Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
методическая разработка
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie4_17951z_abaydulina_tatyana.doc | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 4. Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
1. Осуществите подбор диагностических методик для изучения интеллекта детей.
- Тест Векслера
(другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его не так велика, ввиду сложности адапатации тестов интеллекта на другие языки и довольно высокие требования к квалификации психодиагноста.
В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:
- тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
- тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
- тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.
- Тест Амтхауэра
(сокр. TSI) — тест, разработанный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта. В своих исследованиях Амтхауэр большое внимание уделял соответствию интеллекта и профессиональной деятельности человека.
По мнению Амтхауэра, отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано. Идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры интеллекта Амтхауэра.
В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.
Перечисленные выше критегии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.
Опыт работы с TSI свидетельствует, что, несмотря на довольно большой объём этой методики и продолжительность работы испытуемых (около 60 минут), результаты получаются весьма надёжными, поэтому данная методика широко используется при оценке персонал.
- Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении).
ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
- Школьный тест освоенности мышления
Большинство заданий этого теста базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность).
Все задания, представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах (процент правильных ответов от общего их количества). В результатах также содержится информация о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к учебным предметам.
Психологический тест ШТОМ имеет две параллельные формы — А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов.
Развитие понятийного мышления дает возможность упорядочить, анализировать и систематизировать полученную информацию, относить ее к известным категориям, а также делать выводы и заключения.
- Методика исследования социального интеллекта (Психологический тест социального интеллекта Гилфорда)
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
Процедура тестирования: В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.
При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.
Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест - "Группы экспрессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 субтест - "Истории с дополнениями"). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.
- Тест Айзенка
Психологический тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.
Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.
Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.
Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.
Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.
Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.
Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей (по шкале от 0 (теоретически) до 190 баллов) для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
- Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices)
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы.
Черно-белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет. Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии A обследуемый выполняет с помощью экспериментатора. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин, 1962).
2. Приведите примеры задач и заданий на развитие конвергентного и дивергентного мышления детей.
Игры и задачи для развития дивергентного мышления у
дошкольников
Цель: игры направленны на развитие гибкости мышления, сообразительности,
креативности, умению находить множество решений, на развитие
пространственного мышления.
1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более).
Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают
вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана? и т.д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
2. «Угадай, кто я?»
Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо
предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т.п.
Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные.
Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными
детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети
аплодируют.
Постепенно учим детей определенному алгоритму, по которому задаются вопросы.
Особенно это важным является в третьей серии заданий.
3. Игры со словами:
а) Вспомните слова, которые:
- начинаются на слог (по, пи, пе)
- заканчиваются на слог (оп, он, ор)
- содержат в себе заданный звук;
б) «Слово ассоциации». Дети определяют, с чем ассоциируется слово по
предложенной схеме: например, слово «батон».
- по назначению: хлебобулочные изделия, бутерброд, завтрак, магазин и т.д.
- по звучанию: батон –бетон-бутон.
- по рифмующимся словам: батон-кулон, батон-бадминтон.
4. Игра на нахождение схожих признаков.
Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих
предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).
5. Задачи на поиск причин событий:
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин
их возникновения, например:
- Утром Дима проснулся раньше обычного.
- Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.
- Сидевший у ног хозяина пёс, зарычал.
б) другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у
каждого из героев.
в) придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов,
например: Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в
которой участвовали бы все эти персонажи.
г) задание «Придумай, что будет, если…»
- «…дождь будет идти не переставая»
- «…люди научатся летать как птицы»
- «…собаки научатся разговаривать человеческим голосом»
- «…оживут все сказочные герои»
- «…из водопроводного крана польётся апельсиновый сок»
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из
предложенных фраз.
6. Задачи с неполными условиями.
Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.
а) - На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы никто
специально туда не клал. Как они там оказались?
- Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до
шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
б) «На что похоже»: 3-4 человека выходят за дверь, а остальные договариваются,
какой предмет будут сравнивать. Отгадчики по очереди спрашивают: «Это похоже на
шар? Восьмёрку? Змею? и т.д». Выигрывает тот, кто первым догадается, о чём идёт
речь
в) «Рисунок в несколько рук»: первый участник игры рисует какой-то характерный
элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу,
отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
г)
"Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные
на рисунках облака (чернильные пятна).
Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
д) другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное,
используя данные фигуры.
е) дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
7. Игра «Хорошо – плохо».
Предлагается предмет, и ребёнок называет, что нравится в нём, а что – нет.
(например: цветной карандаш – нравится, можно рисовать, красивый, яркий, не
пачкает руки и стол. Не нравится – ломается, можно уколоться, если остро заточен)
Также предлагаются для обсуждения предметы, вызывающие у детей отрицательные
и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
- конфета
- лекарство
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов
и явлений, можно перейти к рассмотрению качеств в зависимости от условий:
например: громкая музыка – хорошо утром - бодрит, а вечером плохо - мешает
уснуть.
Есть шоколад хорошо-вкусно, поднимает настроение ; плохо –могут болеть зубы,
испортится аппетит
Болит живот плохо, болит живот хорошо – можно не идти в детский сад;
Сидеть дома – плохо, скучно, хорошо – можно пригласить гостей.
Не касаемся таких категорий, которые должны детьми восприниматься однозначно,
например: мама, дружба, драка.
8. Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например,
ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт
туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке с детьми, которые сильно
расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в
группе, когда необходимо снять напряжение.
9. «Создай картинку» из картонных разноцветных геометрических фигур
предложить ребенку составить как можно больше разных стилизованных
изображений.
10. «Изображение растений»
Техника: телесно-ориентированный подход, рисование.
Цель: снятие напряжения, создание позитивных образов, активизация в
ребенке творческого потенциала.
Ход игры: Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: «В волшебном лесу, в
заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница
посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны
(дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало
солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один
прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была
удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки). Все обитатели
волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая
Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра
и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.
Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так, в волшебном лесу
появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту
всем, кто мог прийти в это заповедное место».
Далее детям предлагается назвать себя любым «цветочным» именем,
но таким же волшебным и необычным, как все в этом волшебном лесу.
После этого детям предлагается нарисовать на альбомном листе свой
«волшебный цветок».
11. «Продолжение сказки»
Техника: сказкотерапия, сочинение сказок.
Цель: развитие творческого воображения.
Ход игры: Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем
каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает
всем остальным детям.
12. «Мастерим музыкальные инструменты»
Техника: арт-терапия
Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых
предметов.
Ход игры:Детям предлагается из подручного материала (пустых
Пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек,
металлических вазочек, коробок, ракушек и т.п.) смастерить музыкальные
инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им
предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате.
(Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания
этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т.п.)
13. «Веселые танцы»
Техника: телесно-ориентированный подход
Цель: развитие двигательного творчества
Ход игры: Объявляется конкурс среди детей на лучшего исполнителя танцев
народов мира. Группа разбивается пополам. Половина участников –
наряжаются в «костюмы». Это могут быть различные тряпки, «бабушкины»
юбки, платья, тюлевые занавески и т.п. Другая половина участников становится
музыкальным оркестром, сопровождающим танцевальный
конкурс.
Затем группы меняются своими «обязанностями» и конкурс
начинается заново. Побеждает тот, у кого был самый интересный костюм и
самый интересный танец.
14. «Рыбалка»
Техника: игротерапия
Цель: развитие сенсомотрной и познавательной сфер, развитие воображения
Ход игры: Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся
на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку-
пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».
Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель поочереди детям задает
вопросы:
- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или
шершавую; круглую или квадратную?
- Какого цвета твоя «рыбка»?
- Она тяжелая или легкая?
- Теплая или холодная?
- В каком море она плавала?
- Кто были ее друзья?
- Как она попала в нашу речку? И т.п.
После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают
их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок
наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами)
15. «Расскажу о путешествии»
Техника: драматизация историй с пальчиковыми куклами
Цель: развитие творческого воображения
Ход игры: На занятие воспитатель приносит пальчиковые куклы: зверей, людей,
растений и т.п. Детям предлагается выбрать одного или двух героев и
рассказать о путешествии, о котором они мечтают. Это могут быть,
например, истории морковки и свеклы, убежавших из огорода и
отправившихся к морю или любая другая история. По ходу рассказывания
своей истории ребенок показывает её в форме спектакля, говоря от имени
своих героев и от имени автора.
16. «Мозаика из спичек»
Техника: конструирование
Цель: развитие творчества на примере конструирования
Ход игры: детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние
снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.
17. «Скульптор и глина»
Техника: коммуникативные игры
Цель: развитие умения творить совместно с другими
Ход игры: Дети разбиваются на группы по три человека. Двое из них
«скульпторы», а один «глина». «Скульпторы» совместно лепят из глины
«нечто», затем дают своему творению название. Затем «глина» меняется
местами с одним из «скульпторов». Возможны также комбинации: двое из
участников будут «глиной» и один «скульптор».
18. «Сочиняем стихи»
Техника: сочинение рифмованных стихов
Цель: развитие словесного творчества
Ход игры: Детям предлагается первое четверостишье и дается задание
сочинить второе.
Например:
На горе, на горке
Стоят два ведерка
…………………..
Кто на горку зайдет,
Тот ведерки найдет.
Примеры для рифмования могут быть взяты и из известных
стихотворений. Но участникам занятия предлагается продолжить
стихотворение, придумав свое продолжение.
Например:
Мы варили суп, суп
Из перловых круп, круп
………………………….
А синички прилетели
И весь супчик наш поели.
19. «Мои сказочные герои»
Техника: лепка из пластилина
Цель: развитие творчества в работе с пластилином
Ход игры: Дети, сидя за столом, лепят из пластилина сказочных героев, но не
таких, которые всем известны, а придуманных ими самими, дают им
названия. После окончания занятия все сказочные герои «идут» на выставку.
20. «Сочиняем сказку вместе»
Техника: сказкотерапия
Цель: развитие творческого воображения в процессе коллективного
творчества
Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям тему для
сочинения сказки. Сочинение сказочной истории происходит следующим
образом: воспитатель начинает повествование, затем следующий участник
продолжает начатую историю, и так далее по кругу. Закончится сказка может
на любом из участников, тогда задача следующего – продолжить сказку,
повернув сюжет окончания на дальнейший ход событий.
21. «Танцы»
Техника: телесно-ориентированный подход
Цель: развитие творческого воображения в движении
Ход игры: Для танцев потребуется специально подобранная музыка.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители
которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг
с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются,
покажите, как это происходит (дети показывают, как можно поздороваться в
танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной
страны и начинаем танцевать». Включается музыка. Воспитатель дает детям
различные задания:
∙
Сейчас мы танцуем очень весело, мы веселимся.
∙
А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.
∙
А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы
очень сердитые, злые.
∙
Злость прошла, и мы танцуем радостно.
∙
А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и
∙
взлетаем вслед за ним.
∙
А теперь мы танцуем свободно и легко.
∙
А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
∙
А теперь мы танцуем, как легкий ветерок.
∙
Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.
Детям могут даваться различные эмоциональные и образные задания.
22. «Коврик».
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают три квадрата разных цветов: синий, красный, желтый.
Детям предлагают составить коврики различных узоров из предложенных квадратов.
Должны получиться такие шесть вариантов.
В начале выполнения аналогичных заданий последовательность перебора
вариантов может быть произвольной.
Затем следует обратить внимание детей на полученный результат такими
вопросами:
1. Сколько раз в коврике на первом месте был красный
квадрат? Желтый? Красный?
2. Сколько раз в коврике посередине был красный
квадрат? Желтый? Красный?
3. Сколько раз в коврике в конце был красный квадрат?
Желтый? Красный?
4. Сколько разных ковриков у нас получилось?
Детей нужно подвести к тому, что при составлении
различных комбинаций лучше пользоваться
определенным правилом. Эти правила можно составить
вместе с детьми.
Например. В начале берем один кубик и, не меняя его
положения, меняем местами второй и третий. Тоже
проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего
зарисовать с помощью цветных карандашей или фломастеров.
23. «Разложи игрушки»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают две игрушки и три полочки. Следует разложить
игрушки разными способами так, чтобы на полочке была только одна
игрушка.
Ответ: шесть вариантов.
24. «Сварим компот»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Детям предлагают сварить компот из таких фруктов и ягод: яблоко, груша, слива,
вишня.
Нужно определить, сколько разных компотов может получиться, если для его
приготовления выбирать только три продукта из четырёх.
Детей нужно подвести к пониманию того, что вариантов очень много и все они
разные. Важно обратить внимание на то, что комбинация яблоко+вишня+груша и
вишня+яблоко+груша – это одинаковые варианты для компота.
Аналогично проводится игра «Сделаем салат».
25. «Строим разные дома»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Для выполнения этого задания нам понадобиться конструктор: три куба разного
цвета или фактуры и две различных призмы (для крыши дома).
Задание: сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный
материал.
Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую
заполняем вместе с детьми.
26. «Раскрасим домик»
Цель: развиваем гибкость мышления у детей.
Задание: раскрасьте домики по-разному тремя цветами краски: зеленая, желтая,
красная. Сколько может получиться разных вариантов?
Логические задачи для дошкольников
Такие задачки развивают не только логическое мышление, но и внимание, память,
смекалку, сообразительность.
1. Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и
Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя
не рисовала Печкина?
2. Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего
вишен?
3. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он
стоит на одной ноге?
4. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не
в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в
каких домиках жили звери?
5. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и
не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В
каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
6. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
7. У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три
игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не
пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из
тележек?
8. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на
цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (Лучше
все нарисовать.)
9. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем
этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На
каком этаже живет каждый из мальчиков?
10. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтую и не красную. Какая ткань для
какой из девочек?
11. Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой с машинками.
Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?
12. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не
с мячиком, а черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали
Рыжий и Черный клоуны?
13. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что
собирал Петя?
14. Сколько ушей у трёх мышей?
15. Сколько лап у двух медвежат?
16. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего
внуков у бабушки?
17. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько
птиц? Ответь скорей!
18. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно
яблоко осталось в корзине?
19. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в
журнале, а другая девочка — в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если
Маша не рассматривала картинки в журнале?
20. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями.
Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
21. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая —
птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и
птичек, а Зина не вышивала листочки?
22. Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в
волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом
увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала,
Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
23. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
24. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
25. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче
всех?
26. На груше выросло пять яблок, а на ёлке – только два. Сколько всего яблок
выросло?
27. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?
28. Сколько орехов в пустом стакане?
29. Из какой посуды невозможно ничего съесть?
30. Сколько концов у одной палки? А у половины палки?
31. У моего отца есть дочь, но она мне не сестра. Кто это?
32. Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм гвоздей?
33. Сережа гостил у бабушки неделю и три дня. Сколько дней гостил Сережа?
34. У бабушки Маши внучка Даша, кот Дымок, собака Пушок. Сколько у бабушки
внуков?
35. Яйцо варится 3 минуты. Сколько времени понадобится, чтобы сварить 5 яиц
одновременно в одной кастрюле?
36. Из-под забора виднелись 10 птичьих лапок. Сколько птиц за забором?
37. Мальчик ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда еще две. Сколько
стало кучек песка?
38. Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы?
Существует три условных ступени самостоятельности формирования ДМ: нулевая, относительная и полная. Предлагаю несколько примерных вариантов заданий по некоторым предметам:
1 ступень
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Перескажите (запишите) сюжет сказки, заменив место, время, героев и т.д.
1.Однажды А посадил Б. Выросла Б большая- пребольшая. Тогда А стал тянуть Б. Тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал А-В, и т. д.
2.Лев-царь зверей. Попала ему однажды соринка в глаз. Сам избавиться не смог. Тут на помощь пришла лиса. Хвостом махала, вокруг ходила - не помогло.
Пригласила лиса зайца. Он и ухом пробовал соринку достать, и лапой –ничего не вышло. Позвал заяц белку. Прыгала та, суетилась, луком слезу вышибала – все бесполезно. Поскакала за воробьем. Клевал, клевал, крылышками махал, чуть глаз не выбил – да толку мало. Пришлось за муравьем лететь. Муравьишка залез в глаз. Соринку подхватил и в лес.
Прозрел царь зверей!
Дайте характеристику звуку.
1.(р)-пятнистый, звонкий, настороженный, готовый к защите…
2.(ж)-добродушный, строгий, живет в каждой женщине…
Составьте предложение, установив связь.
1.(кошка – лампочка) Кошка греется под лампочкой. У кошки усы, как спираль в лампочке. Глаза у кошки горят, как две лампочки…
2.(трактор – грузовик) Одна пашет землю, другая перевозит грузы. Одна трещит, другая едет тихо…
Составьте слова к схеме.
1.( ли )лихо, Лиля…Личу(неверно)…
2.( ) Миша, репа, пила(!), лира, шина(неверно)…
Перескажите текст с конца.
1.(алфавит) Я Ю Э…,Л К Й…,Е Д Г…
2.(сказка) Жили они счастливо. Сыграли веселую свадьбу. Вернулись домой целы и невредимы…
МАТЕМАТИКА
Назовите пять чисел вперед (назад), начиная с любого.
5 6 7 8 9 …20 19 18 17 16…
Начертите три многоугольника уменьшая (увеличивая) периметр (площадь, количество сторон (углов)).
Составьте бусы из геометрических фигур, используя повтор.
Замените в задаче числа на двузначные (именованные, дробные…).
Запишите число, меняя цифры в разрядах.
1.увеличивая, уменьшая…
2.начиная со старшего, младшего…
Составьте выражение из трех действий с заданным значением.
2 ступень
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Составьте текст по схеме (рисункам, условию).
1.
2.(дождь – телевизор) - Пошел дождь. Заяц сильно промок, и намочил книжку. Это была сказка про Золушку, которую мы смотрели по телевизору.
Подберите цепочку существительных.
1.(по общему слову) МЕБЕЛЬ-диван, тумбочка, стул…
2.(по общему признаку) ДЕРЕВЯННЫЙ - дом, карандаш, линейка…
3.(родственные с ключевым словом) ЛЕС-лесник, лесовоз, перелесок…(например, ключевое 2 -ЛЕСОВОЗ (сложносоставное) - самокат, снегоход, вертолет…(ключевое 3 - ВЕРТОЛЕТ-вертушка, летчик, полет…
4.(со спрятанным внутри) ЕЛЬ - мебель, сельдь, белье…(СТО – сторож, столица, чистота…
5.(по концу-началу) ТИГР-рысь, слон, носорог…
6.(собственных, на каждую букву) ИРА-Игорь, Роман, Антон.
7.(по алфавиту - растения, животные, географические объекты и т.д.)
8.(с увеличением-уменьшением) - стол, печка, машина…лев, кресло, кукла…
Придумай сказку со следующими данными:
Герои – Чебурашка и Людоед, цель – вернуть домой, предмет – шапка-невидимка, волшебство – превращение в бабочку.
МАТЕМАТИКА
Исправьте ошибки.
1.10<10, 10 < 100, 10 < 10+5, 15-10 <10
2.8=7-8=7+1, 15-8=7, 3+8=7+4…
Составь красивые бусы из геометрических фигур так, чтобы:
+ + =10
Выполните преобразование по условию:+3, -2, +4…
Определите лишнее и выполните следующее действие.
Добавьте действие к выражению.
Преобразуйте условие задачи, чтобы изменилось количество действий или ответ стал неоднозначным.
Подберите подходящие по форме предметы( , , ).
1.(в классе) лампа, рамка, верх у полки.
2.(на улице) колесо, дом, крыша.
3.(на одежде) пуговица, карман, угол воротника.
И З О
Создайте 2 одинаковых рисунка с 5 отличиями.
Создайте свое изображение предмета по теме (праздник, одиночество, надежда…)
Усовершенствуйте игрушку.
Разделите предмет на части и создайте новый.
Дорисуйте графическое изображение.
Нарисуй картину под названием: аквариум, ателье и т.д., так чтобы не было одинаковых объектов.
3 ступень
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Найдите нетрадиционное применение предмету.
(гольфы) распустить и связать шарф; использовать как жгут при кровотечении; как кошелек; как веревку; как топливо; как защиту от птиц…
Напишите сочинение-рассуждение на тему:
-Как вернуть орла в клетку. - Как развести сад на Луне. - Что было, если бы утром учителя не пришли в школу…- А если бы дома были все стеклянные…
Подберите ассоциации к признаку.
1.(звонкий) - голос, звонок, пианино…
2.(хрупкий) - ваза, веточка, музейный экспонат…
Создайте свои метафоры.
1.(линейка) - дорога, рельсы, след от самолета, прямой человек, мать прямых линий…
2.(пылесос) - комнатный ветер…
3.(дождь) - небесные слёзы…
Продолжите предложение с указанием причины.
(Я пригласила гостей на юбилей. Когда они пришли, меня не было дома…) –задержалась на работе; попала в больницу; гости перепутали дату…
Опишите предмет, используя сравнения.
(У моей подруги коса,…) - словно сказочная царевна: нежная, красивая, таинственная…- похожа на мышиный хвостик: черная, длинная, тоненькая…
Составьте предложение:
Что вы сделаете, если встретите в лесу …..овище?
1.Испугаюсь, т.к. это чудовище.
2.Обрадуюсь, т.к. это сокровище.
3.Удивлюсь, т.к. это туловище.
Составьте текст из вырезок газет, текст-телеграмму из слова; посвятите свое сочинениезвуку или слову; составьте кроссворд; приготовьте «салат» из сказок или композицию на тему из человеческих фигур;
Расшифруйте свое имя, дав характеристику: С- спокойный, А-аккуратный, Ш-шустрый, А-активный.
В программе РО предусмотрены резервные уроки. Что на них делать решает учитель, исходя из содержания учебного материала и степенью усвоения его детьми. Есть курс по развитию речи, куда целесообразно включать задания с поисковой деятельностью учащихся, что позволит повысить интерес к предмету, быть наблюдательнее и внимательнее, выявить неординарность мышления, сформировать некоторые умения с применением знаний в нестандартных ситуациях. «Знания – дети удивления и любопытства». (Луи де Бройль)
Для учащихся, которым данные задания даются с трудом, как вариант – внеурочная деятельность. Требования: стимулировать разные формы умственной деятельности; соответствовать возможностям детей; иметь элемент новизны и быть близкими к жизненному опыту ребенка.
Этапы урока, направленные на формирование у учащихся дивергентного мышления.
1.Устный счет или проверка навыков письменных вычислений:
-Вспомните свое любимое число. Продолжите отрезок натурального ряда еще на пять чисел.
(Например, 5 6 7 8 9 10….11 12 13 14 15 16….100 101 102 103 104 105).
-Составьте с последними числами любое математическое выражение:
Работа в парах. (Например, 10+16, 105-10, 100:10…(вариант, 16>10, 16<100,…)
-Найдите письменно (устно) значение данных выражений.
2.Закрепление навыка устных вычислений. Соотнесение результата выражения с его графическим изображением. (Можно рассматривать как переходный этап к нахождению периметра или площади фигур).
-Мое любимое число -3. Начертите его графическое изображение и выполните в рисунках преобразование по условию: +2, -4, +1, +8,…
Анализируется правильность построения в соответствии с верным вычислением, рассматриваются ошибки и наиболее интересные варианты.
3.Развитие ДМ через обыгрывание любого предмета на любом этапе урока(2-3 минуты)
-Рассмотрите мой рисунок, на что похоже?
-Назовите три причины необходимости лесенки. А теперь подумайте, как можно использовать данный предмет в другой ситуации?
Например:
- Как подставку для обуви.
- Вместо скамейки.
- Как дрова.
- Как мини-сцена для выступления.
- Как тренировка для покраски забора, дома.
- Как ящик для хранения инструментов.
3. Раскройте роль проблемных, исследовательских методов в развитии детей.
Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка, так же, как и признание в качестве приоритетной цели обучения развитие творческой личности являются основанием для признания необходимости иной, отличной от традиционной модели обучения таких детей, в центре которой лежит уже не репродуктивная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, а продуктивная, творческая.
Творческое обучение, т.е. обучение, ориентированное на поддержание и развитие творческого потенциала ребенка и предполагающее собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, является наиболее подходящим стратегическим направлением обучения одаренных детей.
Развитие общей одаренности в школьные годы определяется также и условиями, которые необходимы для того, чтобы обеспечить развитие исследовательской активности на каждом возрастном этапе. Такими условиями являются содержание и методы специальных программ обучения, которые соответствуют особым познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, особенностям их личности. Кроме того, в качестве значимого условия можно выделить социальное признание творчества ребенка, ценности его исследовательской активности, что, в период обучения ребенка в школе относится, главным образом, к признанию со стороны учителя (учителей) и ближайшего семейного окружения.
Согласно этой модели, создание условий для поддержания и развития исследовательской активности и исследовательских склонностей ребенка становится основной задачей творческого обучения. Такими условиями могут стать только такое содержание и методы обучения, которые отвечают повышенным познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, особенностям их личности.
Наконец, мы рассмотрели необходимые условия для реализации творческого обучения, связанные с взаимодействием субъектов образовательного процесса. Творческий характер процесса обучения определяет необходимость создания особой атмосферы субъект-субъектного взаимодействия, в которой только и становится возможным поощрение инициативы и самостоятельности ребенка в учебном процессе, поощрение мыслей и идей, разрушающих привычные, стереотипные подходы к решению проблем. Важнейшим условием реализации соответствующего процесса обучения является его проблемно-диалогический характер. Применение групповых форм работы школьников создает наиболее благоприятные возможности в реализации принципа диалогичности и проблемности в процессе обучения (А,М.Матюшкин).
Своеобразной «клеточкой» процесса обучения стал проблемно-исследовательский, предполагающий собственную активность ребенка по порождению и постановке проблемы, поиску и осуществлению ее решения, обеспечивающий «субъективное “открытие” мира самим ребенком». Принципиально важным, на наш взгляд, является то, что этот метод позволяет поставить ребенка в позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Проблемно-исследовательский метод, представленный в виде двух основных разновидностей - индуктивный и дедуктивный тип, подробно рассматривается в этой главе. Основное внимание уделено обоснованию психологического значения и функционального смысла реализации каждого этапа проблемно-исследовательского метода путем их соотнесения с этапами полной структуры мыслительного цикла.
Исследователи выявили различные виды знаний, которые ученики воспринимают от учителя и других учащихся школы :
- - общекультурный фонд знаний, призванный подготовить ученика к деятельности и вне сферы науки;
- - рутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программы ;
- - правила переноса рутинных операций и процедур из данной исследовательской программы в другие отрасли знания для выполнения аналогичных исследований;
- - эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследовательской программы данного научного сообщества;
- - эвристические правила оценки адекватности исследовательских программ логике развития науки и запросам развития ее категориального строя, правила построения принципиально новых исследовательских программ.
Последние годы в обществе и в самой педагогической среде особенно остро начинает осознаваться необходимость усиления профильной компоненты в среднем образовании, что позволяет лучше подготовиться учащимся к будущей трудовой деятельности и к жизни в целом. Это осознание нашло своё отражение и в соответствующих документах Министерства науки и образования Российской Федерации.
Большую помощь в поддержке внедрения профильного обучения в средней школе, несомненно, может оказать более широкое и смелое использование передовых информационных технологий. В тоже время следует строго соотносить предлагаемые школьникам учебные задания с уровнем их подготовки в информатике, способностями и интересами.
Здесь информатика может служить системообразующим фактором обучения, вызвать перестройку дисциплин школьного курса , выделение из них некоторого блока вопросов с выраженной компьютерной основой способа деятельности.
Использование новых учебных программ в обучении повышает качество и объем знаний, повышает культуру общения в электронной среде, позволяет использовать дополнительные средства обучения и выбрать индивидуальный темп и уровень обучения, приобретать и развивать коммуникационные навыки, глубже изучать возможности компьютерных средств, моделировать персональную траекторию обучения, повышает мотивацию познавательной деятельности, адаптацию к личностным характеристикам обучаемого, способствует творческой самореализации, создает пространственную независимость обучения и улучшает контроль знаний.
Таким образом, мы можем зафиксировать, что в современности наиболее эффективный путь развития общего (массового) образования основан на вовлечении в сферу образования носителей иных культурно-профессиональных традиций (в нашем случае научной), с их ценностными системами, менталитетом, традиционными представлениями, но с четким пониманием приоритета образовательных целей (основ кооперации) получаемого сообщества. Само это вовлечение повышает мотивацию школьников к собственной учебной деятельности, расширяет их возможности восприятия различных дисциплин, типов деятельности и тем самым расширяет их социальную активность.
Реальность социального пространства задается способами общения исследователей, определяемых и возникающих по поводу конкретного предмета исследований. Она определяется особенностями для учащегося того сообщества, которое развивает исследовательскую программу; личностной значимостью вхождения в него, соблюдения его норм и традиций, обретением свойственных ему ценностей.
Посредством этого создается специфическая культурно разнообразная образовательная среда, в которой происходит введение учащихся в нормативно-традиционную систему данных областей и через это введение в культуру в целом. Обобщение результатов работы позволяет заключить, что исследовательская деятельность учащихся должна соответствовать следующим условиям:
- - нормам научного исследования - именно в науке сформировались нормы организации и осуществления исследования как сознательной культурной деятельности, только при соблюдении этого условия можно вести речь о передаче культуры исследования;
- - направленности на развитие учащихся - естественная для ученых задача получения в ходе исследования объективно нового знания не может быть приоритетной;
- - исследовательские задачи должны быть адаптированы в соответствии с возрастом, уровнем знаний учащихся, оптимальны по объему и сложности;
- - нацеленности на развитие исследовательской позиции - выработка собственного отношения к объекту исследования и получаемым результатам, что позволяет учащимся становиться субъектами собственной учебной деятельности.
4. Перечислите разработанные в Вашем учреждении формы работы с интеллектуально одаренными детьми. Опишите имеющийся у Вас (Ваших коллег) опыт работы с интеллектуальной одаренностью обучающихся (подготовка исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах и т.п.).
Деятельность Центра детского творчества в городе Алейске осуществляется на принципах свободного выбора ребенком вида и объема деятельности, творческого развития личности, приоритетов интересов, нужд и потребностей детей, гуманизма и демократии.
Основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются:
- ориентация на личность и максимально возможное развитие уникальных способностей ребенка;
- неформальное объединение, сотрудничество, сотворчество всего педагогического коллектива и учащихся;
- творческий подход, непрерывный поиск и проверка новых путей совершенствования содержания, методов и средств.
Учебная работа строится по направлениям, одно из которых «Поддержка и развитие одарённых детей». Основная цель – создание условий для выявления, поддержки и развития − одарённых детей.
Основным содержание деятельности направления является: диагностическое исследование личности учащихся (создание банка данных методик для диагностирования учащихся: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старшеклассники; изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования); организация консультативной помощи для учащихся, направленную на развитие− их творческой самореализации; организация проектной деятельности;− привлечение детей к участию в конкурсах и фестивалях различного уровня;− повышение квалификации педагогических кадров через систему методических− объединений по вопросам поддержки одарённых детей; привлечение семьи учащегося к совместной творческой деятельности− (формирование навыка семейной поддержки). Результатами работы в данном направлении являются увеличение участие учащихся и их родителей (законных представителей) в различных мероприятиях Центра и города (см. Приложение).
Использование новых образовательных технологий, участия в экспериментальной и инновационной деятельности создает положительные условия для использования работы с одаренными школьниками в Центре детского творчества.
Приложение
Результативность освоения обучающимися образовательных программ
Учебный год | Группа (программа обучения) | Количество обучающихся по программе | Обучающиеся, достигшие ожидаемых образовательных результатов, указанных в программе | Ссылка на подтверждающие документы | |
Кол-во | Доля % | ||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 100 | св-во о доп. образовании |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 100 | св-во о доп. образовании |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 100 | св-во о доп. образовании |
2018-2019 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | 60 | 60 | 100 | св-во о доп. образовании |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | 60 | 60 | 100 | св-во о доп. образовании |
Сохранность контингента обучающихся
Учеб ный год | Группа (программа обучения) НОУ «Юные дарования», | Группа (программа обучения) «Школа вожатого», «Школа Лидера» | Группа (программа обучения) «Здоровые родители, здоровые дети», «Школа молодого избирателя» | Ссылка на подтверждающие документы | ||||||
Кол-во обучающихся | % сохран ности контин гента | Кол-во обучающихся | % сохран ности контин гента | Кол-во обучающихся | % сохран ности контин гента | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||||
2015-2016 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | св-во о доп. образовании |
2016-2017 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | св-во о доп. образовании |
2017-2018 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | св-во о доп. образовании |
2018-2019 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | св-во о доп. образовании |
2019-2020 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | 20 | 20 | 100 | св-во о доп. образовании |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | св-во о доп. образовании |
Удовлетворенность родителей обучающихся работой педагога
Учебный год | Секция, студия, клуб и др. объединения | Количество обучающихся | Количество участников анкетирования | Удовлетворенность родителей обучающихся работой педагога (по результатам анкетирования) | Ссылка на подтверждающий документ | ||
70 - 80% | 81 - 90% | 91 - 100% | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 60 | Мониторинг результатов анкетирования | ||
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 60 | Мониторинг результатов анкетирования | ||
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | 60 | 60 | 60 | Мониторинг результатов анкетирования | ||
2018-2019 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | 60 | 60 | 60 | Мониторинг результатов анкетирования | ||
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | 60 | 60 | 60 | Мониторинг результатов анкетирования |
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Учебный год | Секция, студия, клуб и др. объединения | Форма мероприятия (с указанием названия мероприятия) | Кол-во участников мероприятия | Результаты (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов - количество) | Ссылка на документы, подтверждающие результаты |
Очные (некоммерческие) | |||||
Муниципальный уровень (не более 5мероприятий) | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | научно-практическая конференция «Старт в будущее», конкурс рисунков: «Бессмертный полк», «Свет в окне» «Я-Лидер» | 8 7 1 | Дипломы: Диплом I - 3 Диплом II - 4 Диплом III – 1 Диплом I - 2 Диплом II - 2 Диплом III – 3 Юбилейные медали программы «Старт в будущее» - 3 Диплом I - 1 | копии дипломов и медалей всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | научно-практическая конференция «Старт в будущее», конкурс рисунков: «Бессмертный полк», «Свет в окне» «Я-Лидер» | 7 10 1 | Дипломы: Диплом I - 2 Диплом II - 4 Диплом III – 1 Диплом I - 4 Диплом II - 4 Диплом III – 2 Диплом I - 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | научно-практическая конференция «Старт в будущее», конкурс рисунков: «Бессмертный полк», «Свет в окне» «Я-Лидер» | 8 6 1 | Дипломы: Диплом I - 3 Диплом II - 4 Диплом III – 1 Диплом I - 2 Диплом II - 3 Диплом III – 1 Диплом I - 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2018-2019 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | научно-практическая конференция «Старт в будущее», Социальный проект | 12 5 | Дипломы: Диплом I - 7 Диплом II - 4 Диплом III – 1 Диплом I - 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | Онлайн-научно-практическая конференция «Старт в будущее» | 14 | Дипломы: Диплом I - 2 Диплом II - 4 Диплом III – 8 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
Региональный уровень | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Будущее Алтая» «Озарение» «Я-Лидер» | 5 3 1 | Дипломы: Диплом III –2, Похвальные листы - 2 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III – 1 Благодарственное письмо | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Будущее Алтая», «Озарение» «Я-Лидер» | 5 4 1 | Похвальные листы - 3 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III – 1, Приз жюри-1 Благодарственное письмо | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера» , «Здоровые родители, здоровые дети» | «Озарение» V научно-практическая конференция «Молодежь и выборы» «Я-Лидер» | 10 1 1 | Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом III – 3, Приз жюри-1 Диплом II - 2 Благодарственное письмо | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2018-2019 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | V I научно-практическая конференция «Молодежь и выборы» | 1 | Диплом III – 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | Онлайн-конкурс «Озарение», «Мы помним! Мы гордимся!»; «Кванториум - 22» | 2 2 3 | Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III – 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
Федеральный уровень | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «От малой Родины до гражданина России»; «Человек на Земле», московский международный форум «Одаренные дети России», «Первые шаги» - Обнинск, «Открытие» | 6 2 7 2 2 | Диплом I – 1 Диплом II - 1 Диплом III – 1 Гран-При -2 Диплом I - 2 Диплом II - 2 Диплом III – 1, памятные часы Губернатора Алт.края – Смирнов Д за победу на форуме. Диплом III – 2 Диплом I – 2 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Человек на Земле», московский международный форум «Одаренные дети России» «Юность, наука, культура» «Юность, наука, культура - Сибирь» | 1 10 3 4 | Диплом II - 1 Гран-При -2 Диплом I - 4 Диплом II - 2 Диплом III –2 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III –1 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III –2 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | московский международный форум «Одаренные дети России» «Первые шаги» | 5 1 | Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом III –2 Орден «Молодые таланты России» Кокорина Е-1 Диплом II - 1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2018-2019 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | «Первые шаги» | 3
| Диплом призера-2, Грамота-1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | московский международный форум «Одаренные дети России», «Мы помним! Мы гордимся!» «Кванториум - 22» | 5 2 3 | Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом III –1, Приз жюри-1 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом I - 1 Диплом II - 1 Диплом III –1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
Заочные (некоммерческие) | |||||
Муниципальный уровень (не более 5 мероприятий) | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | конкурс социальных проектов «Я –вожатый», | 5 | Дипломы: Диплом I - 5 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | Конкурс эссе на тему «Люблю тебя, мой край родной!», | 3 | Диплом I - 3 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | Конкурс рисунков и плакатов к Новому году | 5 | Диплом I - 1 Диплом II - 2 Диплом III –2 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
Региональный уровень | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Озарение», «Твори добро на благо людям», «Вожатый, которого я знаю» конкурс социальных проектов Алтай молодой: «Что наша память бережно хранит» | 2 1 1 6 | Диплом I – 2 Диплом I - 1 Диплом III –1 Диплом победителя соц. проектов -6 (разработчики)
| копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Озарение», «Твори добро на радость людям», «Вожатый, которого я знаю» конкурс социальных проектов Алтай молодой: «Академия Лидеров» | 1 1 1 5 | Диплом II - 1 Диплом I – 1 Диплом I – 1 Диплом победителя соц. проектов -5 (разработчики) | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | «Озарение» | 3 | Диплом I - 1 Диплом II – 1 Диплом III –1 | копии дипломов всех программ, хранятся в учебном кабинете |
Федеральный уровень | |||||
2015-2016 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Открытие», «Ты - Гений», «Детство без границ» | 2 8 6
| Диплом I - 2 Диплом I - 3 Диплом II – 4 Диплом III –1 Гран-При-1 Диплом I - 2 Диплом II – 2 Диплом III –1 | копии дипломов и медалей всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете |
2016-2017 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Ассоциация педагогов России» «Ты - Гений», «Детство без границ», «Если я буду президентом» | 3 10 10 1 | Диплом I - 3 Диплом I - 10 Диплом I - 4 Диплом II – 2 Диплом III –4 Диплом победителя | копии дипломов и медалей всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете |
2017-2018 | НОУ «Юные дарования», «Школа Лидера», «Здоровые родители, здоровые дети» | «Ты - Гений», «Детство без границ», «Золотая медаль» «Юность, наука, культура» | 5 5 10 3 | Диплом I - 1 Диплом II – 1 Диплом III –3 Диплом I - 2 Диплом II – 1 Диплом III – 2 Медаль победителя за исследовательскую работу 10 Диплом I - 1 Диплом II – 1 Диплом III – 1 | копии дипломов и медалей всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете |
2019-2020 | НОУ «Юные дарования», «Школа вожатого», «Школа молодого избирателя» | «Моя Отчизна»; «Детство без границ» «Сибирия»; | 5 8 2 | Диплом I - 1 Диплом II - 4 Диплом I - 3 Диплом II – 2 Диплом III – 3 Диплом I - 1 Диплом III –1 | копии дипломов и медалей всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете |
Личный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания, повышение качества образования, транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Учебный год | Транслирование педагогического опыта, включая публикации методических разработок в интернете | ||||
Форма мероприятия (открытые занятия, выступления, презентация, мастер-класс, публикации) | Тема | Место (педсоветы, круглые столы, семинары, научно-практические конференции и т.д.) | Дата | Ссылка на подтверждающие документы | |
Уровень образовательной организации | |||||
2015-2016 | Открытое мероприятие Статья в местные СМИ,
Открытый урок | «Афганистан болит в моей душе»; статья «К Победе прикоснулся сердцем каждый» «Введение в исследование» | Открытое мероприятие, газета «Маяк труда» Открытый урок | март 2016 | Брошюра по итогам конференции, буклеты |
2016-2017 | Открытое мероприятие | «Маленькие герои большой войны» | Открытое мероприятие | План работы | |
2017-2018 | Научно-практическая конференция | «Я и моя организация» | Конференция | 13.09.2017 | План работы |
2018-2019 | Социально-значимый проект Акция | «Что наша память бережно хранит», «Подари мне тепло» (в рамках месячника пожилого человека) | проект
акция | 17.10.18 1.10. 2018 | План работы |
2019-2020 | Городская научно-практичекая конференция: Открытые мероприятия. | «Я – вожатый» «Мы вами обязаны гордиться» | Конференция Открытые мероприятия. | 25.09.2019 20.02.2020 | План работы |
Муниципальный уровень | |||||
2015-2016 | открытые мероприятия: | «Говорят погибшие герои», | открытое мероприятие | 21.02.2016 | План работы |
2016-2017 | Городская акция Научно-практические конференции: | «Сохраним планету Земля», «Макаренко А.С. – великий педагог» | Городская акция- ежегодная конференция, с приглашением зам.по воспитательной работе школ города | 20.03.2017 28.03 2016 | Брошюра по итогам конференции, буклеты |
2017-2018 | Открытые мероприятия: | Защита урока на тему «Современное (инновационное) учебное занятие в дополнительном образовании» | педсовет | 14.11.2017 | протокол педсовета |
2017-2018 | Семинар-совещание | «Методика коллективно- творческого дела по системе Иванова» | для педагогов – организаторов школ города | 10.04.2018 | Брошюра по итогам конференции, буклеты |
2018-2019 | Круглый стол | «Волонтерство путь к духовному возрождению современной молодежи» | активисты волонтерского движения и педагоги-организаторы | Брошюра по итогам конференции, буклеты | |
Региональный уровень | |||||
2015-2016 | Публикации в методических сборниках: Методические рекомендации по работе над социально-значимым проектом в условиях разновозрастных отрядов | «Мониторинг как основа построения работы с одаренными школьниками в учреждении дополнительного образования» Из опыты работы НОУ «Юные дарования» | Сборник «Будущее Алтая» Министерства образования и науки Алтайского края Сборник методических , научно-исследовательских, проектных и творческих работ - Алтайского края «Озарение» | 2015 | Сборник статей КГБУДО «КЦИТР» «Будущее Алтая» Алтай молодой социально-значимым проектом Алтай молодой (в рамках Губернаторского гранта) |
2016-2017 | Публикации в методических сборниках: Методические рекомендации по работе над социально-значимым проектом в условиях разновозрастных отрядов | «Динамика развития исследовательских компетенций» «Разработаны методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в профильной смене» | Сборник методических, научно-исследовательских, проектных и творческих работ - Алтайского края «Озарение» Сборник методических материалов, лучшие работы, обмен опытом | 2017 | сборники |
2017-2018 | Публикации в методических сборниках: Методические рекомендации по работе над социально-значимым проектом в условиях разновозрастных отрядов | Информационные технологии в изучении обр. программы .. как средство повышения мотивации обучающихся. «Методические рекомендации по работе младшего вожатого в разновозрастных отрядах профильной смены» | Сборник «Будущее Алтая» Министерства образования и науки Алтайского края Сборник методических материалов, лучшие работы, обмен опытом | 2018 | сборники |
2018-2019 | Публикации в методических сборниках: Методические рекомендации по работе над социально-значимым проектом в условиях разновозрастных отрядов | «Волонтерство путь к духовно-нравственному становлению молодежи», «Методические рекомендации по работе в профильной смене по реализации социально-значимого проекта» | Сборник методических , научно-исследовательских, проектных и творческих работ - Алтайского края «Озарение» Сборник методических материалов, лучшие работы, обмен опытом | 2019 | сборники |
2019-2020 | Публикации в методических сборниках: Методические рекомендации по работе над социально-значимым проектом в условиях разновозрастных отрядов | «Методические рекомендации по подготовке и проведению исследований», «Методические рекомендации по проведению и оформлению исследований» | Сборник методических материалов, лучшие работы, обмен опытом | сборники | |
Федеральный уровень | |||||
2019-2020 | Всероссийская педагогическая конференция «Проблемы молодежи» | социальное проектирование как одна из форм решения проблемы социальной активности молодежи | дистанционно | 2020 | диплом |
Международный уровень | |||||
2015-2016 | Международная конференция по психодидактике | «Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования» | очно | 01.04.2016 | Сборник материалов конференции |
2017-2018 | Международная конференция по психодидактике | «Интеграция основного и дополнительного образования, как способ создания образовательной среды, способствующей развитию креативности потенциала одаренности» | очно | 01.04.2018 | Сборник материалов конференции |
2018-2019 | Международный журнал | «Формирование мотивации (практический аспект) как средство повышения качества дополнительного образования детей» | Издательство «Молодой ученый» | 2019 | журнал |
Продуктивность использования новых образовательных технологий, участия в экспериментальной и инновационной деятельности
Учебный год | Направление деятельности | ||||||
Использование новых образовательных технологий | |||||||
Используемая технология, ее место в образовательном процессе | Результаты | Ссылка на подтверждающие документы | |||||
2015-2020 | технологии проблемного обучения | технологии проблемного обучения: способствует самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; обеспечивает прочные результаты обучения о чем свидетельствуют награды учащихся | победы и высокие награды учащихся на конференциях различных уровнях | ||||
Экспериментальная деятельность | |||||||
Тема эксперименталь- ной деятельности | Уровень участия (исполнитель, член рабочей группы, руководитель рабочей группы) | Результаты экспериментальной деятельности | Ссылка на подтверждающие документы | ||||
2018-2020 | Интеграция основного и дополнительного образования в становлении личности одаренного школьника | руководитель рабочей группы | Участие в вебинарах: «Инновационные технологии, их совершенствование по выявлению, поддержке и развитию одарённых школьников». «Развитие эмоциональной сферы у одаренных школьников как результат более высокого развития исследовательских способностей». | дипломы всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете в портфолио педагога | |||
Результаты инновационной деятельности | |||||||
Тема инновационной деятельности | Уровень участия (исполнитель, член рабочей группы, руководитель рабочей группы) | Результаты инновационной деятельности | Ссылка на подтверждающие документы | ||||
2018-2021 | Интеграция основного и дополнительного образования в становлении личности одаренного школьника | руководитель рабочей группы | Диплом I ст. за участие в краевом конкурсе «Педагогическая мастерская» -Методическая разработка. Диплом I ст. всероссийского конкурса «Профессиональный рост педагога». Диплом Гран-При в номинации «Педагогическое мастерство». Диплом Победителя всероссийского фестиваля «Педагогические чтения» Диплом за работу в качестве эксперта всероссийских конкурсов среди работников образования, проводимых образовательным педагогическим порталом «Новая школа» 2019-2020 учебном году | дипломы всех программ, которые обобщены и хранятся в учебном кабинете в портфолио педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.
Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...
Программа «Курсы по работе с одаренными детьми» в системе дополнительного образования.
Программа работы с одаренными детьми на создание условий для развития творческих потенций одаренных детей и повышение уровня их интеллектуального развития. Цели программы:· созд...
Презентация к выступлению на МО по теме: Формирование положительного отношения к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Презентация знакомит с тем, как можно на уроках,во внеклассной деятельности формировать положительное отношение к учебной деятельности...
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).
Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...
Роль системы дополнительного образования в развитии одаренных детей
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования. Именно дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образ...
Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок.
Выступление на научно-практической конференции учителей начальных классов«Обновление содержания внеурочной деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС»...
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования
Презентация "Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования"...