Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Сухарь Надежда Александровна

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшему пониманию учебного материала, раскрытию и развитию их творческого потенциала, а также способствует сплочению коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_sotrudnichestvo_mladshih_shkolnikov.doc728.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кировская средняя

общеобразовательная школа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                                                               

                                                               Автор: Сухарь Н.А.

Учитель начальных классов

                                                                       МБОУ Кировская СОШ

с. Кирово

  1. Автор проекта
  2. Предмет, класс
  3. Целевая группа
  4. Идея проекта
  5. Цель проекта
  6. Описание проекта
  7. Этапы проекта
  8. Ожидаемые результаты

9. Правила организации учебного сотрудничества на уроках

10. Правила общего обсуждения

11. Список литературы

              12. Фотографии

Учитель начальных классов

Сухарь Надежда  Александровна

Все предметы

С 1 по 4 класс

  1. учитель;
  2.  учащиеся начальных классов  

Сотрудничество учащихся в совместной деятельности должно способствовать лучшему пониманию учебного материала,  раскрытию и развитию их творческого потенциала, а также будет способствовать сплочению коллектива.

   

Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)

Проект будет проводится в школе. На различных дисциплинах на протяжении 4-х лет обучения учитель будет организовывать  учебное сотрудничество учащихся. Достоинства такой формы организации урока в том, что в работу включается каждый ученик, не просто сидит, а высказывает свое мнение, слушает ответ товарища.

Традиционно выделяют:

  1. Парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничают друг с другом);
  2. Единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
  3. Дифференцированная групповая работа (у каждой группы свое задание, но все они подчинены одной цели).

Как показывает опыт, начинать следует с самой простой – парной работы, а затем включать единую, и наконец – дифференцированную.

Начинать такую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная работа учащихся. Главное – первые задания нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог бы легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

1 этап – создание мотивации взаимодействия 

Ребенок, пришедший в школу , еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться при определенной организации обучения. Надо показать мл.школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Учащиеся должны понять, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу

2 этап – ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С 1 класса говорить о пользе обсуждения с партнерами своих замыслов и планов, соблюдения принципа невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов  

3 этап - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1 классе нужно научить учащихся работать в парах, проверять друг у друга выполнение определенных заданий. Со 2 класса можно начать работу в парах сменного состава, готовя учащихся к коллективному способу обучения. Например: взаимные диктанты, проверка таблицы умножения, разучивание стихов 

  1. возрастет глубина понимания учебного материала, познавательная и творческая самостоятельность учащихся;
  2.  изменится характер взаимоотношений между детьми: исчезнет безразличие, приобретается теплота, человечность;
  3.  сплоченность класса возрастет, дети начнут лучше понимать друг друга и самих себя;
  4.  учащиеся приобретут навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

  1. совместная работа должна занимать не более 15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин. в 3-4 кл;  
  2. нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  1. можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство;
  1.  нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.

  1. Не говорить всем сразу;
  2. Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  3. Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  4. Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично и вежливо; 

1. Журнал «Начальная школа плюс до и после»

  1. № 6, 2004 г., стр.69

«Особенности работы в малых группах»

  1. № 2, 2003 г., стр. 36

«Групповая форма организации урока введения нового знания»

2. Журнал «Начальная школа»

  1. № 9, 2007 г., стр. 39

«Учебное сотрудничество как средство развития речи»

  1. № 6, 2008 г., стр. 19

«Педагогика сотрудничества как условие развития личности»

  1. № 5, 2007 г., стр. 57

«Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса»

  1. № 1, 2008 г., стр. 16

«Учебное сотрудничество младших школьников на уроках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Выступление "Организация учебного сотрудничества младших школьников"

Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В сост...

Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников

Какие же можно назвать эффективные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся? «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителе...

Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников

Аннотация:статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогическогоучебного сотрудничества младших школьников. В статьевыделены основные этапы технологии группового обучения.Автор делится опытом ра...

Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников

Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...