Интегрированный урок чтение+изо
план-конспект урока (2 класс) на тему
Интегрированный урок чтение +изо по теме: " Береза -символ Родины". На уроке учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества о березе и со стихами русских и Советских поэтов о березе. Рассматривают иллюстрации русских художников с изображением этого дерева. Выполняют рисунки березы в технике - монотипия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный
урок чтения и изо
во 2 классе
Чтение | Изо | |
Тема: | Русская берёза в творчестве российских поэтов. | Изображение берёзы. |
Цели: | 1) Познакомить с художественными произведениями. Учить работать с текстом, находить образные выражения, описание, сравнение, выражение чувств авторов. 2) Развивать логические способности учащихся (анализ, синтез) развитие навыков выразительного чтения, передавая свои чувства; обогащение словарного запаса и развитие речи детей. 3) Воспитание любви к Родине, природе, бережного к ней отношения. Привитие навыков коллективной творческой работы. | 1) Научить работать с тушью, передавать характер и особенности веток деревьев. Познакомить со способами рисования линий тушью кисточкой. 2) Развивать творческие способности учащихся средствами изобразительской деятельности. Развивать умение использовать литературные произведения для изобразительской деятельности, понимание, что рисовать можно и словом. 3)Воспитание интереса к предмету, аккуратности при выполнении работы. |
Оборудование: | Презентация, репродукции картин Левитана «Березовая роща», «Февральская лазурь» из интернета, карточки с загадками о деревьях, плакат с загадкой о березе, плакат с ребусом-береза. фонограммы песен, портреты С.Есенина, А.Фета, А. Прокофьева, Н. Рубцова; сувениры из бересты, листья и береза из картона. Выставка книг | Демонстрационные таблицы, графические картины, картины с изображением пейзажей русских художников, кисточки, клей-карандаш. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
- 1. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Будем читать и рисовать.
2. Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок – урок чтения с изобразительным искусством.
Разгадайте ребус и узнаете, о чем пойдет речь на уроке.
Правильно, сегодня героиня нашего урока – простое русское дерево – берёза.
А ласково у нас ее называют: березка, березонька, березушка.
Плакаты с высказываниями о березе:
«Березы пахнут Родиной» В.П.Астафьев
«Мы делим с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа».
В. Рождественский
Готовясь к уроку внеклассного чтения вы получили задания по группам . Сейчас мы их проверим.
1 группа . Мы готовили пословицы о березе. Но вам их не будем читать, сами прочитайте.
Расставьте слова в соответствии с числами.
Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь. Объяснение понимания пословиц.
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Мы еще приготовили пословицы. Их можно прочитать в сборнике.
2 группа собирала народные приметы, связанные с березой
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
Другие приметы можно прочитать в нашем сборнике.
3 группа собирала загадки о березе
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
В один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
А вот еще
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой,
Стоит под горой.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Остальные загадки можно прочитать в нашем сборнике
5. Работа над развитием речи
Учитель. Все ребята готовили стихи о березе Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом «русском дереве», дарят нам радость открытия прекрасного. Стихотворение Александра Прокофьева – признание в любви березе. Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.
Учитель. А кто не знает стихотворение Сергея Есенина « Белая береза»
«Берёза» С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
На пушистых ветках,
Белою каймой,
Распустились ветки
Белой бахромой.
И стоит береза
В белой тишине,
И горят снежинки
В голубом огне,
А заря лениво
Обходя кругом
Обсыпает ветки,
Новым серебром.
(Класс читает хором)
И. Агеева
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Учитель Ребята, у меня тоже есть любимое стихотворение о Березе.
Написал его поэт Сергей Васильев
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано - раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим.
Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России и благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.
8. Рассказ учителя о березе.
Береза-это символ России, гордость русского народа. Люди издавна любят березу, называют ее красавицей. Стройная, веселая, ласковая, она привлекательна в любое время года.
А сейчас дети, которые готовили сообщения о березе, расскажут ещё много интересного о ней. Запомните как можно больше из этих рассказов.
1) Растет береза очень быстро: за 25 лет поднимается на высоту 5-этажного дома. Живет береза приблизительно до 120 лет.
2) Народ говорит: «У березы 6 дел:
1-у дело - дом освещать (в старину из щепок березы делали лучины, которые освещали жилища),
2-е дело-больных исцелять (почки, листья, сок березы целебны, из них делают лекарства),
3-е дело- письма писать (в старину писали на коре березы - бересте. Это внутренняя часть коры дерева),
4-е дело- чистоту соблюдать (веники, метлы в старину делали из березовых веток),
5-е дело- скрип утешать (раньше ездили на лошадиных повозках, и чтоб колеса не скрипели, их смазывали таким веществом, которое делали из древесины ствола –дёгтем),
6-е дело- красоту создавать (изделия, сувениры и украшения из бересты).
Ее кора в руках умельце превращается в настоящие произведения искусства.
Аня Храмцова показывает поделки из бересты.
Недаром русские художники так любили изображать ее на своих полотнах
Показ картин русских художников на слайдах.
6. Чтение текста – загадки с плаката о березе и работа с ним.
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
-Прочитайте текст на доске и определите его жанр, объясните свой выбор.
(Загадка, т.к. предмет неизвестен, а даны только его описания.)
-О чем говорится в загадке?
С кем сравнивается береза?
-Какие выражения помогли отгадать загадку? (Тонкий стан, белый сарафан)
Словарная работа. -Что такое стан? (Так в старину часто называли туловище)
Заучивание загадки наизусть и чтение вслух.: 1 ряд-1-ю строчку, 2-й-2-ю, 3-й-3-ю, все вместе-4-ю.
3. Изучение н/м.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой техникой рисования. Она называется МОНОТИПИЯ.
( слайд №3) Слово состоит из двух древнегреческих слов « Моно»-один, « типия»- отпечаток. Монотипия-это единственное изображение, полученное способом отпечатка.
Делается это так: на поверхность наносится рисунок. Мы будем наносить рисунок на кафельную плитку. Сверху накладываем бумагу, продавливаем ее сверху руками. Плавно снимаем лист. В результате должен получится отпечаток.
Переда вами лежат пробники. Обмакнув кисть в воду и гуашь нанесите полоску на кафельную плитку. Что происходит с гуашью? ( она скатывается). Линия получилась четкая или нет? Положите на плитку бумагу, придавите её. Аккуратно снимите, держа за края. Какой получился отпечаток? Он вам нравится? Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы рисунок получился более четким? Как сделать так, чтобы вода получилась вязкая? А если в воду добавить то, что есть в доме, что всегда есть под рукой? Дима, как ты думаешь какое вещество подойдет? А? Н? Что нужно делать перед едой? Зачем? ( Алеше дать мыльный раствор). Нина, какая полоска у тебя получилась? Дима? Алеша? Давайте сделаем вывод. Если использовать мыльный раствор, отпечаток получится более четким.
Итак, что мы будем рисовать в технике монотипия? Рисовать будем березу зимой. Какие цвета понадобятся? Выполняя работу, пользуйтесь алгоритмом. А вы, уважаемые гости, работайте в парах. ( вкл. клип « Гляжу в озера синие…»)
Алгоритм
1. Подготовить рабочее место.
2.Нанести рисунок на поверхность.
3. Накрыть листом бумаги изображение.
4. Прижать лист. Сильно не давить, с места не двигать.
5.Поднять лист «движением на себя».
6. Поправить рисунок кистью.
12. Рефлексия.
-Какие цели ставили мы в начале урока? Достигли мы их? Что нового узнали? Чему научились? Что помогло вам выполнить работу?
С каким деревом по его характеру вы можете сравнить себя? Объясните, почему.
В награду вам игра «Оживи деревце».
На столе лежат листья и цветы яблони, черемухи, дуба, сосны, березы, сделанные из картона или простой бумаги. Дети по очереди приклеивают к своим изображенным деревьям листики, цветы. «Дерево оживает».
-Что понравилось на уроке? Что запомнилось?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКАЯ БЕРЁЗА
Изделия русских мастеров из берёсты
Сергей Васильев Афанасий Фет Александр Прокофьев
Сергей Есенин Николай Рубцов
Игорь Эммануилович Грабарь
Куинджи.Березовая роща
Нестерчук С.
Шишкин И.И.
Архип Иванович Куинджи
Алгоритм 1. Подготовить рабочее место. 2.Нанести рисунок на поверхность. 3. Накрыть листом бумаги изображение. 4. Прижать лист. Сильно не давить, с места не двигать. 5.Поднять лист «движением на себя». 6. Поправить рисунок кистью.
Шел я лесом, Нашел дерево; Из этого дерева Выходят четыре дела: Первое дело – слепому посвечение ; Второе дело – нагому потешение ; Третье дело – скрипучему поможение ; Четвертое дело – хворому полегчение . Отгадайте загадку Берёза: лучина, веник, берёста, сок
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтение с элементами коллажа
Урок, позволяющий повысить заинтересованность в обучении детей с особыми образовательными потребностями....
А. Л. Барто . В школу - конспект интегрированного урока чтения
Урок был подготовлен и проведён в рамках окружного конкурса "Учитель года - 2009"...
Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"
Цель этого урока - познакомить учащихся с видами часов. Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова
Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока: "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...
Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».
Урок чтения и развития речи по теме «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок не только знакомит учащихся с фактами биографии и лир...