за сохранение ее природы;
- Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный краевед» во 2-м классе является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами являются:
- Усвоение первоначальных сведений об истории и культуре русского народа, с обычаями русской старины, знакомство с культурными памятниками Воронежской области.
- Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- Ознакомление с героическими страницами г. Воронежа в годы ВОВ.
- Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни. Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Учебно- тематический план кружка «Юный краевед».
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | |||
1 | Вводная часть. Что изучает краеведение? | 1 | 1 | - | - |
2 | История и культура | 6 | 3 | 3 | - |
3 | История создания вещей. | 3 | 1 | 2 | - |
4 | Золотая осень. | 4 | - | 3 | 1 |
5 | О прошлом говорят. | 2 | 2 | ||
6 | Волшебница-зима. | 4 | 1 | 2 | 1 |
7 8 9 | Героические страницы истории. Весенние праздники.
Что я узнал о родном крае? | 4 6
4 | 2 | 2 5 4 | - 1 |
Всего- 34 ч.
Содержание программы
2 год обучения
1. Вводная беседа.
Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.
2. История и культура.
Что такое культура? Матрешка- русский сувенир. История появления матрешки. Источники изучения жизни народа. Что такое время? Семейная реликвия. Писатели Воронежского края.
3. История создания вещей.
Посуда на Руси. Обычаи русской старины. От колеса до ракеты. Изобретение автомобиля.
4. Золотая осень.
Экскурсия в природу. Изготовление поделок из природного материала. Рисунки на тему «Осень». Праздник Осени.
5. О прошлом говорят.
Костенки. Путешествие в каменный век. Дивногорье. Рассказ о седой старине.
6. Волшебница- зима.
Экскурсия в природу. История празднования Нового года и Рождества. Русские традиции. Изготовление новогодних поделок. Украшение класса.
7. Героические страницы истории.
Презентация ко Дню освобождения г.Воронежа. Памятники ВОВ в г.Воронеже. Рисунки на тему «Защитники Отечества». Мое село в годы ВОВ. Памятники погибшим воинам. День защитника Отечества.
8. Весенние праздники.
Весенний день птиц- 1 апреля. Экскурсия в природу. Рисунки на тему «Приход весны». Международный день 8 марта. День космонавтики. День Победы.
9.Что я узнал о родном крае?
Редкие и исчезающие животные Воронежского края. Проект «Что я узнал о родном крае?» Викторина «Люби и знай родной край». Презентация проектов
Календарно- тематический план.
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Теория | Практика | Экскурсии | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | 1 | |||
2 | Что такое культура? Матрешка- русский сувенир. История появления матрешки. | 1 | 1 | |||
3 | Роспись Воронежских матрешек. | 1 | 1 | |||
4 | Источники изучения жизни народа. | 1 | 1 | |||
5 | Что такое время? | 1 | 1 | |||
6 | Семейная реликвия. | 1 | 1 | |||
7 | Путешествие в страну книг. Писатели Воронежского края. | 1 | 1 | |||
8 | Посуда на Руси. Роспись посуды. | 1 | 1 | |||
9 | Обычаи русской старины. | 1 | 1 | |||
10 | От колеса до ракеты. Изобретение автомобиля. | 1 | 1 | |||
11 | Экскурсия в природу «Осенние изменения в природе». | 1 | 1 | |||
12 | Изготовление поделок из природного материала. | 1 | 1 | |||
13 | Рисунки на тему «Осень». | 1 | 1 | |||
14 | Праздник Осени. | 1 | 1 | |||
15 | Костенки. Путешествие в каменный век. | 1 | 1 | |||
16 | Дивногорье. Рассказ о седой старине. | 1 | 1 | |||
17 | Экскурсия в природу «Волшебница-зима». | 1 | 1 | |||
18 | История празднования Нового года и Рождества. Русские традиции. | 1 | 1 | |||
19 | Изготовление новогодних поделок. | 1 | 1 | |||
20 | Украшение класса. | 1 | 1 | |||
21 | День освобождения г.Воронежа-25 января. Памятники ВОВ в Воронеже. Презентация. | 1 | 1 | |||
22 | Рисунки на тему «Защитники Отечества». | 1 | 1 | |||
23 | Мое село в годы ВОВ. Памятники погибшим воинам. Презентация. | 1 | 1 | |||
24 | День защитника Отечества. Презентация. Конкурсная программа. | 1 | 1 | |||
25 | Весенний день птиц- 1 апреля. Конкурсная программа. | 1 | 1 | |||
26 | Экскурсия в природу «Весна –красна!». | 1 | 1 | |||
27 | Рисунки на тему «Приход весны». | 1 | 1 | |||
28 | Международный день 8 марта. Веселые конкурсы. | 1 | 1 | |||
29 | День Космонавтики-12 апреля. Беседа. Рисунки на тему космоса. | 1 | 1 | |||
30 | Редкие и исчезающие животные. Воронежский биосферный заповедник. Презентация. | 1 | 1 | |||
31 | День Победы. «Никто не забыт, ничто не забыто». Урок мужества. | 1 | 1 | |||
32 | Работа над проектом «Что я узнал о родном крае?» | 1 | 1 | |||
33 | Викторина «Люби и знай родной край». | 1 | 1 | |||
34 | Презентация проектов «Что я узнал о родном крае?». | 1 | 1 |
Литература
- Л.А.Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина, О.И.Гребенщикова. Краеведение- 2 год обучения. Рабочая тетрадь. Воронеж 2011.
2. Классные часы- 1 класс. М. «ВАКО»- 2018г.
3. Ю. Н. Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева, С.В.Машкова. Юный эколог 1-4 классы. Дополнительное образование. Волгоград, 2012г
4.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. Великан на поляне. М. «Просвещение», 2012г.
5.Этот славный День Победы. ФГОС, изд-во «Учитель», М.В.Солодкова, Н.В.Кулдашова и др., Волгоград, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...