Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
методическая разработка по теме
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества образования.
Предлагаемые рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
devyatova.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Девятова Т Г
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
Гурьевский муниципальный район
2012
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 5 г.Гурьевска»
Кемеровской области
Девятова Т Г
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
Методическая разработка
Гурьевский муниципальный район
2012
Автор-составитель Девятова Т Г , учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5 г. Гурьевска».
Девятова Т Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе [Текст] : метод. разработка / Девятова Т Г. – Гурьевск: МБОУ «СОШ № 5 г. Гурьевска , 2012. – 28 с.
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества образования.
Предлагаемые рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………. 2
Глава 1. Использование информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в начальной школе
- Определение понятия «информатизация образования», «информационно- коммуникационные технологии» …………………………………. 4
1.2 Психолого-педагогические аспекты использования
ИКТ в начальной школе ………………………………………….. 5
1.3 Отличие средств ИКТ от других технических средств
обучения (ТСО) ……………………………………………………. 7
Глава 2. Методика использования ИКТ в образовательном процессе
2.1 Педагогические функции и возможности ИКТ ……………………. 7
2.2 Методы организации обучения с применением ИКТ ……………….8
2.3 Этапы подготовки урока с использованием ИКТ …………………. 9
2.4 ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных
этапах традиционного урока …………………………………………….. 10
2.5 Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям
с использованием компьютерных средств в начальной школе ……… 13
Глава 3. Использование ИКТ на уроке русского языка в начальной школе.
3.1 Тематическое планирование по русскому языку с использованием ИКТ во 2 классе ………………………………………………………………….. 14
3.2 Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках русского языка во 2 классе …………………………………………………………… 15
Заключение …………………………………………………………………. 18
Литература ………………………………………………………………….. 19
Приложение ………………………………………………………………… 22
Введение
В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий на уроках становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации, отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую массмедийными средствами и рекламой.
Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Перед учителем начальных классов встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.
Требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО) [1].
В результате освоения основной образовательной программы в области информационных технологий младшие школьники должны:
- использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Важное место в реализации этих требований отводится предметам «Литературное чтение» и «Русский язык».
Изучению этих предметов в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку они открывают ученику способность к усвоению других дисциплин.
Для многих учащихся эти предметы являются одними из самых сложных. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению и процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий является одним из способов решения данной проблемы.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Цель работы: достичь эффективности учебного процесса во 2 классе на уроках русского языка, используя информационно-коммуникативные технологии.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия информационно-коммуникационные технологии;
- изучить психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе;
- раскрыть педагогические функции и возможности использования ИКТ на уроках русского языка;
- дать характеристику каждого этапа урока с использованием ИКТ;
- представить собственный опыт использования ИКТ на уроках русского языка;
- представить анализ результатов обучения с использованием ИКТ на уроках русского языка.
Глава 1. Использование информационно-коммуникативных технологий
в начальной школе
1.1. Определение понятия «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии».
В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления – информатизации образовательного процесса в школе.
Информатизация образования – это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий.
Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:
Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [2].
1.2. Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ
в начальной школе.
Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение.
В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [19].
Современные информационные технологии имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.
Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.
Подлинное усвоение любого учебного материала невозможно без активной деятельности воображения. В начальных классах у детей совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, а также получает развитие творческое воображение. Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. Исследования психологов показали, что при разной организации учебного процесса, в зависимости от разной методики и форм преподавания можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Все это определяет необходимость разработки новых систем методов обучения. На современном этапе развития органической основой должно стать использование ИКТ в начальной школе [13].
1.3 Отличие средств ИКТ от других технических средств обучения (ТСО).
ИКТ обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:
- мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;
- навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;
- производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;
- интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.
- коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами, удалённым оборудованием.
Глава 2. Методика использования ИКТ в образовательном процессе
2.1.Педагогические функции и возможности ИКТ.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контролирующее - корректирующая | Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок) |
2.2. Методы организации обучения с применением ИКТ.
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения с применением ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский [26].
1. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения предусматривают усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этих методов с использованием ИКТ позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения.
2. Проблемный метод обучения использует возможности ИКТ для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучающихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
3. Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
2.3. Этапы подготовки урока с использованием ИКТ.
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля [17].
IV. Педагогическая реализация
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.
2.4. ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока.
Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности учителя начальных классов, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. В таблице 2 представлены компоненты ИКТ-компетенций учителя на различных этапах традиционного урок [3].
Таблица 2
Этапы урока | Содержание | Цели педагогической | Условия достижения цепей (на основе |
|
|
|
|
Проверка домашнего задания | Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос | Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме | Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса одновременно; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение знаний, формирование умений | Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений | Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний | ·Использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере; |
Контрольно-оценочный | Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке | · использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере; |
2.5 Здоровьесберегающие требования к учебным занятиям
с использованием компьютерных средств в начальной школе
В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы [4].
Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.
Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 3 (по Н. Т. Лебедевой).
Таблица 3
Класс | 1 - 4 |
Длительность работы с компьютерами | 15 мин |
Количество занятий в день | 1 |
Гимнастика для глаз | 3-5 упражнений по 5 и более раз каждое |
Физкультминутка на рабочем месте | 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое |
Длительность перерывов между занятиями | 10-20 мин |
Глава 3. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе
3.1. Тематическое планирование по русскому языку во 2 классе с использованием ИКТ.
Для качественного преподавания этих предметов во 2 классе нами было разработано тематическое планирование, которое включало уроки с использованием компьютера. Работа проводилась с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивало здоровьесберегающий режим обучения.
В тематическое планирование по русскому языку были включены следующие виды работ с компьютерной поддержкой:
1) работа с текстом и предложением (один из сложных видов работы, дети с трудом членят речь на предложения);
2) работа со словарными словами (анализ ошибок контрольных работ на ММО указал на необходимость тщательной работы со словами с непроверяемыми написаниями);
3) работа со скороговоркой (данный жанр способствует формированию и развитию правильной чистой речи, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость);
4) сочинение с использованием аудио-видео средств;
5) помощь компьютера при различных видах разбора;
6) задания занимательного характера (загадки, ребусы, кроссворды, «Найди лишнее слово», «Составь пословицу» и.т.д);
7) контрольные задания (рабочие тесты, контрольные тесты),
8) готовые программные продукты (программа «Семейный наставник». В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков или после контрольного диктанта для отработки типичных ошибок).
3.2. Диагностика эффективности использования ИКТ
на уроках русского языка во 2 классе.
В самом начале своего «творческого» пути был поставлен вопрос: каким образом измерить эффективность использования ИКТ на уроках русского языка.
Диагностика эффективности использования ИКТ на уроках русского языка была произведена по следующим показателям:
1. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка.
Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся были на уроках более активны. Если на обычном уроке во 2 классе работало 5 - 6 человек (35%), то на уроках с использованием компьютера – 14 человек (82%), а на уроке в компьютерном классе все дети включались в активную деятельность. Дети стремились участвовать в обсуждении заявленных на уроке вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, а, работая в парах в компьютерном классе, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы. Даже звонок с урока не являлся раздражителем, наиболее упорные обучающиеся изъявляли желание выполнять дополнительные задания (программа «Семейный наставник», тестовая работа другого варианта).
Чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее стал его результат по данным предметам.
2. Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся.
Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся по данным предметам.
Процент успеваемости по русскому языку составил 100%, качество знаний также возросло на 19%. Средний балл по предмету увеличился с 3,7 (I четверть) до 4,2 (итоговая оценка).
Анализ итоговой контрольной работы по русскому языку.
Целенаправленная работа, проводимая в течение года по русскому языку во 2 классе со словами с непроверяемыми написаниями, систематическая работа с программой «Семейный наставник», отработка орфограмм, на которые дети чаще всего допускали ошибки (работа над «своими» ошибками после контрольных диктантов), разнообразные тестовые задания, значительно снизили количество допускаемых ошибок в контрольных диктантах.
3. Учебная мотивация как показатель качества обучения.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Использование компьютера на уроке русского языка в течение всего учебного года, считаю, частично помогло решить данную проблему. В конце первого класса обучающимся была предложена анкета на определение доминирующих мотивов учения. У 12 обучающихся преобладали мотивы собственного благополучия («хочу получать хорошие отметки», «хочу получать одобрение родителей) и мотивы престижности («хочу быть лучшим учеником класса», «хочу, чтобы мой ответ был самым лучшим»). Проведённая в конце второго класса диагностика показала, что у 13 из 15 опрошенных учащихся стали преобладать мотивы содержания учебной деятельности («нравятся необычные, нестандартные уроки») и мотивы отношения к процессу обучения («мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности»).
4) Формирование информационной компетентности обучающихся.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
В базисный учебный план не входил такой предмет, как информатика, не предполагалась практика работы на компьютере. Систематическое использование компьютера на уроках русского языка со 2 класса было перспективной работой. Учащиеся получили необходимые навыки общения с компьютером (научились набирать текст на компьютере, создавать собственные небольшие презентации - 4 класс).
В начале 5 класса учителем информатики был проведён контрольный замер подготовленности к усвоению программы «Информатика и ИКТ».
16 опрошенных учащихся отметили, что они могут поучаствовать в создании некоторых информационных ресурсов (набрать текст, создать презентацию), при подготовке домашнего задания используют ресурсы Интернет, на уроках с использованием ИКТ чувствуют себя более комфортно, активнее могут проявлять свои способности.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что более мягко был осуществлён переход к новой ступени образования, а это, в свою очередь, один из способов педагогического сопровождения обучающихся.
Таким образом, результаты работы подтвердили необходимость использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.
Заключение
В результате работы были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках литературного чтения и русского языка:
1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
3) усиление наглядности;
4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;
6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;
9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);
10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества.
Таким образом, применение компьютера на уроках русского языка в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
Однако существуют недостатки и проблемы применения ИКТ:
- нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся;
- недостаточная компьютерная грамотность учителя;
- отсутствие необходимого оборудования в классе (интерактивной доски, доступа к сети Интернет).
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648 (01.09.2010г.)
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин : теория и практика обучения языкам. - М. : ИКАР, 2009. – 448 с.
3.Атапина, Т. В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка [Текст] / Т. В. Атапина // Начальная школа. – 2009. - № 4. – С. 18.
4. Бердникова, А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании [Электронный ресурс] : Режим доступа. - http://www.ippolitova.info/index. –Загл. с экрана.
5.Брылова, М. Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка [Текст] / А. Н. Бердников // Начальная школа. – 2009. - № 11
6. Вачкова, С. Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения [Текст] / С. Н. Вачкова // Начальная школа. – 2010. - № 3
7. Волкова, Л. А. Применение информационных технологий на уроках развития речи [Текст] / Начальная школа. – 2009. - № 1
8. Гадустова, Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии [Текст] / Е. В. Гадустова / Начальная школа. – 2009. - № 9.
9. Гусева, А. И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. И. Гусева. – режим доступа : http ://www.academy.it.ru. – Загл. с экрана.
10. Ефимов, В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. - № 2.
11. Колесникова, Ю. А. Первое место – компьютеру [Текст] / Ю. А. Колесникова // Начальная школа. - 2007. - № 7
12. Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков. – М. : Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).
13. Костромина, Е. В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы [Текст] / Е. В. Костромина. – режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/532381/. – Загл. с экрана.
14.Кувакина, Е. В. Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой [Электронный ресурс] / Е. В. Кувакина . – Режим доступа : http://inf.yspu.org/documents-open/dis/437/auto.pdf. – Загл. с экрана.
15. Лунёва, С. В. Информационно-коммуникационные технологии. В чём их эффективность?[Электронный ресурс] / С. В. Лунёва : Режим доступа. -http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_uchitelej/luneva_svetlana /. – Загл. с экрана.
16. Петрова, Н. И. Проблема формирования ИКТ-компетентности педагогов в процессе информатизации начального образования [Электронный ресурс] / Н. И. Петрова. – Режим доступа : http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm.- Загл. с экрана.
17. Рыбакова, Е. А. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе [Текст] / Е. А. Рыбакова, Е. Г. Мальцева // Начальная школа плюс. – 2006. - № 10.
18. Суровцева, И. В. Добываем знания с помощью компьютера [Текст] / И. В. Суровцева // Начальная школа. - 2009. - №7.
19. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т. 6. – С. 267-268.
20. Федяинова, Н. В. Использование информационной техники в учебном процессе начальной школы [Текст] / Н. В. Федянова : учеб. пособ. – Омск, 2004.
21. Фролова, Л. А. Обучение орфографии с использованием информационных технологий [Текст] / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2007. - № 7.
22. Шевчук, О. А. Психолого-педагогические основы применения ИКТ на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / О. А. Шевчук. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/521181/. – Загл. с экрана.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
Приложение
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Звук [й,]. Обозначение его на письме.
Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме».
Цели урока:
- Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука [й,] на письме.
- Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й,] на письме.
- Развитие мыслительной деятельности учащихся.
- Совершенствование коммуникативных умений учащихся.
- Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Задачи урока:
- Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й,] на письме.
- Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
- Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Тип урока: урок – открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.
Оборудование:
- Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
- Раздаточные листы для детей.
План – конспект урока
1. Орг. момент.
Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку.
2. Вход в урок.
Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))
Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать»
(Выслушиваются мнения детей.)
Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.
Смена слайда - КЛИК (затемнить экран – клавиша В)
- Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.
- Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети: писать, сочинять)
3. Введение в тему. Активизация знаний.
Слайд 3 КЛИК – появляется деформированный текст:
Я поэт, зовусь Незнака,
От меня вам балалака!
Незнака
Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)
- Вот он и насочинял...!!!
- Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.
- О какой букве совершенно забыл Незнайка?
(Дети: «О букве й»)
КЛИК - деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст:
Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам балалайка!
Незнайка
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(Выслушиваются предположения детей.)
Смена слайда – КЛИК (затемнить экран-клавиша В)
Слайд 4
3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.
Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?
(Выслушиваются предположения детей)
(Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали в «Азбуке» ) и Незнайка.
Учитель. Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?
(Выслушиваются высказывания детей.)
При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков [й,] и [и].
Учитель. Проверим, что о себе «расскажут» звуки.
КЛИК – появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.
(затемнить экран-клавиша В)
3.2 Чистописание урок 113, с.48 .
Параллельно задание выполняется на доске
Учитель. Прочитайте слова, что в них общего? ( йод, май, чайник, сейчас, нальёт)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Й]?
- Какое слово лишнее и почему? (нальёт, звук [Й] обозначает буквой Ё)
- Где может стоять в слове буква, которая обозначает звук [й,]?
Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук [й,]обозначается буквой й (и-краткое), за исключением слова НАЛЬЁТ.
- Какое из этих слов является словарным? (СЕЙЧАС)
- Запишите его в словарной работе в тетради.
- Что оно обозначает? (Лексическое значение слова)
Слайд 5
3.3 Сообщение учителем темы, целей и задач урока
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Выслушиваются предположения детей)
Смена слайда – КЛИК (Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране демонстрация темы урока)
4. Постановка проблемы.
Смена слайда – КЛИК – на экране появляется Незнайка и тема урока
Слайд 6
Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.
КЛИК – появляется буква Й
(затемнить экран-клавиша В)
4.1 Индивидуальная работа на раздаточных листах
Раздаточный лист зад. №1
- Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.
КЛИК – появляется буквосочетание - АЙКА
(затемнить экран-клавиша В)
- Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Какой буквой на письме обозначается звук [й,]?
(Выслушиваются предположения детей)
КЛИК – появляется
модель-звука [й,] и вывод: Звук [й,] на письме обозначается буквой Й.
4.2 Постановка проблемы:
Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук [й,]?
(Выслушиваются предположения детей.)
- Давайте проверим вместе с Незнайкой... Смена слайда – КЛИК
5. Исследование проблемы. Открытия.
Слайд 7 (на экране звуковая запись слов в цвете, КЛИК – появляется Незнайка )
(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук [й,])
Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи?
(Дети: звуковая запись слова)
- Запишите слова, заменив звуки буквами (работа в тетради и на доске)
5.1 Коллективная работа
Раздаточный лист зад. №2 (затемнить экран-клавиша В)
- Проверьте. КЛИК – на каждое слово
- Что вы заметили?
- Какими буквами вы заменили звукосочетания?
- Почему эти буквы обозначают звук [й,] в этих словах?
(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)
- Так какими же еще буквами на письме обозначается звук [й,]?
КЛИК – появляются модели-звуки
Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
(затемнить экран-клавиша В)
Динамическая пауза «Лови звук [й,]»
(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу – в конце)
Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....
6. Практическое применение полученных знаний. Постановка новой проблемы.
Смена слайда – КЛИК - появляется Незнайка с новым заданием
6.1 Работа в парах.
Классификация способов обозначения звука [й,] на письме)
Слайд 8
Учитель. Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему?
- Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й,]обозначен буквой й, а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК.
Раздаточный лист зад. №3 (затемнить экран-клавиша В)
6.2 Взаимопроверка. КЛИК - появляются столбцы слов на экране
- Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.
- Все слова вы распределили по столбикам?
(Дети: «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК
- Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?
(затемнить экран-клавиша В)
6.3 Постановка новой проблемы.
Раздаточный лист зад. №4 + доска
- Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?
(Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК
- Почему в этом слове буква е обозначает звук [й,] (не в начале слова и не после гласной)?
(Выслушиваются предположения детей)
7. Исследование проблемы. Открытие.
Смена слайда – КЛИК – рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка
Слайд 9
Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК
- Помогите ему записать эти слова.
(затемнить экран-клавиша В)
7.1 Индивидуальная работа на раздаточных листах
Раздаточный лист зад. №5+ доска
- Проверьте на экране (открыть объектив проектора) КЛИК
- Какими еще буквами обозначается на письме звук [й,]
Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.
Учитель. Но об этом подробнее мы поговорим завтра на уроке.
(прием отсроченной во времени проблемы ).
(Если позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами ). Смена слов – КЛИК
8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.
Смена слайда – КЛИК- появляется Карта урока и Незнайка.
Слайд 10
Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке?
- Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й,]?
(Гиперссылки: КЛИК – по указателям – переход на основные слайды, КЛИК на стрелки возврата на слайдах – переход к слайду 9)
Рефлексия.
- Что тебе запомнилось больше всего? Почему?
- Что понравилось /не понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Смена слайда – КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК
Слайд 11
Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке
Смена слайда – КЛИК Слайд 12
9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)
1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника
2. КЛИК Творческое задание: поискового характера «задает» Незнайка
(Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока - достигнута!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»
В работе описаны методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие на ...
Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка как средства повышения грамотности учащихся.
Теоретический и практический (из опыта работы) материалы по использованию дифференцированных заданий на уроках русского языка....
Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...
ИКТ как условие повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе
Презентация к выступлению на фестивале педагогических идей...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях
Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...