ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
рабочая программа (4 класс)
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabota_s_roditelyami.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Пояснительная записка
Актуальность
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ или инвалидностью необходимо в первую очередь организовать работу с семьёй. Исследования свидетельствуют, что в семье, где появляется ребёнок с особыми нуждами, зачастую меняется привычный уклад жизни, психологический климат, семейные отношения. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться.
Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и воспитания, но при этом не уделялось должного внимания эмоциональному состоянию самих родителей и недостаточной компетентности в преодолении трудностей в развитии и социализации ребёнка.
Деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества специалистов и педагогов образовательного учреждения с этими родителями.
Умение педагогов установить доверительные отношения с родителями является условием успешного взаимодействия с семьей, от которого зависит эффективность образовательной и коррекционно-развивающей работы. Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку взаимодействовать друг с другом.
Необходимость разработки программы, для семей воспитывающих ребенка с ОВЗ , определена наличием в образовательном учреждении воспитанников с ОВЗ и инвалидностью .
Практическая значимость: программа может быть использована сфере школьного образования, специалистами и педагогами, в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Срок реализации программы: 3 учебный год (сентябрь 2020 год – май 2023 год).
Целевая группа: родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Цель программы: организация системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, направленной на повышение активной позиции родителей (законных представителей) по преодолению трудностей в развитии и успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
1) Провести анализ контингента участников программы для определения программных мероприятий.
2) Определить перечень ресурсного обеспечения, составить план работы с родителями по формированию компетенций конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах.
3) Обеспечить реализацию мероприятий образовательной и коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
4) Проанализировать эффективность реализации мероприятий программы.
Для решения поставленных задач используются следующие методы работы:
- исследовательские (анализ ресурсов, анкетирование);
- организационные (планирование, информирование, координирование);
- практические (методы активного обучения родителей, практические занятия);
- аналитические (обобщение по результатам проведенной работы).
Содержание программы
1. Этапы реализации программы
Срок реализации программы разделён на четыре этапа: подготовительный. организационный, практический, аналитический.
Подготовительный этап (сентябрь 2020 года): изучение особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов для планирования и координации направлений работы.
Организационный этап (сентябрь - октябрь 2020 года): анализ и подготовка ресурсной базы для реализации программы; составление плана работы по реализации программы.
Практический этап (октябрь 2020 года – апрель 2023 года): реализация мероприятий по основным направлениям программы.
Аналитический этап (май 2023 года): анализ результатов реализации программы; корректировка программы (при необходимости); обобщение и распространение опыта.
2. Направления мероприятий по реализации программы
Направления | Задача | Формы работы |
Диагностическое | Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству. | Проведение социологического опроса (анкетирование). «Почтовый ящик». |
Коррекционно-развивающее | Формирование у родителей практических навыков конструктивного взаимодействия с ребенком, знаний о коррекционно-развивающих методах и формах | Игры – тренинги с педагогическим содержанием. Практические занятия по обучению методам коррекционных и развивающих занятий для организации непрерывной и самостоятельной работы с ребенком |
Информационно-просветительское | Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей. | Индивидуальные и групповые консультации. Семинары-практикумы. Родительские собрания. Создание альбомов «Моя семья». Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. |
Наглядно-информационное | Ознакомление родителей с особенностями развития и социализации детей. | Информационные ознакомительные и просветительские проспекты для родителей в родительских уголках класса, на информационных стендах и официальном сайте |
Досуговое | Установление эмоционального контакта с родителями | Конкурсы, смотры, выставки, акции, встречи. |
Реализация программы предполагает проведение мероприятий по направлениям, которые определяют конкретные формы и содержание работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с учётом: типа семьи (полная, неполная и т.д.), особенностей причин, вызвавших трудности развития и социализации ребёнка, запросов и потребностей родителей.
3. План программных мероприятий 2020-2021 учебный год
С целью реализации практической части программы, направленной на организацию системы образовательной и коррекционно-развивающей работы с родителями воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с сентября 2020 года был разработан план практических мероприятий.
Перечень мероприятий (тематика, форма) | Сроки проведения |
Семинар-практикум «Мы все разные, но теперь мы вместе!» | сентябрь |
Тренинг «Особые дети-особое общение». | Октябрь |
Родительская гостиная «Семейные традиции» | ноябрь |
Коллаж ко Дню матери | Ноябрь |
Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». | Декабрь |
«Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц | январь |
Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух» | февраль |
Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» | март |
Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос» | апрель |
Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком) | май |
План программных мероприятий 2021-2022 учебный год
Перечень мероприятий (тематика, форма) | Сроки проведения |
Практическое занятие «Развивающие игры и коррекционные упражнения с ребёнком дома - это весело, полезно и интересно». | сентябрь |
Групповой тренинг «Общение с ребенком» | Октябрь |
Семинар-практикум «Вечер в кругу семьи». | Ноябрь |
Конкурс на лучшее украшение к Новому году | Декабрь |
Практикум для родителей «Играем и память развиваем!» | январь |
Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!» | февраль |
Выставка детских работ «Портрет моей мамы» | март |
Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне» | апрель |
Родительская гостиная «Семейные традиции» | май |
План программных мероприятий 2022-2023 учебный год
Перечень мероприятий (тематика, форма) | Сроки проведения |
Совместное посещение с детьми и родителями Смоленского зоопарка, полезно и интересно». | сентябрь |
«Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов | Октябрь |
Стенгазета ко Дню матери «Ах, какая мамочка!» | ноябрь |
Творческая мастерская «Игрушка на ёлку своими руками | декабрь |
Психолого-педагогический тренинг «Коммуникативные игры» | январь |
Фотоколлаж «Зимние забавы» | февраль |
Оформление папки передвижки «Весна – наблюдаем, играем, читаем» | март |
Стендовая информация «Ю.А. Гагарин – первый космонавт» | апрель |
Открытый показ образовательной деятельности | май |
4. Условия реализации программы
Одним из условий успешной реализации программы является обеспечение соответствующей ресурсной базы:
Кадровые ресурсы
.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию речевых недостатков (нарушений).
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) проводит деятельное обследование ребёнка и диагностирует его способности к обучению, организует практические коррекционно – развивающие занятия для родителей, направленные на максимальное восполнение недостатков в развитии и социализации детей.
Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) на развитие психолого-педагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательного учреждения, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров.
5. Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы
1. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка.
2. Снижение уровня тревожности и эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ. (Положительная динамика эмоционального состояния родителей).
3. Применение родителями полученных знаний при организации коррекционной и развивающей работы с детьми в домашних условиях
4. Наличие положительных результатов развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Положительная динамика уровня коммуникативных и социальных навыков детей).
Список используемой литературы
Артамонова Е.И., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова // Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во Москва «Академия».
Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.
Нищева Н. В. «Программа. Коррекционно- развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». - Санкт- Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение», 2004.
Ткачёва В.В. «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». — М.: Национальный книжный центр, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и с...
Работа с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социальной адаптации инвалидов, проблема их приспособленности к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячел...
Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".
"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...
Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....
«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...