Эффективное использование элементов автоматизированного рабочего места учителя в повседневном учебном процессе
статья на тему
Эффективное использование
элементов автоматизированного рабочего места
учителя в повседневном учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_effektivnoe_ispolzovanie_elementov_arm.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Смирнова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.
Эффективное использование
элементов автоматизированного рабочего места
учителя в повседневном учебном процессе
В современном учебном процессе существует достаточное количество способов, для того, чтобы сделать ваш урок наиболее эффективным, наглядным и интересным для ученика.
Существует достаточное количество различных устройств, формирующие автоматизированное рабочее место (сокращенно - АРМ) учителя:
1. ноутбук;
2. мультимедийный проектор;
3. интерактивная доска;
4. документ-камера;
5. система голосования;
6. естественно-научные лаборатории;
7. интерактивное программное обеспечение и др.
Рассмотрим несколько элементов АРМ, таких как: документ-камера и интерактивная доска.
1. Документ-камера.
Главное предназначение данного устройства - передача необходимого изображения документов (например, оригиналов на бумаге) в виде увеличенной проекции на поверхность экрана или интерактивной доски посредством проектора, передачи на персональный компьютер или через сеть «Интернет». Помимо изображения документов возможна трансляция любых объектов, необходимых в процессе обучения.
Документ-камера, непосредственно используемая мною в учебном процессе, позволяет работать без компьютера напрямую с экраном или интерактивной доской. Помимо этого, документ-камера оснащена подсветкой для максимально эффективного освещения объектов, которую можно включить при необходимости.
При соединении с компьютером, документ-камера становится составной частью рабочего стола учителя.
Преимуществами использования документ-камеры в учебном процессе является:
+ трансляция в нужное время необходимого объекта позволяет повысить заинтересованность со стороны учеников к излагаемому материалу и информации (например: таблицы и схемы по русскому языку и математике, портреты писателей для уроков литературы, различные минералы и растения из гербариев на уроке окружающего мира, готовое изделие или схема его изготовления на уроке технологии и др.);
+ документ камера позволяет существенно экономить время учителя при подготовке к проводимому уроку, так как в любой момент на уроке можно дать ученикам задания по самостоятельной работе с листа, и для этого не нужно заранее изготавливать раздаточный материал или писать задания на доске;
+ использование документ-камеры значительно упрощает подготовку к занятию, так как учитель может использовать любые учебники, иллюстрации, может самостоятельно начертить на листе бумаги схему или таблицу и использовать это уже на следующем уроке как учебное пособие, доступное для изучения всему классу;
+ использование такого устройства, как документ-камера, мотивирует учеников к изучению материала, позволяет вовлечь учащихся в учебный процесс (например: анализ контрольной работы или разбор домашнего задания);
Документ-камера – это действительно необходимый элемент автоматизированного рабочего места учителя, который помогает в современном образовательном процессе. При этом данное устройство очень простое в освоении.
2. Интерактивная доска.
Главное предназначение данного устройства – работа с проекцией рабочего стола компьютера и его изображением на поверхности самого устройства. В этом случае, интерактивная доска выполняет функцию экрана, с изображением которого можно работать, внося в него изменения и пометки.
Интерактивная доска, используемая мною в учебном процессе (Elite Panabord), управляется с помощью стилуса, идущего в комплекте с доской. Связь доски и компьютера двухсторонняя, поскольку стилус может выполнять функцию мыши для компьютера или ноутбука.
Преимуществами использования интерактивной доски в учебном процессе является:
+ возможность использования интерактивной доски, как экрана, на который проецируется изображение с документ-камеры. Существенный минус, что в этом режиме нельзя вносить пометки и исправления на изображениях, проецируемых с документ-камеры, так как стилус в данном режиме не работает. Но для решения этой проблемы есть возможность использования различных маркеров на водной основе. Такие маркеры легко стираются с поверхности интерактивной доски и не оставляют следов;
+ использование заранее подготовленных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, в которых имеются слайды с заданиями. Например, вставить пропущенную букву или исправить ошибки с использованием стилуса;
+ использование комплектов интерактивного программного обеспечения по учебным предметам. Диски обычно прилагаются к комплектам учебников. Для реализации новых ФГОС в данное программное обеспечение включены упражнения ко всем изучаемым разделам предмета. Темы в учебнике соответствуют темам на дисках, где есть описание и объяснение темы, в виде различных слайд-шоу, анимаций, видео- и аудио-фрагментов, а также в виде интерактивных схем и моделей. Данная дополнительная справочная информация может быть полезна и ученику, и учителю. Интерактивное решение задач и тестов, которые также включены в данное программное обеспечение, на различных уроках существенно повышает мотивацию у учащихся и интерес к предмету;
+ использование дополнительного программного обеспечения. Например, Easiteach Next Generation.
Easiteach Next Generation является программным обеспечением, которое может помочь вам создать мотивирующие и интерактивные уроки. Это программное обеспечение совместимо с любой интерактивной доской [3].
Это уникальное программное обеспечение дает учителю практически неограниченные возможности при создании интерактивных уроков. С помощью EasiTeach Next Generation можно создавать многостраничные файлы урока, писать и рисовать электронными маркерами, вводить текст, вставлять на страницы изображения из галереи или из файлов, сохраненных на компьютере, и выполнять множество других, привычных пользователям интерактивных досок операций.
В данной программе очень большой банк ресурсов мультимедиа и банк виджетов. В банке ресурсов мультимедиа свыше 4500 картинок, анимаций, медиафрагментов (видео и звуков). Изображения рассортированы по темам. Встроенный поиск позволяет быстро обнаружить нужные ресурсы. Готовую галерею можно дополнять своими изображениями. Кроме того, прямо из программы предоставляется доступ к онлайн-библиотеке, из которой можно скачивать дополнительные картинки. Банк виджетов содержит мини-программы – математические инструменты, генераторы случайных чисел, шаблоны тестов, музыкальные инструменты, раскраски и т.д. С помощью этих инструментов облегчается подготовка материалов к урокам [4].
В данной программе можно не только использовать готовый материал, но и создавать свои собственные разработки. И в этом вам помогут различные видеоуроки в интернете. Например, видеокурс по RM Easiteach Next Generation на русском языке - http://edu-nn.ru/computer/rm-easiteach-next-generation.html;
+ не обязательно приобретать программное обеспечение или устанавливать уже имеющееся, так как есть огромные возможности использования на уроке материала непосредственно через интернет. Например, такой интернет-ресурс, как LearningApps.org (http://learningapps.org/).
Данная программа является приложением Web 2.0, которая используется для внесения интерактивности в процесс обучения с помощью встроенных упражнений, которые включаются в содержание учебного процесса.
Также есть возможность не только использовать готовый материал, но и создавать свой собственный.
В настоящий момент, вышеуказанные устройства являются незаменимыми помощниками в моей профессиональной деятельности, позволяющие с легкостью донести необходимую информацию до учеников и существенно повысить их мотивацию, заинтересованность в обучении.
Рекомендую всем современным педагогам, при осуществлении своей деятельности, использовать на уроках в совокупности хотя бы вышеуказанные элементы АРМ учителя.
Список использованной литературы:
1. Новикова Н.Н. Учебно-методическое пособие. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения – составляющие информационной образовательной среды. – Сывтывкар, СыктГУ, 2014г. – 100с.
2. http://edu-nn.ru/computer/rm-easiteach-next-generation.html
3. http://easiteach.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив...
Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но содействовать...
«Применение эффективных форм и методов организации учебного процесса в начальной школе с использованием ИКТ»
Мастер – класс...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.
Сочетание новых информационных технологий с наиболее эффективными методами традиционной педагогики, с новыми приемами в преподавании дает ощутимый результат для освоения нового материала учащими...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...