РАБОТА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ С(К)ОУ VIII ВИДА
статья по теме
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semyoy_v_usloviyakh_skou_8_vida.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ С(К)ОУ VIII ВИДА
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.
Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями ребенка в развитии выделяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная психолого-педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
Факт появления в семье ребенка с особенностями развития может по-разному восприниматься родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку.
Из опыта работы можно говорить о том, что одни родители чрезмерно опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью.
Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения ― максимально помочь больному ребенку, гиперопекая его, приносят ему зачастую непоправимый вред.
Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие этого, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.
Какой бы ни была причина, родителям ребенка с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь. Это не всегда осознают родители и их близкие. То, что их ребенку нужна всесторонняя помощь, всем очевидно. Но то, что сами родители нуждаются в ней, понимают далеко не все.
Очень важны взаимоотношения членов семьи ребенка с нарушениями в развитии с социумом. Семья, вместе со всеми родственниками, дальними и ближними, - это микросоциум, со своим уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями. А если среди нескольких поколений (как правило двух - трех) ребенок с ОВЗ появляется впервые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком. Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так?», «За что?», «Почему именно у нас?», «Что теперь делать?», «К каким врачам обращаться?», «Кто возьмет основной груз забот о ребенке?». Если вся семья сможет конструктивно подойти к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать.
Помимо выработки правильного отношения к ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у детей с ОВЗ адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).
Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Основные позиции, в соответствии с которыми должны строиться основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должны быть взаимосвязаны и векторно-аналогичными. При этом психолог выполняет следующие функции:
- информационная функция: специалист предлагает семье или ее отдельным членам дидактическое изложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую и социальную компетентность;
- поддерживающая функция: специалист обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях;
- посредническая функция: специалист в роли посредника содействует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее членов между собой;
- функция развития семьи как малой группы: специалист помогает членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Специалист также способствует поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;
- функция обучения родителей и детей: специалист раскрывает перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком, знакомит с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком, при которых он чувствует себя уверенно и комфортно. При этом специалист может способствовать развитию навыков общения, приемов саморегуляции и самопомощи.
В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- информирование: психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.;
- индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей психолог должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
- индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
- групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп. Поскольку участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:
- исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
- установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
- оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
- выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
- работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
- анализ эффективности достигнутых результатов.
Деятельность специалистов, проводимая в рамках данного алгоритма, может рассматриваться как одно из направлений работы по социальной адаптации семьи в контексте основных аспектов жизнедеятельности, особенностей семейного функционирования на различных возрастных этапах, что дает возможность специалисту свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для каждого этапа работы стратегии психолого-педагогической помощи и коррекции.
Таким образом целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
План воспитательной работы на 2013-2014 уч.г. 2 класс школы-интерната VIII вида №1 г.Красного Сулина
В своем в воспитательном плане, я выделяю следующие пункты работы: 1. Введение.2. Психолого-педагогическая характеристика класса.3. Воспитательные цели и задачи.4. Воспитательная работа с классным кол...