Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшему пониманию учебного материала, раскрытию и развитию их творческого потенциала, а также способствует сплочению коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_sotrudnichestvo_mladshih_shkolnikov.doc | 728.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кировская средняя
общеобразовательная школа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Автор: Сухарь Н.А.
Учитель начальных классов
МБОУ Кировская СОШ
с. Кирово
- Автор проекта
- Предмет, класс
- Целевая группа
- Идея проекта
- Цель проекта
- Описание проекта
- Этапы проекта
- Ожидаемые результаты
9. Правила организации учебного сотрудничества на уроках
10. Правила общего обсуждения
11. Список литературы
12. Фотографии
Учитель начальных классов
Сухарь Надежда Александровна
Все предметы
С 1 по 4 класс
- учитель;
- учащиеся начальных классов
Сотрудничество учащихся в совместной деятельности должно способствовать лучшему пониманию учебного материала, раскрытию и развитию их творческого потенциала, а также будет способствовать сплочению коллектива.
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)
Проект будет проводится в школе. На различных дисциплинах на протяжении 4-х лет обучения учитель будет организовывать учебное сотрудничество учащихся. Достоинства такой формы организации урока в том, что в работу включается каждый ученик, не просто сидит, а высказывает свое мнение, слушает ответ товарища.
Традиционно выделяют:
- Парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничают друг с другом);
- Единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
- Дифференцированная групповая работа (у каждой группы свое задание, но все они подчинены одной цели).
Как показывает опыт, начинать следует с самой простой – парной работы, а затем включать единую, и наконец – дифференцированную.
Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная работа учащихся. Главное – первые задания нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог бы легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.
1 этап – создание мотивации взаимодействия
Ребенок, пришедший в школу , еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться при определенной организации обучения. Надо показать мл.школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Учащиеся должны понять, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу
2 этап – ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнерами своих замыслов и планов, соблюдения принципа невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов
3 этап - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 1 классе нужно научить учащихся работать в парах, проверять друг у друга выполнение определенных заданий. Со 2 класса можно начать работу в парах сменного состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения. Например: взаимные диктанты, проверка таблицы умножения, разучивание стихов
- возрастет глубина понимания учебного материала, познавательная и творческая самостоятельность учащихся;
- изменится характер взаимоотношений между детьми: исчезнет безразличие, приобретается теплота, человечность;
- сплоченность класса возрастет, дети начнут лучше понимать друг друга и самих себя;
- учащиеся приобретут навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
- совместная работа должна занимать не более 15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин. в 3-4 кл;
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
- Не говорить всем сразу;
- Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
- Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично и вежливо;
1. Журнал «Начальная школа плюс до и после»
- № 6, 2004 г., стр.69
«Особенности работы в малых группах»
- № 2, 2003 г., стр. 36
«Групповая форма организации урока введения нового знания»
2. Журнал «Начальная школа»
- № 9, 2007 г., стр. 39
«Учебное сотрудничество как средство развития речи»
- № 6, 2008 г., стр. 19
«Педагогика сотрудничества как условие развития личности»
- № 5, 2007 г., стр. 57
«Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса»
- № 1, 2008 г., стр. 16
«Учебное сотрудничество младших школьников на уроках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"
Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...
Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников
Какие же можно назвать эффективные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся? «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителе...
Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников
Аннотация:статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогическогоучебного сотрудничества младших школьников. В статьевыделены основные этапы технологии группового обучения.Автор делится опытом ра...
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
Мастер – класс по теме «Различные формы организации учебного труда младших школьников с применением технологий развития критического мышления при подготовке к ВПР»
Различные формы организации учебного труда младших школьников при подготовке к ВПР...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...