Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.
рабочая программа (1 класс) на тему

Савельева Любовь Александровна

 

Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития.

 Цели программы:

·   создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности;

·   доведение индивидуальных достижений как можно раньше до максимального уровня, реализация способностей одаренных детей.

Основные задачи:

1.   реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2.  создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

3.  изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз витию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

4.  совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5.  внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

6.  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.рограмма работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_s_odarennymi_detmi.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе «Курсы по работе с одаренными детьми»

в системе дополнительного образования

Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития.

Актуальность.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

Из материалов ФГОС

 Цели программы:

  • создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности;
  • доведение индивидуальных достижений как можно раньше до максимального уровня, реализация способностей одаренных детей.

Основные задачи:

  1.   реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
  3. изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз витию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
  4.  совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  5. внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
  6. установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

На проведение курса с 1 по 4 класс отведено в каждом классе 5 час в неделю,

1 классы - 30 недель в год (150 часов в год);

2-4 классы – 32 недели в год (160 часов в год).

     Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Главный смысл деятельности учителя начальных классов состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких предметов, как  русский язык, математика, литературное чтение. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия в рамках дополнительного образования. В данном курсе используются такие формы работы: попеременное обучение с одаренными и отстающими детьми, занятия в малых группах по подготовке к творческим конкурсам, олимпиадам, детским научно-практическим конференциям.

Главной  целью образования является воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию.

     Организация данного курса призвана способствовать удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и то, что педагог, владеющий принципами работы с одарёнными детьми, будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.

      В нашей школе выбраны  такие формы работы с одарёнными детьми,

чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру».

Задача программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых  любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

∙        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

∙        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

∙        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

∙        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

∙        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

∙        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

∙        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

∙        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

∙        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися

∙        творческие мастерские;

∙        групповые занятия;

∙        спецкурсы;

∙        кружки по интересам;

∙        занятия исследовательской деятельностью;

∙        интеллектуальный марафон;

∙        научно-практические конференции;

∙        участие в олимпиадах;

∙       участие в районных, городских, областных олимпиадах и т.д.

Ожидаемые конечные результаты:

  • Реализация творческого потенциала детей (занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения обучающихся.
  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности.

Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе.

 Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся..

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.

Литература:
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 2000.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.
Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.
Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996.
Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.
Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992.
Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.

Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991

Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.

Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

        

Интернет ресурсы

        

1. http://pedsovet.su/ 
2.
http://festival.1september.ru/ 
3.
http://it-n.ru/

Календарно-тематическое планирование «Курса по работе с одаренными детьми»

в 1 классе 2014-2015г.

п/п

Дата

                                 

                                      Содержание

Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами.

Обучение решению логических задач.

Плоскостное конструирование.

Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников

Звуковые фонетические игры. («Вратарь»)

Звуковые фонетические игры. («Бим и Бом»)

Пространственные отношения

Существенные и несущественные признаки предмета

Задачи на раскрашивание.

Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения

Существенные и несущественные признаки предмета

Сравнение предметов и величин

Занимательные логические задачи.

Классификация предметов по различным признакам.

Занимательные логические задачи

Сравнение предметов и величин

Занимательные логические задачи

Классификация предметов по различным признакам.

Интеллектуальный ринг.

Описание предмета по его признакам

Узнавание предмета по определению.  

Фонетические игры .

Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.

Обучение составлению загадок.

Плоскостное конструирование.

Фонетические игры

Узнавание предмета по определению

Обучение разгадыванию загадок.

Фонетические игры

Суждения. Виды простых суждений

Обучение разгадыванию загадок

Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.

Интеллектуальный ринг

Суждения. Виды простых суждений

Обучение составлению загадок.

Описание предмета по его признакам.

Плоскостное конструирование. Игра «Восемь треугольников.

Фонетические игры.

Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.

Фонетические игры.

Определение предметов.

Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности

Фонетические игры.

Определение предметов

Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».

Узнавание предметов по определению.

Фонетические игры.

Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».

Интеллектуальный ринг

Умозаключения. Знакомство с понятием

Узнавание предметов по определению.

Фонетические игры.

Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».

Построение собственных умозаключений

Анаграммы

Умозаключения. Знакомство с понятием

Условные умозаключения.

Фонетические игры.

Построение собственных умозаключений

Анаграммы

Условные умозаключения

Плоскостное конструирование. Игра «Танграм».

Умозаключения.

Анаграммы

Шарады.

Слово в слове. Фонетические игры.

Шарады.

Словесные задачи.

Шарады.

Логические задачи на раскрашивание

Слово в слове. Фонетические игры

Словесные задачи.

Анаграммы

Словесные задачи.

Шарады.

Словесные задачи.

Слово в слове. Фонетические игры

Логические задачи на раскрашивание

Интеллектуальный ринг.                                                      

Плоскостное конструирование. Игра «Колумбово яйцо

Объёмное конструирование.

Конструирование из счётных палочек.

Словесно – логические задачи «Разное – одинаковое».

Объёмное конструирование.

Словесно – логические задачи «Разное – одинаковое».

Плоскостное конструирование. Игра «Колумбово яйцо

Анаграммы

Объёмное конструирование.

Конструирование из счётных палочек.

Шарады. Составление шарад.

Ребусы. Составление ребусов  

Ребусы. Составление ребусов

Шарады. Составление шарад.

Плоскостное конструирование. Игра «Колумбово яйцо

Конструирование из счётных палочек.

Интеллектуальный ринг.

Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

Шарады. Составление шарад.

Решение логических задач.

Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

Решение логических задач

Решение логических задач

Плоскостное конструирование.

Объёмное конструирование из кубиков

Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.

Логические задачи на сообразительность и находчивость. Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.

Составление простейших алгоритмов.

Сравнение предметов по массе.

Интеллектуальный ринг.

Игра «Волшебный круг». Объёмное конструирование из кубиков.

Логические задачи на сообразительность и находчивость.

Сравнение предметов по массе.

Составление простейших алгоритмов.

Сравнение предметов по объёму.

Сравнение предметов по размеру.

Классификация предметов.

Сравнение предметов по размеру.

Сравнение предметов по объёму.

Классификация предметов.

Интеллектуальный ринг.

Логические задачи на раскрашивание.

Математические игры с числами.

Конструирование из счётных палочек.

Шарады. Составление шарад.

Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

Логические задачи на раскрашивание.

Математические игры с числами.

Логические задачи на раскрашивание.

Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

Шарады. Составление шарад.

Математические игры с числами.

Разгадывание и составление кроссвордов.

Конструирование из счётных палочек.

Разгадывание и составление кроссвордов.

Интеллектуальный ринг.

Разгадывание и составление кроссвордов.

Шарады. Составление шарад.

Математические игры с числами.

Ребусы. Составление ребусов.

Плоскостное конструирование. Игра «Волшебный круг».

Логические задачи на раскрашивание.

Разгадывание и составление кроссвордов.

Шарады. Составление шарад.

Логические задачи на раскрашивание.

Математические игры с числами.

Конструирование из счётных палочек.

Логические задачи на раскрашивание.

Математические лабиринты.

Логические задачи на раскрашивание.

Волшебный квадрат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...

Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования

Мини-презентация "Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования"....

Преемственность в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования

Преемственность в работе с одаренными детьми на разных ступенях образованияВыступление....

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Презентация "Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования"...