Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
статья по теме

Ольга Дмитриевна Савина

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы .

Тема выступления:

«Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса».

Цель выступления:

1.Показать важность учебной мотивации  в учебно - воспитательном процессе.  

  2.Ситуация успеха – один из важных составляющих учебной мотивации.

   

В русле  требований Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта второго поколения начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения применять, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и  их результат.

   И конечно же « инициирующим» компонентом в    учебно- воспитательном  процессе  на разных ступенях обучения будет  являться формирование мотивации учения. Она определяет процесс развития и формирование способностей.

  В структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют две большие группы: внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные).

Первая группа – внутренние мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и  процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая группа - внешние мотивы.  Они связаны с потребностями ребёнка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

Учебная деятельность развивается по-разному в зависимости от доминирования внутренней или внешней мотивации. Конечно, для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание именно внутренней мотивации учебной деятельности. Но для достижения высокого уровня развития учебной мотивации важна совокупность всех этих мотивов: как познавательных, так и социальных, и мотивов, направленных на достижение успеха. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимы для него.

     Формировать мотивацию - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся. Надо поставить его в такие условия, создать для него такую ситуацию развёртывания активности, чтобы желательные мотивы и цели складывались  и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

       Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности, если взять младших школьников, можно сформировать во время проведения  нестандартных уроков - уроков путешествий, уроков игр, уроков- викторин, уроков исследований, уроков встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную деятельность и использование различных приёмов.

           Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать, что даже самый небольшой его успех есть продвижение вперёд. Мотивация достижения успеха является позитивным мотивом учащихся. Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), в первых классах в этом учебном году завели « индивидуальные листы продвижений» по учебным предметам, которые помогают ребёнку отслеживать свои успехи, видеть  над чем ему нужно ещё поработать.

           Во внеклассной работе  одной из самых эффективных составляющих повышения мотивации  к обучению отводится олимпиадам разного уровня (классным, школьным, районным, республиканским и т. д.)

          Нельзя без внимания оставить и внеурочную деятельность детей. Базисный  план по введению и реализации ФГОС даёт обучающимся возможность выбора спектра занятий, направленных на развитие личности. Формы организации этих занятий самые разнообразные: это и экскурсии, кружки по интересам, секции, соревнования, поисковая и исследовательская работа, проектная работа и т. д.

  Но нельзя упускать из виду и физическое здоровье ребёнка. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками школьником, но и  благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. Применение на  различных этапах урока физкультминуток, физкультпауз, упражнений для глаз обеспечивают активный отдых учащихся, помогают переключать внимание с одного вида деятельности на другой, а также способствуют снятию психического напряжения. С ведением и реализаций ФГОС в начальной школе появилась возможность увеличить объём двигательной активности за счёт включения  во внеурочную деятельность занятий ритмической гимнастики и спортивного часа. Они позволяют детям активно отдохнуть после умственного труда.

        Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что  эффективность учебно-воспитательного процесса будет наблюдаться лишь в том случае, если психическое и физическое развитие ребёнка  будут выступать как единое целое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....

«Эффективные приёмы, позволяющие качественно организовать учебно-познавательный процесс» (из опыта работы)

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как есл...

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса....