Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
статья на тему
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
(из опыта работы учителей - практиков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_minina_yurchenko_silina.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья - Ребенок – Школа.
Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
(из опыта работы учителей - практиков)
Сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания. Современная школа должна сделать взрослых своими партнерами – только тогда школа «продвинется» сама и внесёт серьезный вклад в модернизацию страны.
Ребенок приходит в образовательное учреждение из семьи. Учитель – воспитатель, принимая этого ребенка, не только принимает его семью, но и сам становится членом этой семьи. В семье говорят об учителе, обсуждают, он может нравиться или не нравиться. Поэтому учителю очень важно установить положительный контакт с родителями. Только в этом случае ученик будет прислушиваться к советам педагога и исполнять его рекомендации.
В нашей школе контингент родителей очень разный и по социальному статусу и по экономическим возможностям. Среди негативных внутрисемейных социально-психологических факторов в семьях наших учеников можно выделить следующие: отсутствие отца; отсутствие матери; смерть одного из родителей; низкий уровень образования родителей; алкоголизм родителей; неблагоприятные бытовые условия. И часть некоторых проблем ребенка напрямую связанна с вышеописанными особенностями.
Некоторые проблемы ребят обусловлены семейным воспитанием и отношением родителей к ребенку. Владимир Леви подробно описал 4 крайних позиции родителя по отношению к собственному чаду: пассивность, активность, мягкость и жесткость. При мягком пассивном воспитании наблюдается потакание, вседозволенность. При пассивном жестком типе воспитания наблюдается безучастность, отстранение со стороны родителей. При активном мягком типе – повышенный контроль, гиперопека, что лишает ребенка всякого проявления самостоятельности. Также, неблагоприятным является и жесткое активное воспитание, которое приводит к чрезмерной требовательности, давлению со стороны родителей, подавлению инициативы со стороны ребенка. Поэтому при идеальном воспитании необходимо выбирать наиболее оптимальные формы, методы воспитания и стремиться «в центр», где будет находиться сам ребенок.
В течение нескольких лет педагоги нашей школы участвовали в опытно-экспериментальной работе по теме: «Взаимодействие педагогического коллектива с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи, как средство повышения эффективности образовательного процесса». Работа проводилась в несколько этапов.
1 этап - диагностический, в ходе которого было установлено, что в семье есть проблемы, связанные со взаимоотношениями взрослых и детей, отношениями между родителями и школой, а также между учеником и школой. Современный родитель имеет широкие образовательные запросы, к которым учитель оказывается, не всегда готовым. Цель педагога – не изменить родителя, «перевоспитать его» и указать на его ошибки, а научить его взаимодействовать со своим ребенком, чтоб ученику хотелось учиться, а учитель смог максимально помочь преодолеть трудности.
Проанализировав различные ситуации, в которых учителю бывает трудно, можно сказать о том, что, чаще всего причина находится вне урока, вне школы. Корни этих трудностей кроются в семейных отношениях. Многие ученики не выполняют домашнее задание, некоторые совершенно не проявляют самостоятельности. У многих не сформированы навыки самообслуживания (не умеют одеваться, готовиться к уроку). А ребята, которые привыкли к чрезмерному вниманию и опеке со стороны семьи, требует такого же повышенного внимания к себе и в школе со стороны учителя. Есть и такие ребята, которые негативно высказываются про своих родителей, неуважительно относятся к старшим. Все перечисленные трудности обусловили необходимость выбора наиболее эффективных форм работы с родителями – 2 этап работы. Учитывая специфику нашего образовательного учреждения и выявленные на диагностическом этапе трудности, из огромного множества современных методов и форм работы с родителями в начальной школе мы выбрали наиболее подходящие. Это работа с «Дневниками творческого начальника» и «Работа родительских университетов».
Работа по «Дневникам творческого начальника».
Цель работы: содействие психофизическому и нравственно-этическому становлению школьника через систему информационно-опорных сигналов и познавательно- развивающих игр. Работа направлена на создание условий позитивного взаимодействия родителей и детей при участии и поддержке учителя. В рамках концепции организации информации в «Дневнике творческого начальника» поставленные задачи решаются следующим образом:
-каждая учебная неделя имеет название, которое соответствует памятной дате или важному событию; страничку обратной связи» учителя с семьей ребенка; страничку творческой работы ребенка; афоризм, пословицы по теме недели;
-страница каникул позволяет ребенку осознать свои достижения (дети выписывают свои оценки). Приложение дневника составлено с целью помощи родителям (имеются рекомендации по использованию такого дневника; перечень развивающей литературы; адреса и телефоны некоммерческих служб города, которые помогут семье в трудную минуту).
Выполнение творческих заданий дневника – это дополнительный повод для родителей лучше узнать и своевременно оказать помощь своему ребенку, а учителю это дает возможность лучше узнать возможности родителей и своих учеников. Решение сложных задач в «Дневнике творческого начальника» привело к дискуссиям «родитель-родитель»; «ученик – ученик»; «родитель – ученик», ну и, наконец, «родитель-ученик-учитель», что позитивно отразилось на сплоченности коллектива родителей и учащихся. Стало явно наблюдаться тесное общение не только в школе, но и в семье, что также принесло положительный оттенок в образовательно-воспитательном процессе. Также, многие задания из «Дневника творческого начальника» дали возможность повысить самооценку многим ученикам. Они стали более заинтересованными в положительных оценках своей деятельности.
Таким образом, работа по «Дневникам творческого начальника» принесла положительный результат. Многие родители стали относиться к детям более объективно. Они увидели в своих детях не «беспомощных малышей», а личностей, которые самостоятельно могут делать выводы и искать решения многих проблем.
«Работа родительских университетов».
По результатам опроса и анкетирования учителей и родителей учеников нашей школы была выявлена необходимость организации работы «родительских университетов», с целью обучения родителей эффективным приемам оказания помощи своим детям не только в учебных вопросах, но и в вопросах воспитания, развития и преодоления имеющихся трудностей (преимущественно речевых проблем). Эта работа проводилась по 3 основным блокам:
1 блок – организация домашней работы - нахождение наиболее эффективного, правильного способа помощи при выполнении домашних заданий; подбор творческих, интересных, увлекающих домашних заданий, с совместным выполнением детьми и родителями; поощрение учеников и взрослых за хорошую работу. Итогом работы по данному блоку стало улучшение взаимопонимания в семьях, увеличения доверия к школе, учителю, и самое главное – повышение качества обучения.
2 блок – организация коррекционной работы-с целью оказания помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. В этом блоке было предложено два направления. Первое направление - использование индивидуальной тетради, в которой диагностируется речевая проблема. Такую тетрадь ведет учитель совместно с родителями. В ней записываются трудности, вопросы, пожелания родителей. Учитель, в свою очередь, предлагает рекомендации и различные задания. Второе направление – проведение совместных уроков с родителями, которые дают возможность в первую очередь взрослым увидеть своих любимых детей в условиях школы и самим поучаствовать в учебном процессе, а учителю - ближе познакомиться, разобраться и поучаствовать во взаимоотношениях своих учеников и их родителей.
В результате таких уроков многие родители изменили свое отношение к детям, стали более адекватно оценивать его возможности, снизили планку требований, начали замечать особенности своего ребенка на фоне других и стали уделять больше внимания своим детям.
В 3 блоке рассматривались вопросы «Организации детского досуга» с целью совместного поиска ответа на вопрос: «Где наши дети проводят свободное время?» и «Что может быть интереснее компьютера или телевизора?» В рамках работы этого блока было проведено несколько мероприятий по теме «Дни семейного отдыха». А в первых классах был разработан и внедрен семейный проект «Мама, папа, я – вместе творческая семья», в котором участвовали 8 семей. Каждая семья должна была представить свою разработку (кроссворд, семейная газета, представление семьи, отражение жизненной позиции семьи в рисунке и т.д.)
Результатом работы этого блока стало сплочение в семьях, взаимодействий всех членов классного коллектива, тесное общение между участниками, активная деятельность родителей и рост доверия к семье со стороны ребенка.
На 3 заключительном этапе опытно – экспериментальной работы были подведены итоги многолетнего сотрудничества родителей, учеников и школы. Во время бесед, индивидуальных встреч, анкетирования всеми участниками процесса была выявлена высокая эффективность использования выше представленных форм работы с родителями учеников младших классов. Увеличилось количество «успешных учеников», изменились отношения внутри семей, изменилось отношение детей ко взрослыми, признание равенства многими родителями в семейных отношениях, признание самостоятельности и успешности. Родители стали более заинтересованными в успехах свои детей. Многие задумались о дальнейшей судьбе своего ребенка. Также, улучшился микроклимат в классе, стал наблюдаться рост доверия к школе. Благодаря такой работе, ребята с каждым днем совершенствуют умения и навыки и, самое главное, что им помогают родители.
Таким образом, вопрос выбора наиболее актуальных форм взаимодействия семьи и школы остаётся актуальным до настоящего времени. Мы вместе радуемся нашим, пусть пока небольшим, но победам. Но работу по данному направлению необходимо продолжать, привлекая как можно большее количество взрослых и используя оптимальные современные формы работы с родителями.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
М.: 2009 год.
2. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты. – Л., Наука, 2010 год.
3.Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 2009 год.
4. Изард , К. Е. Психология эмоций / К.Е. Изард; - СПб.: 2008 год.
5. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков.
С-Петербург. 2009 год.
6. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2009 год
7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 2008 год.
8. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах. - М., 2008 год.
9. Леви В. Новый нестандартный ребенок. –М., 2010 год.
10. Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс,2007 год.
11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /
Ф. Райс. - СПб.: 2008 год.
12. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн;
- СПб.: 2009 год.
13. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб: 2010 год.
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под редакцией Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. 3е изд., переработанное и дополненное. М.: 2003 год. Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 2009 год.
15. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Москва, 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...
Совершенствование навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для родителей.
Аннотация: в материале представлены приемы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Игровые упражнения оказывают положительное влияние на развитие вни...
«Коррекционная работа по преодолению дисграфии на уроках русского языка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
В работе подробно освещены причины возникновения, виды и способы преодоления дисграфии у обучающихся начальных классов на уроках русского языка. Также в работе содержатся карточки с практическими зада...