Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Цель этого урока - познакомить учащихся с видами часов. Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy.zip | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
чтение, окружающий мир, 3-й класс
"Какие бывают часы"
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска
Гугнина Юлия Станиславовна
Цель: познакомить учащихся с видами часов.
Задачи:
- развить речь учащихся, мышление;
- привить интерес к познанию нового;
- воспитать любовь ко всему живому.
Оборудование: мультимедийный проэктор, экран или маркерная доска, книга “Рассказы о природе” В. Ветлиной.
Учитель: Дорогие ребята!
Узнайте тему урока, отгадав загадку:
Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А все же с места не сойдет. (Часы).
Учитель: Итак, мы поговорим о часах.
Ребята, а какие вы знаете часы?
Дети называют все виды часов, которые они знают.
Учитель: Давайте послушаем, что расскажут ваши одноклассники об этих часах.
Информация о часах подготовлена учащимися заранее.
Сообщения:
1. “Солнечные часы”. Слайд 2. Солнечные часы самые древние они состоят из предмета, дающего резкую и длинную тень, и циферблата, на котором нанесены деления, соответствующие часам и долям часа. В течение дня тень, отбрасываемая предметами, освещенными солнцем, все время изменяется. Она перемещается, одновременно меняя свою длину: рано утром тени длинные, затем они укорачиваются, а после полудня снова удлиняются. Первоначально указатель солнечных часов представлял собой палку, вертикально воткнутую в землю, а циферблат состоял из вбитых в землю колышков. Считалось, что прошел час, когда тень доходила от одного колышка до другого.
Парк культуры и отдыха имени Кирова в нашем городе с недавнего времени стал местом расположения настоящего чуда. Солнечные часы весом в 8 тонн - не только первые солнечные часы в нашем городе, но и единственные часы подобной конструкции на территории Сибири и Дальнего Востока. Теперь список достопримечательностей города пополнился уникальным объектом, расположенным в нашем районе.
2. “Водяные часы”. Слайд 3. Время с помощью водяных часов определялось по скорости вытекания воды из одного сосуда в другой, снабженный метками, уровень воды, в котором и показывал время. Выражение “время истекло” возникло именно при употреблении этих часов. В отличии от солнечных водяные часы показывали время и днем и ночью.
3. “Песочные часы”. Слайд 4. Песочные часы делались в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных друг на друга. Верхний сосуд до определенного уровня заполнялся песком, высыпание которого служило мерой времени. После того, как из верхнего сосуда весь песок высыпается, часы нужно переворачивать.
4. “Огненные часы”. Слайд 5. Огненные часы имели большое распространение в древности. В глиняную лампу наливалось такое количество масла, чтобы его хватало на определенное время горения светильника. Например, рудокопы в свои лампы наливали масла столько, чтоб его хватало на 10 часов. Когда масло было на исходе, они знали, что рабочий день кончается, и поднимались наверх.
В Китае употреблялись огненные часы несколько иной конструкции: из специальных сортов дерева, растертого в порошок вместе с благовониями, приготовлялось тесто, из которого раскатывали палочки, придавая им разнообразную форму, например, форму спирали. Иногда на определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании палочки падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон, - получался огненный будильник.
5. “Механические часы”. Слайд 6. Идея использования для отсчета времени вращающиеся зубчатые колеса - одна из самых плодотворных в истории часов. Механизм этих часов легко представить, если выполнить вертушку или турникет, устанавливаемые при входе, например, в метро. Вертушка поворачивается и закрывает путь тому, кто идет за вами. Таково было устройство механических колесных часов. Эти колесные часы выполнялись в виде весьма громоздких сооружений. Например, Московские Кремлевские куранты. Здесь у часов уже появились стрелки. Сначала только часовая, затем часовая и минутная, а позже и секундная.
Сейчас существует карманные и наручные механические часы.
6. “Электронные часы”. Слайд 7. Это современные часы. У них нет стрелок. Время показывают светящиеся цифры. Они меняются каждую секунду, только успевай разглядывать. Работают они от электрического тока, от батареек.
7. “Атомные часы”. Слайд 8. Это новейшее достижение физики и техники, сложнейшей прибор. Атомные часы сверхточные, ошибка в одну секунду набирается только за тысячу лет. Но ученые не останавливаются на достигнутом, они продолжают думать над сверхточными часами, и эта работа продолжается каждый день.
Учитель: Итак, мы прослушали 7 сообщении. О каких часах вы уже знали? О каких услышали сегодня впервые?
/Примерные ответы детей: атомные, огненные, водяные/
Учитель: Все вышеназванные часы, ребята, можно охарактеризовать, как неживые. А бывают ли “живые ” часы?
В деревне есть часы такие,
Не мертвые они, живые,
Ходят без завода,
Сами птичьего рода. (петух). Слайд 9.
Услышав ночью сквозь сон, протяжные крики петухов, люди, утомленные дневной работой, засыпают с радостной мыслью, что ночь еще впереди. Ведь так кричат петухи только ночью - протяжно и изредка. Это, как говорили в древности, только “первый крик” петуха. Но вот петухи начинают кричать все чаще, все быстрее. Это “второй крик”. Значит скоро и рассвет. И опять начинается день. Петухи - самые лучшие часы, безотказные.
Учитель: А теперь откройте книгу “Рассказы о природе” на с. 69 и прочитайте название произведения В. Ветлиной.
/Цветочные часы/ Слайд 10.
Что вас удивило? Как, по вашему мнению, можно определить время по цветам?
/Ответы детей/.
Учитель: Ответ на этот вопрос мы найдем, прочитав рассказ.
Чтение I части до слов “Вот кончается летний день”.
Вопросы детям:
- О каких цветах говорится в этой части?
- Что интересного вы узнали о времени раскрытия и закрытия венчика цветов? (раскрываются и закрываются точно в одно время).
- Какие растения первым раскрывают лепестки? Какие следующие?
Учащимся предлагается не только ответить устно, но и обосновать ответ чтением текста.
Учитель: Прочитайте про себя II часть до слов “Попробуйте сами понаблюдать…”
- Какие цветы описала писательница в этой части? (ночные)
- О каком луговом цветке, ведущем ночной образ жизни, рассказывает автор?
- А какие ночные цветы растут в саду?
- Отчего зависит время раскрывается венчиков цветов?
Учащиеся рассказывают и зачитывают доказательные части текста.
Учитель: А теперь дочитаем рассказ до конца.
Громкое 2-х кратное чтение.
“Попробуйте сами понаблюдать, когда раскрываются и закрываются венчики разных полевых и садовых цветов весной, летом, осенью, А потом, когда вы хорошенько проверите свои наблюдения, можно будет сделать “цветочные часы”. Посадите на клумбе дикие и садовые цветы в том порядке, в каком они открываются и закрываются. По этим “часам” можно будет довольно точно определять время”.
Учитель: Ребята, какие советы дает нам автор в заключительной части своего произведения?
/ответы детей/
Учитель: Действительно, ребята, чтобы создать точные цветочные часы, необходимо провести длительное тщательное наблюдение за цветущими дикими и культурными растениями. А кто видел в нашем городе цветочные часы?
/ответы детей/
Учитель: давайте послушаем, что интересного об этих часах расскажет нам Настя.
Сообщение:
«Цветочные часы». Слайд 11. "Цветочные часы" с настоящим часовым механизмом появились в центре Новосибирска ко Дню города в 2009 году.
"Цветочные часы" появятся в Новосибирске впервые. В ближайшие дни специалисты Горзеленхоза разместят их рядом со зданием филармонии недалеко от мэрии. Часы с размером циферблата восемь на шесть метров, который украсят несколько тысяч однолетних цветов, установят на специальной подставке на газоне.
Часовой механизм специально по заказу доставлен из Санкт-Петербурга.
В ночное время планируется организовать подсветку часов, чтобы даже в темное время суток жители и гости города всегда могли узнать точное время.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чем отличаются Новосибирские часы от часов в рассказе В. Ветлиной?
/ответы детей/
Учитель: Ну вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, вы узнали много интересного из истории часов. Подробно об этих часах вы можете почитать в энциклопедии. Желаю удачи.
Использованная литература:
- Ветлина В. Рассказы о цветах.
Интернет – ресурсы:
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&stype=image картинки солнечные часы
- http://nsc.1september.ru/2002/19/6.htm Солнечные часы
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&stype=image
картинки водяные часы
- http://chudo.nsk.ru/index.php/chudo/88 солнечные часы в Новосибирске
- http://world-clock.narod.ru/voda.html водяные часы
- http://chasy.dljatebja.ru/Vremja/Vodjanye_chasy.html водяные часы
- http://gimn6.ru/hpages/134/water.html водяные
- http://gimn6.ru/hpages/134/pesok.html песочные часы
- http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&img_url=jdstoriesforboys.files.wordpress.com%2F2008%2F09%2Fhourglass.jpg&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&spsite=fake-020-6295074.ru&p=1 песочные часы, картинки
- http://gimn6.ru/hpages/134/Fair.html огненные часы
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&stype=image картинки, огненные часы
- http://gimn6.ru/hpages/134/mexan.html механические часы
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&stype=image механические часы, картинка
http://gimn6.ru/hpages/134/electro.html электронные часы
цветочные часы, картинки
http://www.valleyflora.ru/15.html цветочные часы
http://herbalogya.ru/textbook/flower_clock.php цветочные часы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B атомные часы
http://nsk.sibnovosti.ru/culture/110005-na-dnyah-u-doma-lenina-v-novosibirske-poyavyatsya-tsvetochnye-chasy цветочные в Новосибирске
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)
Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе Лапшиной И.Б. Тема: «Страна восходящего солнц...
Интегрированный урок математики , окружающего мира, литературного чтения "Жемчужное ожерелье здоровья"
Цель: • формировать умение выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел ( 20+6, 6+20, 26-20, 26-6); • воспитывать бережное отношение к своему здоровью через дидакти...
Интегрированный урок математики , окружающего мира, литературного чтения "Жемчужное ожерелье здоровья"
Цель: • формировать умение выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел ( 20+6, 6+20, 26-20, 26-6); • воспитывать бережное отношение к своему здоровью через дидактичес...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели данного урока - 1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по теме: "Путешествие по Москве. Московский Кремль. Ф. Н. Глинка «Москва».
На уроке обобщаются и систематизируются первоначальные знания учащихся об истории возникновения, развития и становления города Москвы; ученики знакомятся с достопримечательностями...
Интегрированный урок по окружающему миру , чтению и русскому языку
Это интегрированный урок по окружающему миру , чтению и русскому языку в нем содержится занимательный материал....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...