Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_pomogay_ka.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
начального общего образования
Составитель: учитель начальных классов Н.Н. Людова
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе авторской программы Канакиной В.П. (и др.). Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» начального общего образования разработана на основе авторской программы Канакиной В.П. (и др.). Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний):
лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Данная программа предусматривает следующие формы, методы обучения:
-уроки объяснения нового материала;
-комбинированные уроки;
-уроки обобщения и систематизации знаний;
По программе предусмотрено 34 рабочих недели. На изучение «Русского языка» отводится 1 час в неделю, итого 34 часа.
Срок реализации программы – 1 год
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
• понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
Тематический план по русскому языку, 3 класс
34 часа
№ | Тема урока | Дата | Примечание |
1. | Закрепление знаний по теме «Текст». | ||
2. | Уточнение знаний о предложении. | ||
3. | Уточнение знаний о словосочетании. | ||
4. | Повторение темы «Слово и словосочетание». | ||
5. | Закрепление знаний о частях речи. | ||
6. | Работа с однокоренными словами. | ||
7. | Закрепление по теме «Звуки и буквы». | ||
8. | Повторение темы «Состав слова». | ||
9. | Тренировка в нахождении корней слов. | ||
10. | Выполнение упражнений в нахождении окончаний в словах. | ||
11. | Уточнение представлений о приставках. | ||
12. | Тренировка навыка нахождения суффикса в словах. | ||
13. | Отработка умения выделять основу в словах. | ||
14. | Закрепление темы «Правописание частей слова». | ||
15. | Работа с однокоренными словами. | ||
16. | Повторение темы «Имя существительное». | ||
17. | Повторение темы «Имя существительное». | ||
18. | Уточнение понятия «Число имен существительных». | ||
19. | Упражнение в определении рода у имен существительных. | ||
20. | Закрепление знаний по теме «Падеж имен существительных». | ||
21. | Закрепление знаний по теме «Падеж имен существительных». | ||
22. | Повторение темы «Имя прилагательное». | ||
23. | Повторение темы «Имя прилагательное». | ||
24. | Закрепление знаний о формах имен прилагательных. | ||
25. | Закрепление знаний о формах имен прилагательных. | ||
26. | Повторение темы «Местоимения». | ||
27. | Уточнение представления о личных местоимениях. | ||
28. | Уточнение представления о личных местоимениях. | ||
29. | Повторение темы «Глагол». | ||
30. | Повторение темы «Глагол». | ||
31. | Уточнение представлений о формах глаголов. | ||
32-34 | Повторение пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...
Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...
Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...