Особый ребенок: методы работы психолога.
статья на тему
Рассматриваются пути и методы работы с детьми с РДА, с синдромом Дауна, имеющие диагноз умственная отсталость и обучающиеся в одной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobyy_rebenok.docx | 87.1 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особый ребенок": методы работы психолога.
В новом 2014-2015 учебном году в школе-интернате был открыт класс "Особый ребенок" 3год обучения. Сложность работы педагога-психолога состоит в том, что в нем обучаются и дети с РАС, и с синдромом Дауна, и с умственной отсталостью. Общей чертой является только диагноз умеренная умственная отсталость. Характерными чертами воспитанников этого класса являются - плохо развитая зрительно- двигательная координация, низкий уровень ориентировки в окружающем пространстве, слабое понимание обращенной к ним речи(что значительно затрудняет понимание инструкции), сниженная мотивация, слабо выраженный и неустойчивый интерес к деятельности.
Разнокомпонентность класса требует индивидуального подхода и выбора направления работы. Но основной целью является общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Индивидуальная работа ведется по развитию познавательных процессов(мышление, память и т.д), а упражнения , направленные на эмоционально-волевую сферу, на улучшение социализации, умение взаимодействовать с другими удается проводить со всем классом.
Основными задачами является развитие ручной умелости, через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; формирование умение ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла; формирование умений планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
Значительный результат прослеживается у ребят на занятиях пескотерапии. Основной целью пескотерапии является достижение эффекта самоисцеления по средствам спонтанного творческого выражения содержания личностного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, приводит к укреплению и установлению качественно нового Эго с глубинным источником психической жизни (целостного «Я») – гармония «Я».
При работе с обучающимися с РДА главными целями являются :
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ними;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Для установления контакта используются игры: "Ладушки", "Ручки", "Хоровод".
Для развития активности игры: «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
Развитие контактности: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Для подбора занятий используются материалы из книг: Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000, Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников М.,1989. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
Занятия с обучающимся с синдромом Дауна составляются на базе программы «Маленькие ступеньки». Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, развивающая среда должна быть оснащена большим количеством игр и пособий.
Основные развивающие задачи предусматривают развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционные задачи направлены на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики. Эти две задачи тесно взаимодействуют на каждом этапе работы в данном классе и их реализация зависит от тяжести умственной отсталости.
Каждое занятие завершается релаксационными упражнениями. Ребята приобретают навыки самомассажа, дыхательной гимнастики и с удовольствием наблюдают за звездным
небом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы работы психолога с педагогическим коллективом»
Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодейст...
Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...
Нетрадиционные методы работы психолога
Нетрадиционные методы арт-терапии в работе с дошкольниками, младшими школьниками....
Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"
В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...
Портфолио методов работы психолога в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как ц...
Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"
Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....