«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
консультация
«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Артпедагогические технологии в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Кузина Наталия Михайловна
Учитель-дефектолог
Семья как социальный институт призвана еще в ранний период жизни ребенка с ОВЗ создать благоприятную среду для его вхождения в культуру, формирования культурно-познавательных, социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей, закладывания и развития основ личности, качеств, необходимых для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни, становления его как субъекта культуры.
В этом процессе значительную роль играют искусство и арттехнологии, которые являются частью учебного процесса как в учреждениях (школьных и дошкольных) общего (специального и инклюзивного) и дополнительного образования, так и всего культурного образовательного пространства (театр, музей, концертные залы, выставки).
В семье происходит не только разностороннее познание ребенком окружающего мира, получение разнообразной информации, накопление практического жизненного опыта, но и вхождение его в культуру, формирование субкультуры ребенка, определенной системы отношений с миром взрослых и сверстников. В связи с этим возрастает значимость создания семьей ребенка с ОВЗ социокультурной среды, обеспечивающей как познавательное, ценностное духовное развитие ребенка, так и раскрытие его потенциальных возможностей, самореализации в культурном пространстве.
В этом процессе артпедагогические технологии, связанные с различными видами искусства, играют важную роль и решают следующие задачи:
- создание родителями благоприятной социальной художественной среды, обеспечивающей социокультурное развитие ребенка с ОВЗ его социализацию;
- осуществление семьей субъектно-художественного подхода в социокультурном развитии личности ребенка с ОВЗ посредством использования артпедагогических технологий (музыка, изодеятельность, театр и др.)
- удовлетворение с помощью использования искусства, культурно-познавательных, информационных, эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативных, рефлексивных потребностей семьи и ребенка с ОВЗ;
- обогащение социального опыта семьи, включение в семейную жизнь основ художественной культуры;
- активизация потенциальных творческих возможностей ребенка с ОВЗ в разных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной) посредством использования искусства в семье.
Музыка, изобразительное искусство, театр дают возможность приобщить ребенка к основам художественной культуры, воспитать эстетический вкус, удовлетворить образовательные потребности, активизировать познавательную деятельность, творческие проявления. Свои первые шаги в мире искусства ребенок делает в семье. Здесь происходит процесс социализации ребенка через общение с матерью и близкими. В этот период важным является создание музыкальной среды.
Музыка раньше других видов искусства входит в жизнь ребенка. Звуко-интонационная и жестомимическая эмоционально окрашенная речь в общении наполняет жизнь ребенка звуками, мелодиями, обогащает его мир, создает художественно музыкальную среду. Очень важно чтобы мама ребенка с ОВЗ в раннем детстве создавала адекватную музыкальную среду, в которой могут использоваться аудиозаписи «Звуки природы» при засыпании, песенки-потешки, музыкальные игрушки при общении в бодрствовании.
Музыка постепенно входить в жизнь ребенка, делая ее более яркой, интересной, увлекательной, содержательной. Задача родителей – развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д.
В школьном возрасте восприятие музыкальных произведений, а также исполнение (пение, игра на инструменте) для детей с ОВЗ означают постижение ими богатейшего и разнообразнейшего мира эмоций, чувств, переживаний. Наличие дома скромной фонотеки, аудиозаписей вокальных, инструментальных произведений и использование в жизни семьи музыкального инструмента (гитары, фортепиано и др.) может являться средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством коррекции эмоциональной сферы и коммуникации личности детей с ОВЗ. Главная задача родителей детей с ОВЗ – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая и стимулируя стремление к игре, попытки самостоятельным действиям.
Изобразительная деятельность (рисунок, лепка, коллаж и др.), художественно-ручной труд, дизайн являются значимой артпедагогической технологией, которая может использоваться в семье ребенка с ОВЗ. Важно, чтобы родители на прогулках наблюдали и активизировали внимание ребенка к цветовому сочетанию в природе в разное время года, к краскам, линиям листьев, цветов, образам животных и насекомых, которых дети могли бы отражать в рисунке, лепке.
Ребенку важно видеть, что предметы окружающей жизни часто берут свое начало в природе (самолет и вертолет похожи на стрекозу, поезд – на гусеницу и т.д.) Понимание таких связей создает предпосылки развития не только познавательных процессов, но и проявления творчества у ребенка с ОВЗ. Совместная изобразительная деятельность, художественно-ручной труд, декоративное творчество могут использоваться в семье при оформлении квартиры к празднику, создании декораций для домашнего театра, украшений для благоустройства семейного пространства, детской комнаты.
Семейный досуг также занимает важное место в приобщении ребенка с ОВЗ к искусству, культуре, в его социализации. Формы досуга очень разнообразны: семейные праздники, экскурсии в музеи и выставки, картинные галереи, общение с природой, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры, забавы, веселые конкурсы и др.)
В процессе семейного досуга, общения членов семьи между собой, основанного на общих интересах, увлечениях, удовлетворяются духовные потребности семьи. В этом случае у ребенка постепенно формируется свой образ семьи.
Успешность развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи обеспечивается взаимодействием, сотрудничеством с педагогами образовательного учреждения. С их помощью родители обогащают свои знания и представления о том, как, какими средствами и методами, в каких формах можно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Главной задачей использования артпедагогических технологий в семье ребенка с ОВЗ являются накопление и обогащение средствами искусства опыта эмоциональных переживаний, развитие художественно-творческих способностей, приобщение к художественной деятельности и самореализации через искусство, создание условий для личностного развития и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и с...
Работа с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социальной адаптации инвалидов, проблема их приспособленности к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячел...
Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".
"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...
Если в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции пр...
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....
ПРОГРАММА «Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...