ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra_3_b_pechat.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования (для 1-4 кл)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП №1»
от 30 августа 2014 г __________ Н.А. Зеленская
Методист______ Т.Ф.Пушкарева Приказ №269 от 01.09.2014
Рассмотрено на МО
учителей начальных классов
Протокол №1 от 29 августа 2014 г.
Руководитель МО_____________И.А.Муленкова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
на 2014 – 2015 учебный год
Класс: 3 б
Руководитель кружка: Грудачева Ольга Викторовна
Излучинск
2014
- Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие творческих способностей;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения
2. Общая характеристика программы кружковой работы
Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
3. Ценностные ориентиры содержания программы кружковой работы
Нравственного образования в школе начинается с начальных классов и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, что несёт моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
4. Место кружковой работы в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным планом по внеурочной деятельности кружковая работа по программе «Этика – азбука добра» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю.
3 класс - 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
5. Результаты кружковой работы.
Обучающийся будет знать:
- основные правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- правила общения;
- культуру внешнего вида;
- что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;
- что такое учебное сотрудничество;
- способы преодоления трудностей.
Обучающийся будет уметь:
- оценивать своё поведение, свои действия;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- оценивать внешний вид человека;
- использовать доброжелательный тон в общении.
6. Содержание программы кружковой работы:
3 класс:
Дорожный и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):
Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены, как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.
Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):
Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).
Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- записывать сюжетную картину;
- оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей.
Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде.
Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труда.
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время урока, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с окружающими людьми (здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.)
Правила поведения в общественных местах (в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
7. Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Этика: азбука добра»
3 класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | |
По плану | По факту | |||
Школьный этикет | ||||
1/3 | 1.09 8.09 15.09 | 3 | Взаимопомощь в учебе | |
4/5 | 22.09 29.09 | 2 | Взаимопомощь в труде | |
6/7 | 6.10 13.10 | 2 | Школьное имущество надо беречь | |
Правила общения | ||||
8/9 | 20.10 27.10 | 2 | Время надо беречь | |
10/11 | 10.11 17.11 | 2 | Слово лечит, слово ранит | |
12/13 | 24.11 1.12 | 2 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | |
О трудолюбии | ||||
14/16 | 8.12 15.12 22.12 | 3 | Труд кормит, а лень портит | |
17/18 | 29.12 12.01 | 2 | Как организовать свой труд | |
19/20 | 19.01 26.01 | 2 | Как организовать свой досуг | |
Культура внешнего вида | ||||
21/22 | 2.02 9.02 | 2 | Уход за своими вещами | |
23/24 | 16.02 23.02 | 2 | Одежда будничная и праздничная | |
Внешкольный этикет | ||||
25/26 | 2.03 9.03 | 2 | Разговор по телефону | |
27/29 | 16.03 30.03 6.04 | 3 | Поведение в гостях | |
30/31 | 13.04 20.04 | 2 | Я пишу письмо | |
32/34 | 27.04 4.05 11.05 | 3 | Поведение на природе | |
ИТОГО: | 34часа |
8. Используемая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.:Просвещение, 2012.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2012.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2012.
- Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2011.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2012, №1.
- Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2012, №2.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2011. - №9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2011. - №2.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2012. - №7.
- Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2013.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2010.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2013. - №6.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2012,
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2011.-№1. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 2011.
- Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петро...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс...