Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).
статья (4 класс) на тему
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.
На материале занятий английском языком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_s_od_v_sisteme_dopolnit._obrazovaniya.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).
Ермолаева Р. Х.
Педагог дополнительного образования
МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г.Саратова
ermolaeva_rasilya@mail.ru
Полякова Н.А.
К.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г.Саратова
polan3@yandex.ru
Социально-экономические преобразования в стране диктуют необходимость развития творчески активной, креативной личности, которая сможет эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, приносить максимальную пользу государству, обществу. Поэтому востребованность в одарённом подрастающем поколении сегодня очень велика. Задача образования состоит в том, чтобы способствовать развитию таких учащихся в самых различных сферах человеческой деятельности.
Перед образовательными учреждениями сейчас ставятся задачи не только выявления таких учащихся, но и содействия процессу развития одаренных детей в сложных и меняющихся условиях современной действительности.
В последние годы становится все более очевидным - школьное образование не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им основного образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Педагогами и родителями осознается мысль о том, что так называемый основной учебный процесс является необходимым, но далеко недостаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности. Это и заставляет усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования.
В этом смысле учреждения дополнительного образования обладают большим развивающим потенциалом, предоставляя каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей, помогает найти свое место в жизни, обеспечить развитие личности ребёнка. Главная особенность педагогического процесса в дополнительном образовании не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого учащегося, в том числе и одаренного, рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.
В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, В.П. Эфроимсона.
Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.).
Опираясь на научные разработки отечественных и зарубежных ученых, ряд основополагающих нормативных документов федерального уровня (Федеральная целевая Программа «Дети России», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», постановление Правительства РФ от17.11.2015г №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающие способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», приказ «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей» от 24.02.2016г №134) и регионального уровня (государственная программа Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020года»), была разработана целевая программа МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова «Работа с одаренными детьми», в соответствие с которой педагоги учреждения ведут активную работу по развитию и поддержке одаренных детей. Активно включились в это направление деятельности и педагоги, ведущие занятия в объединениях по изучению иностранных языков, в том числе английского языка.
Прежде всего, мы исходим из того, что необходимо проводить работу по выявлению одаренных детей. С этой целью нами используется не только метод педагогического наблюдения, тестовых заданий, но и различные диагностики (например, Матюшкин А.М. «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты», Юркевича В.С. «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка и т.д.).
Одаренные дети часто выделяются своей любознательностью, настойчивостью в поиске ответов, способностью задавать глубокие вопросы, склонностью к размышлениям, отличаются хорошей памятью, работоспособностью, высокой мотивацией к учебному процессу. Очень важно сохранять у этих учащихся мотивацию к занятиям английским языком. Этому способствуют различные формы и методы работы, которые используются нами в работе с одаренными детьми: работа в парах, в малых группах на занятиях, дифференцированные, разноуровневые задания, творческие задания, дискуссии, консультирование по возникшей проблеме, игры.
Работа с одаренными детьми нами выстраивается на основе личностно-ориентированного подхода: разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, проводятся дополнительные занятия, консультации и т.д.
Особое место в работе с этой категорией учащихся отводится подготовке к конкурсам, интеллектуальным играм, фестивалям. При этом активно используются такие методы работы как: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные; различные современные образовательные технологии, например, технология развития критического мышления. Все шире внедряются информационно-коммуникативные технологии, которые могут использоваться на различных этапах занятия (например, введение новой темы с помощью компьютерных презентаций «Лондон», «Великобритания», «Вашингтон»; флеш-игры и тесты по лексике, грамматике на этапе повторения или закрепления темы и т.д.).
Качественной и эффективной подготовке учащихся способствует использование интернет-ресурсов. Вот некоторые из них:
http://www.fipi.ru – открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по английскому языку;
http://www.edu/ru./moodle/ – федеральный портал Российского образования и др.
Широко используются в работе с одаренными детьми различные аутентичные видеокурсы, где на основе интересных сюжетов проходит обучение новой лексике, грамматике и аудированию. Хорошо зарекомендовали себя различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы.
Поскольку задачей педагога в процессе обучения является формирование творческой личности, то необходимо постоянно продумывать и разрабатывать творческие домашние задания, например, разработать рекламу для радио или телевидения, дать объявление в газету, сделать стихотворный перевод, инсценировку, оформить обложку журнала для детей или молодежи, взять интервью на английском языке у одноклассников или одногруппников и т.д.
При проектировании различных видов деятельности мы исходим из того, что работа будет эффективна в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают, увидят значимость, востребованность результатов своего труда, перспективы своего развития, поэтому эти учащиеся вовлекаются в проектную деятельность, в реализацию профессиональных проб. Основная задача этого: нацелить одаренных детей на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к жизни.
Высокие результаты одаренных детей – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой, большую помощь в этом оказывает педагог-психолог, который проводит работу по диагностике индивидуальных особенностей таких учащихся, развитию их способностей, оказанию им по необходимости психологической поддержки. Совместно с педагогом-психологом проводятся занятия по темам: «Эмоциональные особенности личности», «Стресс», «Тревожность». По итогам проводятся индивидуальные консультации для учащихся, даются рекомендации родителям.
Большое внимание уделяется работе с родителями одаренных учащихся. С этой целью организуются тематические родительские собрания с участием педагога-психолога, индивидуальные беседы, консультации, совместные мероприятия.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от многих причин. Важную роль в этом играет профессиональная позиция педагога, его умение создать максимальные благоприятные условия для разностороннего развития ребенка, стимулирования его творческой деятельности.
Итак, в качестве выводов.
Работу с одаренными детьми целесообразно выстраивать на основе личностно-ориентированного подхода.
Активнее использовать в учебном процессе современные образовательные технологии, в том числе ИКТ, активные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети.
Постоянно проводить работу с родителями, объединяя усилия в воспитании, обучении и развитии одаренного ребенка.
Литература.
- Абакумова Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования/ Е.М.Абакумова// Учитель в школе – 2008. – №4.
- Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренные ребята: дар или наказание. Санкт – Петербург, Издательство: Речь, 2009.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Владос, 2004.
- Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты. М.: ЧеРо; Омега – Л, МПСИ, 2008.
- Помахин Г.Д. Язык и культура Великобритании. – М., Просвещение, 2008.
- Рожков Ф.М. Поговорим по-английски. М., «Высшая школа», 1980.
- Савенков А.И. Творчески одаренные дети: выявление и развитие/А.И.Савенков//Учитель в школе – 2008 – №1.
- Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М., Институт психологии. РАН, 1999.
- Юркевич В.С. Психология одаренных детей. – М., Просвещение, 1990.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., Просвещение, 2000.
Таблица№1.
Сравнительный анализ достижений учащихся в объединении «Английский язык» МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г.Саратова.
Показатель | Количество уч-ся-призеров, победителей | Количество уч-ся-призеров, победителей | Количество уч-ся-призеров, победителей |
2014г | 2015г | 2016г | |
Творческие конкурсы (всего из них) | |||
Международного уровня | Елчиева Софья- (диплом победителя, октябрь 2015г) Международный фестиваль для школьников и работников образования «Уникальный талант» в номинации «Педагогические проекты; Беликова Елизавета, Ибрагимова Гюльдана, Белова Полина – (лауреаты конкурса, ноябрь 2015г) - конкурсная работа «Кто хочет стать миллионером?» по английскому языку Международный конкурс «Интербриг»; | Елчиева Софья, Подбельская Анастасия, Карапетян Милана) – Диплом победителя 3 место, октябрь 2016г) - Международный конкурс с конкурсной работой «Страноведческая викторина «Что? Где? Когда?» по английскому языку; Карапетян Милана, МиняфоваАльфия, Стеничкина Елизавета (диплом победителя, 3 место, ноябрь 2016г) -Международый конкурс «Интербриг» с конкурсной работой Лондон»; | |
Всероссийского уровня | Фролова Виктория (диплом победителя-1 место, апрель 2014г) - Всероссийском творческом конкурсе «9 Мая – Праздник Великой Победы» | 14 учащихся из объединения «Английский язык» участвовали в олимпиаде по английскому языку «Рыжий кот» (март 2016г) (все 14 учащихся заняли 1,2,3 места); 7 учащихся из объединения «Английский язык» участвовали в олимпиаде по английскому языку «Рыжий кот» (ноябрь 2016г) (все 7 учащихся заняли 1,2,3 места); | |
Регионального уровня | МиняфоваАльфия – (октябрь 2016г) творческая работа «Удивительная находка» в региональном конкурсе «Где родился, там и пригодился», посвященного 80-летию Саратовской области. | ||
Муниципального уровня | Октябрь 2014г-Мухина Ксения (лауреат конкурса творческих работ, посвященный 70-летию Великой Победы). | Рогачева Мария и Елчиева Софья- (дипломы победителя, 1 место, октябрь 2016г) муниципальный этап регионального конкурса «Права человека глазами ребенка» посвященного 80-летию Саратовской области. |
-
Приложение1
ФИО | Ермолаева РасиляХоровна |
Дата рождения | 8 декабря 1961г |
Уч. степень, уч.звание | - |
Заголовок статьи | Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова). |
Место работы | МУДО «Центр детского творчества» Ленинского района г.Саратова. |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Адрес электронной почты | ermolaeva_rasilya@mail.ru |
Контактные телефоны: рабочий(с кодом города) или мобильный | 89878255785 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.
Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...
Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования
Мини-презентация "Роль работы с одаренными детьми в повышении качества образования"....
Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.
Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:· созд...
Статья "Работа воспитателей с одаренными детьми в условиях обновления образования"
Данная статья посвящена особенностям работы педагога с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в условиях личностно-ориентированного образования
Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа ...
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...