Работа психолога с семьей ребенка с РАС
учебно-методический материал на тему

Выступление и презентация, посвященное диагностичекому и программному аспектам работы психолога с семьей, воспитывающей "особого" ребенка с РАС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностический и программный аспекты Работа психолога с семьей ребенка с РАС

Слайд 2

Комплексный подход к коррекции аутистических состояний необходимость комплекса абилитационных и реабилитационных мер скоординированные усилия заинтересованной семьи квалифицированных специалистов самого ребенка, которых может со временем начать проявлять волю к изменениям

Слайд 3

Условия эффективности поведенческих программ Высокая интенсивность (20-40 часов в неделю ) Продолжительность (от одного до нескольких лет) Распространение на все сферы жизни ребенка: - образовательную деятельность - психологическую коррекцию поведения и отношения ребенка к миру, себе, другим людям - эмоциональное развитие

Слайд 4

Направления исследования условия развития и жизни - « родительский фактор » - личная история - социальное окружение Картина мира - представления об окружающем мире, опыт ребенка и его осознаность - сенсорная чувствительность

Слайд 5

Анкеты, тесты Анкета для родителей поступающих в школу детей Тест PARY ( изучение родительских установок, авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл) Проверочный лист адаптивных навыков ( Checklist of Adaptive Living Skills (CALS ) , авторы Lanny E.Morreau , Robert H. Bruininks ) Сенсорный профиль

Слайд 6

Анкета для знакомства с родителями 1.Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными? - да - нет 2. Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании? - СМИ (радио, ТВ, газеты, Журналы) - Интернет - Специальные книги по педагогике - Беседы с друзьями и знакомыми - Беседы с учителями - Беседы с психологом 3. Назовите самую важную, на Ваш взгляд, проблему в воспитании: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что бы Вы хотели изменить в Ваших отношениях с ребенком? _____________________________________________________________________________________ 5. Что препятствует решению проблемы? _____________________________________________________________________________________ 6. С кем Вы говорили о проблеме? _____________________________________________________________________________________ 7. В чьей помощи Вы нуждаетесь наиболее остро? - психолога - педагога - врача - другое 8. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или школа? - безусловно, семья - в большей мере семья - в равной степени и семья, и школа - школа, так как там ребенок проводит много времени - школа и улица 9. В какой форме школа могла бы помочь Вам в решении Ваших проблем? - лекциями о воспитании - специальными практическими занятиями - информацией об особенностях развития моего ребенка - информацией о том, что можно почитать по моей проблеме 10. Сколько бы Вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если в нашей школе буду организованы специальные занятия? - не более одного часа в неделю - примерно пару часов в месяц - трудно сказать 11. Отмечаете ли Вы в поведении ребенка: - двигательное беспокойство - невозможность усидеть на одном месте - трудности концентрации внимания - быструю утомляемость - трудности восприятия и понимания инструкции(задания) - хаотичность действий (неумение работать по плану)

Слайд 7

Тест PARY изучения родительских установок Отношение родителей к ребенку 1.Оптимальный эмоциональный контакт побуждение словесных проявлений, вербализаций ; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком 2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком раздражительность , вспыльчивость; суровость , излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком 3. Излишняя концентрация на ребенке чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка

Слайд 8

Сегрегация - принудительное отделение какой-либо группы населения

Слайд 9

Сферы применения навыков и их модули «Личные жизненные навыки » (социализация ( общение), питание, личная гигиена и уход за собой, пользование туалетом, навыки надевания и снимания одежды, забота о здоровье, сексуальность) «Навыки жизни дома» (уход за одеждой , планирование питания и приготовление пищи, уборка квартиры и ведение хозяйства, ремонт и поддержание оборудования квартиры в технической исправности, безопасность дома, домашний досуг) «Навыки жизни в обществе» (м обильность и поездки, ориентация во времени и его организация, обращение с деньгами и покупки безопасность на улице, общественный досуг) «Навыки трудоустройства» (трудоустройство, взаимоотношения на работе, безопасность на работе)

Слайд 10

1.0 Личные жизненные навыки 1.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ Оценка Навыки Оценка Навыки ДАТА ДАТА ДАТА ДАТА ДАТА ДАТА 1.1.1 Смотрит на других людей в комнате. 1.1.17 Помогает другим, когда его/ее об этом просят. 1.1.2 Смотрит, как другой человек передвигается по комнате. 1.1.18 Когда говорит с другими, говорит четко и ясно. 1.1.3 Издает звуки (например, кричит) и делает знаки руками, чтобы привлечь внимание. 1.1.19 Занимаясь чем-либо вместе с другими , соблюдает очередность. 1.1.4 Остается с кем-либо кроме своих родителей без слез. 1.1.20 Делится, например, игрушками и играми, с другими. 1.1.5 Подает знак (например, улыбается), что узнает знакомого. 1.1.21 Участвует в чем-либо с более чем одним человеком. 1.1.6 Поворачивается в ту сторону, откуда доносится голос. 1.1.22 Соблюдает правила дома, в школе или на работе. 1.1.7 Тянется за предметами. 1.1.23 Ждет, пока другие закончат пользоваться нужным ему/ей предметом. 1.1.8 Играет с игрушками или предметами, положенными перед ним/ней. 1.1.24 Обращается к другим за помощью или информацией. 1.1.9 Тянется, чтобы прикоснуться к другим людям. 1.1.25 Следует указаниям ответственного лица. 1.1.10 Отвлекается от занятия, когда его/ее окликают по имени. 1.1.26 Участвует в групповых обсуждениях, придерживаясь заданной темы. 1.1.11 Играет один/одна, когда рядом никого нет. 1.1.27 Выражает сочувствие тому, кому грустно. 1.1.12 Машет рукой или говорит “пока”, когда кто-то уходит. 1.1.28 Договаривает то, что начал/начала говорить, хотя его/ее перебивают. 1.1.13 Выполняет просьбу, заключающуюся в последовательном выполнении двух действий. 1.1.29 Предлагает помощь другим, не дожидаясь,когда его/ее об этом попросят. 1.1.14 Выбирает, с кем ему/ей хочется общаться. 1.1.30 Говорит другим приятные вещи (делает комплименты). 1.1.15 Задает другим простые вопросы. 1.1.31 Прежде, чем начать говорить, ждет, пока договорит другой (не перебивает). 1.1.16 Отвечает, когда ему/ей задают вопросы.

Слайд 11

Тест адаптивных навыков ребенка помогает родителям оценить навыки ребенка, его сильные и слабые стороны выбрать приоритетные области развития, задачи дальнейшего обучения структурировать время и пространство ребенка дома делает взаимодействие школы и семьи конструктивным определяет области ответственности семьи и школы, делая отношения партнерскими о беспечивает связь образовательной программы с семейным воспитанием

Слайд 12

Сенсорный профиль вестибулярный аппарат проприоцептивное (мышечное) чувство особенности двигательной сферы тактильное восприятие сензитивность рта чувства вкуса , о боняния с луха зрения

Слайд 13

Вестибулярный аппарат, билатеральная функция Сенсорная Область Да Нет Пример (конкретно что) или другое Необязательное заполнение -Не любит неожиданных и резких перемещений в пространстве -сам перемещается очень быстро -ловкость при лазанье, балансировании. - любит прыгать на батуте, с высоких препятствий, мебели - качаться высоко на качелях, кататься с высоких горок - стереотипно раскачивается -любит кресло-качалки, игрушки-качалки, гамаки - стереотипно вращается - любит игры со взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания - любит карусели -любить вращающиеся стулья - бегает взад-вперед -любит стоять вниз головой - любит стоять на ступеньках эскалатора -любит ездить вверх-вниз в лифте. -вверх и вниз по эскалатору. - езда в автомобиле, автобусе -авиаперелеты

Слайд 14

Сделать работу с родителями максимально конструктивной и продуктивной Дать родителям инструмент для помощи себе и своему ребенку Не ограничиваться сочувствием и жалостью



Предварительный просмотр:

Работа психолога с семьей ребенка с РАС

Успех обучения и развития ребенка с РАС не может быть достигнут только специалистами или педагогами.  Он требует скоординированных усилий заинтересованной семьи, квалифицированных специалистов и самого ребенка, который может со временем начать проявлять волю к изменениям.

Программы, которые реализуются в нашей школе основаны на поведенческом подходе. Они зарекомендовали себя, как эффективные в области формирования у аутичного ребенка необходимых для него навыков поведения и общения. Сложность воплощения этих программ в жизнь заключается в том, что они подразумевают высокую интенсивность (20-40 часов в неделю), продолжительность (от одного до нескольких лет) и должны распространяться на все сферы жизни ребенка. Работа по этим программам подразумевает не исключительно образовательную деятельность, а психологическую коррекцию поведения и отношений ребенка с миром, с собой, с другим людьми, а также аффективное развитие. Этот комплекс призван помочь формированию внутренних адаптивных механизмов поведения.

Таким образом, условием эффективной помощи детям с аутистическим спектром развития является создание определенной социальной терапевтической среды. Это невозможно без вовлечения в процесс семьи. Семья это первичная возможность для социализации маленького ребенка. Для аутичного ребенка семья зачастую единственная такая возможность до момента поступления в школу. Его контакты с внешним миром до крайней степени ограничены, поэтому ведущим социальным фактором для такого ребенка является так называемый «родительский фактор».

Исходя из вышесказанного, очень важно при поступлении ребенка в школу выяснить подробно его личную историю и социальное окружение (как условия его жизни и развития). Определить картину мира (представления об окружающем мире и опыт ребенка взаимодействия с ним). А, кроме того, особенности сенсорных систем, т.к. люди с аутистическими чертами часто обладают нестандартной сенсорной чувствительностью – гипо- или гипер-. Эта особенность обычно является врожденной и сильно влияет на развитие и поведение ребенка в раннем детстве. Часто родители не замечают этих особенностей, не придают им должного значения или расценивают как «плохое», нежелательное поведение.

Вся эта информация об особенностях ребенка, о его опыте,  об условиях жизни и развития есть у родителей. Задача психолога эту информацию получить и максимально использовать для выстраивания эффективной работы с ребенком.

Конечно, для прояснения этой информации мы используем разного вида анкеты. Хочу заметить, что анкеты мы можем как по прямому назначению, так и как канву для общения, повод для встречи, если нужно.

  1. Анкета для родителей при поступлении ребенка в школу.

Первая анкета разработана у нас в школе, применяется много лет с родителями всех поступающих детей. Цель ее использования: собрать информацию о пристрастиях, увлечениях ребенка, осознаваемых родителями трудностях, о запросе родителей на помощь. У этой анкеты есть еще одна цель, менее очевидная для родителей. Оценить готовность родителя к конкретной деловой работе. Если на вопросы, требующие развернутого ответа, родитель отвечает одним словом или не отвечает вообще, то это может говорить о неопределенности его собственных целей и задач, неясном понимании тех или иных фактов деятельности ребенка, о незаинтересованности в контакте со специалистами школы. Это учитывается при планировании индивидуальных встреч и консультаций с родителями. Скорее всего, при проведении индивидуальной консультации с этим родителем психолог будет использовать методику PARY - методика изучения родительских установок.

  1. Тест PARY (методика изучения родительских установок, авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл). Этот тест применяется, как раз как канва для беседы. Во время разговора  с родителями психолог предлагает вопросы и утверждения из этой методики и анализирует реакцию и ответы собеседника. Это помогает прояснить отношение родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Почему это важно? Бывает, что причинами изоляции,  сегрегации ребенка с РАС  является не его собственное «нежелание» общаться или низкий уровень соответствующих навыков. Часто сами члены семьи способствуют сегрегации, фокусируясь на дефецитарности развития, на медицинских аспектах состояния ребенка. Доверие матери переключается с ребенка на врачей. Она соотносит свои тревоги и наблюдения с их мнениями.  Ее отчаяние и паника разрушают их общее прежнее "целое".  И ребенок остается один. Конечно, собственно психотерапией с родителями мы не занимаемся, но учитываем в работе актуальное состояние матери. При необходимости предлагаем обратиться за помощью. Например, в психотерапевтический центр на Канонерской улице.
  2. Психотерапевтический эффект может дать другая методика. Проверочный лист адаптивных навыков (Lanny E.Morreau, Robert H. Bruininks). Это целый список навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности человека. Они разбиты на сферы применения и модули в них входящие, а затем сведены в таблицы в последовательности, учитывающей логику их формирования.

«Личные жизненные навыки

1.1 Социализация (общение)

1.2 Питание (еда и пользование приборами)

1.3 Личная гигиена и уход за собой

1.4 Пользование туалетом (отправление естественных надобностей)

1.5 Одевание (навыки надевания и снимания одежды)

1.6 Забота о здоровье (профилактика и лечение заболеваний)

1.7 Сексуальность (понимание и контролирование сексуальных взаимоотношений)

«Навыки жизни дома»

2.1 Уход за одеждой (стирка и починка одежды)

2.2 Планирование питания и приготовление пищи

2.3 Уборка квартиры и ведение хозяйства (выполнение простых повседневных домашних дел)

2.4 Ремонт и поддержание оборудования квартиры в технической исправности (мелкий ремонт и уход за своим жильем)

2.5 Безопасность дома (предотвращение аварий и травм, а также поведение в чрезвычайных ситуациях дома)

2.6 Домашний досуг (способы времяпрепровождения дома)

 «Навыки жизни в обществе»

3.1 Социальное взаимодействие (взаимоотношения с другими)

3.2 Мобильность и путешествия

3.3 Ориентация во времени и его организация (применение понятия времени к повседневным делам)

3.4 Обращение с деньгами и покупки (навыки расходования и сбережения денег)

3.5 Безопасность на улице (предотвращение травм и аварий и поведение в чрезвычайных ситуациях вне дома)

3.6 Общественный досуг (способы времяпрепровождения в обществе)

3.7 Участие в общественной жизни (функционирование в обществе)

 «Навыки трудоустройства»

4.1 Трудоустройство (поиск работы)        

4.2 Производительность труда и отношение к работе (способность качественно выполнять работу)

4.3 Взаимоотношения на работе (общение с коллегами и руководителями)        

4.4 Безопасность на работе (предотвращение аварий и травм и поведение в чрезвычайных ситуациях на работе)

При индивидуальной работе с родителями мы предлагаем ознакомиться с этим списком, самостоятельно отметить те навыки, которые у ребенка есть. Далее следует еще одна встреча и обсуждение вопросов и сомнений, возникших во время заполнения. Обычно родители с интересом знакомятся с этой работой. Она помогает оценить навыки ребенка, его сильные и слабые стороны, выбрать приоритетные области развития, задачи дальнейшего обучения, структурировать время и пространство ребенка  дома. А психотерапевтический эффект этой работы заключается в том, что вопросы родителей переходят из области «Кто или что виновато? Куда пойти?» в область «Что нужно делать? И как?» Таким образом, общение с родителями становится конструктивным, а отношения партнерскими. Определяются области ответственности семьи и школы. Содержание теста адаптивных навыков имеет непосредственное отношение к содержанию индивидуальных образовательных программ учащихся. Родители знакомы с содержанием индивидуальных программ, поэтому знают, над чем сейчас работают педагоги школы, и могут закреплять навыки дома.  Таким образом, психолог знакомит родителя с технологиями, используемыми в работе с ребенком – это одна из задач работы педагога-психолога. При желании родители сами формулируют запрос на помощь в формировании определенного навыка. В дальнейшем родителям предлагается работать с листом адаптивных навыков, как  с планом.  

  1. Анкета «Сенсорный профиль ребенка» помогает прояснить особенности сенсорной области развития ребенка. Она позволяет оценить чувствительность сенсорной сферы: вестибулярного аппарата, проприоцептивного (мышечного) чувства, особенностей двигательной сферы, тактильного восприятия, сензитивность рта, чувства вкуса, обоняния, слуха, зрения. Анкетирование родителей и наблюдение за ребенком в условиях школы позволяет выявить слабые и сильные сенсорные области. Учет этой информации позволяет во время обучения снизить или увеличить нагрузку на анализатор с нестандартной чувствительностью, тем самым снять лишнее напряжение ребенка. Кроме того, знакомство с этой методикой дает возможность родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его понять и использовать новые знания для улучшения качества жизни ребенка.

Главная идея в том, чтобы сделать работу с родителями максимально конструктивной и продуктивной, дать им инструмент для помощи своему ребенку и себе, а не ограничиваться сочувствием и жалостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ С(К)ОУ VIII ВИДА

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Особый ребенок: методы работы психолога.

Рассматриваются пути и методы работы с детьми с РДА, с синдромом Дауна, имеющие диагноз умственная отсталость и обучающиеся в одной группе....

Тема проекта: «Работа с семьей ребенка с ОВЗ»

laquo;Семья – это не те, кто тебя балует и следует всякому твоему капризу. Это те, кто сражается за тебя и за кого сражаешься ты».Джонн Депп...

Семья ребенка с ОВЗ и формы работы с ней

С каждым годом детей с особенными возможностями здоровья в школах становится все больше. Соответственно в школах обязательно должны быть специалисты, деятельность которых направлена на работу с детьми...

«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...

ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...