Индивидуальная адаптированная программ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Таргын Шончалай Михайловна

Адаптированная программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 6.2

РУССКИЙ ЯЗЫК.  1 КЛАССЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели образовательно-коррекционной работы

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

        Для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в  специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих потенциально сохранный интеллект, возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. В периоде начального обучения обеспечивается щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом класса, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами).  

Рабочая программа имеет целью заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить развитие графомоторных навыков у ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка и способствует решению следующих задач изучения на ступени начального образования:  

  • овладение грамотой (письмом, как видом письменной речи);
  • развитие умений ориентироваться в тетради, находить рабочую строку;
  • умение работать на компьютере для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в случае невозможности формирования навыка традиционного  письма;
  • умение различать письменные и печатные буквы;
  • списывание и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами;
  • овладение аккуратным разборчивым письмом с учетом гигиенических требований;
  • создание небольших собственных текстов (сочинений, рассказов, сказок);
  • расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  • приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  • раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой;  воспитание средствами русского языка;
  • формирование у детей чувства языка.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Обучающиеся осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо[1] всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        На изучение курса «Обучение грамоте» выделяется:

1 год обучения (подготовительный класс):

– 99 часов (3 часа из федерального компонента учебного плана)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

(курса «Русский язык»)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка.
  • соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
  • -проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
  • -принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
  • -внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
  • внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • Определять в сотрудничестве с учителем последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные результаты

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– писать  буквы, воспроизводить на письме,

– писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв.

– узнавать графический образ букв выделять звуки из слов

– записывать предложение, ставить знаки препинания.

– правописания гласных в корне слова;

– правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) 27 ч (12 ч – чтение, 15 ч – письмо) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Период обучения

Количество часов

1

Добукварный

2

Букварный

3

Резерв

Итого

99

        Резервные часы могут быть использованы учителем дополнительно на изучение тем, вызвавших набольшие затруднения у обучающихся или использованы на проектную деятельность.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

        

  1. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение
  2. Прописи. 1 класс. В 4-х частях. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. – М.: Просвещение
  3. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных школ. – М., Просвещение
  4. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» и «Прописи» В. Г. Горецкого и др. – Волгоград
  5. DVD.Обучение грамоте. 1 класс. Игнатьева Т. В.  
  6. Интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику Горецкого В. Г. и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовительный этап

Учащиеся получат возможность:

– научиться понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;  

– научиться называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

– научиться составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации;

– научиться правильно сидеть за столом, соблюдая ортопедический режим и, по возможности, пользоваться  письменными принадлежностями;  

– научиться правильно писать и/или узнавать все элементы письменных букв, правильно называть их.

Основной этап

Учащиеся получат возможность:

– знать/понимать, что звуки русского языка делятся на гласные-ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные-безударные. Слово представляет собой единство звучания и значения. Звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью. Звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов – букв. Основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения;

– уметь акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику;

– при анализе использовать практические приемы определений звонкости–глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

– делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;

– читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

– перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

– анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

– записывать/печатать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (русский язык)

Тема урока

часы

Дата по плану

Факт.

1

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма

1

2.

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

1

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии

2

4

Строка и межстрочное пространство

2

6

5

Письмо прямых наклонных линий

3

6

Прямая линия с закруглением снизу и сверху

3

7

Длинная прямая наклонная линия с закруглением внизу

3

8

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

3

12

9

Письмо овалов и полуовалов

4

10

Плавно наклонная линия с закруглением внизу

4

11

Письмо линий с закруглением вверху и внизу

4

12

Строчная письменная буква а

4

13

Строчная и заглавная буквы а, А

4

14

Строчная и заглавная буквы о, О

4

15

Написание изученных букв

4

16

Строчная письменная буква и

4

17

Написание заглавной буквы И

4

18

Написание буквы ы

4

19

Закрепление написания изученных букв

3

20

Строчная буква у

4

21

Прописная буква У

4

22

Строчная буква н

4

23

Прописная буква Н

4

24

Строчная и заглавная буквы с, С, обозначающие согласные звуки

4

25

Строчная и заглавная буквы с, С, обозначающие согласные звуки

4

26

Строчная буква к, обозначающая согласные звуки

4

27

Прописная буква К, обозначающая согласные звуки

4

28

Прописная буква К, обозначающая согласные звуки

4

99


[1] На уроках обучения грамоте учащиеся, у которых графомоторные навыки  не формируются (тяжелые поражения рук и/или тяжелые нарушения зрительно-моторной координации), усваивают графический образ букв, составляя его из разрезных элементов для дальнейшего узнавания этих букв, находят  ее место в нужном ряду на клавиатуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 3 класс

Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...

Адаптированная программа по русскому языку (1-4 кл.)

Адаптированная программа по русскому языку (1-4 класс), Школа России...

адаптированная программа по русскому языку - 4 кл

Русский язык» (письмо развитию речи)  представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно ...

Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО русскому языку для 4 класса

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....