Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе
методическая разработка по теме
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Каждый педагог, независимо какая материальная база в данном общеобразовательном учреждении, должен систематически использовать физкультурные минутки в учебном процессе, как в начальном, так и в среднем, и старшем звене. Главная задача нашего государства - формирование культуры здоровья и обучение учащихся навыкам здорового образа жизни.
Для достижения поставленной задачи моя работа строится таким образом.
Диагностическая работа.
1. Оказание психолого-педагогической помощи на этапе поступления детей в школу.
2. Ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при организации учебно-воспитательной работы в классе.
3. Регулярное проведение диагностики состояния здоровья учащихся в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutka_alypova.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская сош»
Доклад выступление на ШМО по теме:
Физкультурная минутка - как эффективная
форма сохранения здоровья младших
школьников в учебном процессе
Учитель начальных классов
Алыпова Наталья Николаевна
2011-2012 учебный год
Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но содействовать развитию учащихся и охране их здоровью. Каждый педагог, независимо какая материальная база в данном общеобразовательном учреждении, должен систематически использовать физкультурные минутки в учебном процессе, как в начальном, так и в среднем, и старшем звене. Главная задача нашего государства - формирование культуры здоровья и обучение учащихся навыкам здорового образа жизни.
Для достижения поставленной задачи моя работа строится таким образом.
Диагностическая работа.
1. Оказание психолого-педагогической помощи на этапе поступления детей в школу.
2. Ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при организации учебно-воспитательной работы в классе.
3. Регулярное проведение диагностики состояния здоровья учащихся в конце учебного года.
Лечебно-оздоровительная работа.
- Организация всеобуча родителей о необходимости проведения прививок с целью предупреждения инфекций – вакцинопрофилактика, о санитарных нормах при просмотре телевизора и работе за компьютером.
- Пропаганда здорового образа жизни через посещение санаторий, курортов.
Профилактическая работа.
1. Горячее разовое питание .
2. Ежедневное питье молока.
3. Участие в массовых оздоровительных мероприятиях
4. Классные часы о здоровом образе жизни.
5. Посещение спортивных секции.
Моя работа, на протяжении четырех лет в одном ученическом коллективе, направлена на сохранение и улучшение здоровья детей.
Я использую наиболее важные общеоздоровительные мероприятия:
- двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: выход к доске, выполнение задания с чередованием позы, подвижные перемены.
Виды физкультминуток:
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- проведение физкультминуток на 8, 12, 20-й минутах урока с учетом состояния детей;
- специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, глаз;
- упражнения на релаксацию: расслабление мышц плечевого пояса; на формирование правильной осанки;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- массаж: поглаживание, растирание, разминание учащиеся делают друг другу;
- «ролевые» физминутки.
Пребывание детей на уроках не должно сопровождаться ограничением их в движениях. Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, им необходимы двигательные физкультминутки, которые позволят передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу, прислушаться к себе и принести организму пользу. Я стараюсь использовать в комплексе физкультурные минутки, т.к. они в учебном процессе снижают утомляемость, повышают эмоциональный настрой и работоспособность. Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки с использованием стихотворений способствуют еще и развитию памяти.
Организм учащихся младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных систем и органов, и поэтому большую роль играют физминутки в устранении утомляемости.
Физкультурные минутки - комплекс упражнений и игр, проводимых вовремя урока. Для проведения физминуток следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут как индивидуально, так и фронтально. Длительность минуток 3-5 минут.
Я стараюсь подбирать физминутки по предмету, по специфике класса, по уровню разных заболеваний у учащихся. Умелое использование физминуток на уроках практически всегда приводит к положительным результатам, а простота и небольшое время, необходимое для их выполнения, оказывают неоценимый восторг у детей.
Предлагаемые физкультурные минутки я использую в разных направлениях.
1. Психологические минутки.
1) Снижение утомляемости.
« Дерево». И.п. - стоя, ноги вмести. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок приподнять , грудь развернута. Дыхание свободное. Держать позу 30 с. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на расслабление.
2) Снижение неусидчивости.
« Черпаем море, разводим облака». И.п. - стоя, руки вниз, левая нога впереди , колени полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх( ладони обращены друг к другу ), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед и делая медленный выдох, опустить руки через стороны вниз. Повторить 3-5 раз.
3) Уменьшение тревожности.
« Сотвори солнце в себе «.
-- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в небе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится больше, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. ( Руки в стороны перед собой ).
4) Снижение негативной реакции на низкие оценки.
« Шаги тигра «. Медленно и аккуратно идет по лесу тигр, он ступает мягко , неслышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети входят в образ тигра, чувствуют себя все более и более уверенно, сильными и ловкими.
5) Снижение уровня агрессивности.
« Пылесос «. И.п. - стоя или сидя. Глубоко под землей установили волшебный пылесос. Он очень мощный. Когда он начинает работать , все плохое , что накопилось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми. Время выполнения до 3 минут.
2. Оздоровительные минутки.
1) Для осанки.
« Гора «. ( начинается словами ).
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело -- как гора. Одна половинка горы говорит: « Сила во мне! « и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне! « и тоже тянется вверх. « Нет! « --- решили они. -- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих «. Потянулись обе вместе, сильно --- сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
2) Для кистей рук.
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем.
Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.
3) Для глаз.
«Круг».
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
- Для улучшения слуха:
- массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха;
- возьмемся за мочку уха и хорошенько ее помассируем.
5) Для профилактики плоскостопия.
«Слон».
Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
«Мыши».
На носочках ходят мыши,
Так, чтобы кот их не услышал.
3. Дыхательная гимнастика.
«Охота».
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.).
«Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, - дети делают три глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 -8 медленно выдыхают.
4. Физминутки с использованием стихотворений.
«Хомка».
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.
«Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам найти,
Нужно на носочки встать.
Физкультурная минутка на уроке является частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. Поэтому в течение урока должны 4-6 раз меняться виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. На 20-й и 35-й минутах урока необходимо провести физминутку, которая поможет снять утомление.
Следует всегда выполнять требования к проведению физкультминуток.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Желание детей проводить физминутку удовлетворять.
Физкультурная минутка является эффективной формой сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Статья в студенческий сборник "Деятельность учителя младших классов по развитию внимания младших школьников в учебной деятельности"
статья в студенческий сборник...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...