Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Наталья Анатольевна Калько

Рабочая программа курса  «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания учебного предмета "Обществознание»,на основе авторской  программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy_2_klass.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса  «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания учебного предмета "Обществознание»,на основе авторской  программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.

Цели и задачи курса

Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно-историческим наследием родного края.

Задачи курса:

  • расширять кругозор учащихся: формировать знания о культурном наследии и духовных традициях Смоленского края; о значении города и области в культурной жизни России;
  • формировать умение ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники культуры.
  • формировать знание элементарных правил поведения у памятников истории и культуры.
  • формировать нравственно-патриотическое отношение к родному краю, чувство сопричастности к семье, школе,  городу, родному краю через познание историко-национальных и культурных особенностей города и края.
  • развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность,
  • развивать интерес к культуре Смоленской области;
  • воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к памятникам истории и культуры; эстетические и нравственные качества личности младшего школьника.

Место  курса в  учебном   плане

Программа по внеурочной деятельности «Юные краеведы: мир культуры» рассчитана на обучающихся 2-ых классов. На реализацию данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Направленность программы: духовно-нравственное.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

- внутренняяпозицияшкольниканауровнеположительногоотношенияк своейшколе, городу, краю, стране

-учебно-познавательныйинтерескновомуучебномуматериалуиспособам решения

новойзадачи;

основыгражданскойидентичности,своейэтническойпринадлежностивформе

осознания«Я»какчленасемьи,представителянарода,гражданинаРоссии,чувства

сопричастностиигордостизасвоюРодину,народиисторию,осознание

ответственностичеловеказаобщееблагополучие;

-ориентациявнравственномсодержанииисмыслекаксобственныхпоступков,таки

поступковокружающихлюдей;

-знаниеосновныхморальныхнормиориентация наихвыполнение;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественнойкультурой.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- определять цель деятельности;

- приниматьисохранятьучебнуюзадачу;

-учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачейи условиямиеё реализации,втом числевовнутреннемплане;

-вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ;

- владеть диалогической формой коммуникации;

допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения,втомчисле несовпадающихсегособственной,иориентироватьсянапозициюпартнёравобщениии взаимодействии;

- формулироватьсобственноемнениеипозицию;

Познавательные УУД

-изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

- осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполненияучебныхзаданий  с использованиемучебнойлитературы,энциклопедий,справочников(включаяэлектронные, цифровые),воткрытоминформационномпространстве,втомчислеконтролируемом пространствеИнтернета;

- основамсмысловоговосприятияхудожественныхипознавательныхтекстов,выделять существеннуюинформациюиз сообщенийразныхвидов (в первуюочередьтекстов);

- осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественных признаков;

- осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоизчастей;

- проводитьсравнениеиклассификациюпозаданным критериям;

- устанавливатьпричинно-следственныесвязивизучаемомкругеявлений;

- устанавливатьаналогии;

- владетьрядом общихприёмоврешениязадач.

Предметные результаты

    К концу 2 класса учащиеся узнаютэтнографическиеособенностижизнинашихпредков:жилища,одежда,пища,игры, праздники, верования;

историю возникновения письменностиунаших предков; название некоторых объектов культуры Смоленской области элементарныеправилаповедения поохранепамятниковипамятныхместкультуры.

     К концу2 классаучащиесянаучатся:

составлятьрассказ, сообщениекультурно-исторического содержания;

определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты.

 Содержание  курса

     Во 2 классе изучается раздел «Мир культуры» курса «Азбука Смоленского края» С.А.Болотовой

Жилища и предметы быта

      Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись,  «гороушина», храм, монастырь,  икона,  экскурсия, экскурсовод,  экскурсант, экспозиция, экспонат.

Как одевались в старину

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки

     Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники        

     Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы

     Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность        

     История возникновения письменности у наших  предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри

     Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня

     Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Введение

1

Познавательная

2

Жилища и предметы быта

5

Познавательная,техническое творчество туристическо-краеведческая,

3

Какодевались в старину.

5

Познавательная, художественное творчество, туристическо-краеведческая

4

Что ели наши предки

3

Познавательная, туристическо-краеведческая

5

Праздники

3

Познавательная, туристическо-краеведческая

6

Игры и хороводы.

3

Познавательная, досугово-развлекательная

7

Письменность

2

Познавательная, туристическо-краеведческая, художественное творчество

8

Храмы и монастыри Смоленщины

4

Познавательная, туристическо-краеведческая

9

Культура Смоленщины сегодня.

4

Познавательная, туристическо-краеведческая

10

Проверь себя

1

Познавательная

11

Копилка знатока

3

Художественное творчество

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Названиераздела,

темызанятия

Коли-чество часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир культуры»

34

  1. Введение.

1

1

Чем занимается краеведение? Наши предки

1

  1. Жилища и предметы быта

5

2

Виды жилищ. Выбор места строительства

1

3

В смоленской избе. Внутренний вид избы. Утварь.

1

4

Виртуальная экскурсия в музей «Русская кузница»

1

5-6

Изготовление макета избы

2

  1. Как одевались в старину.

5

7

Во что одевались наши предки. Детская одежда

1

8

Материалы для изготовления одежды. Зачем и как украшали одежду.

1

9

Головные уборы, обувь, украшения

1

10

Пояс- важный предмет костюма.

1

11

Виртуальная экскурсия в Смоленский исторический музей и Музей льна

1

  1. Что ели наши предки

3

12

Еда наших предков

1

13

Откуда пришли овощи?

1

14

Правила поведения за столом

1

  1. Праздники

3

15

Календарные праздники. Языческие боги.

1

16

Христианство. Крещение Руси. Религиозные праздники

1

17

Семейные праздники. Современные праздники. День города.

1

  1. Игры и хороводы.

3

18

Народные игры

1

19

Разучивание детских игр

1

20

Русский хоровод

1

  1. Письменность

2

21

Письменность. Славянский алфавит.

1

22

Памятники письменности.

1

  1. Храмы и монастыри Смоленщины

4

23

Внутреннее устройство храма. Виды храмов.

1

24

Успенский собор. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии. Виртуальная экскурсия.

1

25

Храмы и монастыри Смоленщины.

1

26

Правила поведения в храме. Экскурсия в храм Меркурия Смоленского.

1

  1. Культура Смоленщины сегодня.

4

27

Культура Смоленщины сегодня. Музеи и театры Смоленщины.

1

28

Культурная жизнь школы: школьная библиотека, музей, школа искусств.

1

29

Какие библиотеки есть в нашем городе? Экскурсия в библиотеку.

1

30

Детские клубы. Экскурсия в клуб «Спутник»

1

  1. Проверь себя

1

31

Промежуточная аттестация

1

  1.  Копилка знатока

3

32

Создание копилки знатока

(стихи, песни о Смоленске)

1

33

Создание копилки знатока. Исторические достопримечательности Смоленска.

1

34

Создание копилки знатока. Достопримечательности Смоленской области.

1

Учебно-методическое обеспечение

  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: Мир культуры (часть 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
  • С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...