Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
рабочая программа (1 класс) на тему

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_-_azbuka_dobra.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Яковлевского района Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Казацкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

         

   

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ  «Казацкая СОШ»

_____________  Н. В. Сальтевская.

от «___» ___________ 20   г.

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Этика: азбука добра»

Срок реализации – 4 года

Возраст воспитанников: 7-11 лет

    

Руководитель:

 Учитель начальных классов

Сорокина Татьяна Михайловна

2013 – 2014 учебный год

Программа внеурочной деятельности: «Этика: азбука добра»;

Тип  программы внеурочной деятельности: дополнительное образование;

 Направление  внеурочной деятельности:  социальное

Автор программы: Сорокина Татьяна  Михайловна                                     

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20   г., протокол № ____

Председатель _________        Сальтевская Н.В.

                                           

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Программа разработана на основании  авторской программы

Направление  внеурочной деятельности.

  • социальное

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов.

        Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

        Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Содержание внеурочной деятельности раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется

от класса к классу в следующей логике.

        1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных

поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля

(учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —

мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Содержание  внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Цель программы внеурочной деятельности:

 -  формирование у детей нравственных ориентиров при построении  деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи программы:

 - Развивать способности видеть нравственную ситуацию.

-  Научить осознавать нравственные правила как ориентир поступка.

- Оценивать нравственные поступки.

Возраст детей, участвующих в  реализации программы внеурочной деятельности: 7-11 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года  занятие один раз в  неделю  (33 ч – 1 класс; 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 34 ч – 4 класс).

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • беседы;
  • ролевые игры;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • инсценировка сказок;
  • проектная деятельность.

Режим занятий:

  • периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 35 минут;
  • общее количество – 33 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

         В процессе освоения материалов внеурочной деятельности обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочной деятельности содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных

действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

  • открытые занятия;
  • выставки творческих работ;
  • итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков,  эмоциональное состояние обучающихся.

Учебный план внеурочной деятельности

п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

6

6

6

7

2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

10

10

9

9

3

О трудолюбии

6

6

7

7

4

Культура внешнего вида

5

6

6

6

5

Внешкольный этикет

6

6

6

6

Всего часов:

33

34

34

34

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности

1-й год обучения

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

6

4

2

1.1.

Приход в школу без опозданий.

1

1.2

Мы пришли на урок, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

1

1.3

Зачем нужны перемены?

1

1.4

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

1

1.5

Мы в школьной столовой.

1

1.6

Правила  поведения за столом.

1

2.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

10

5

5

2.1

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

1

2.2

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

1

2.3

Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов;

1

2.4

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

2.5

Знакомство с образом этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций школьного коллектива.

1

2.6

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов

1

2.7

Мой учитель.

1

2.8

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

2.9

Моя семья.

1

2.10

Добрые  и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким.

1

3.

О трудолюбии

6

4

2

3.1

Значение труда в жизни людей.

1

3.2

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

3.3

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

3.4

Прилежание и старательность в учении и труде

1

3.5

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные

вещи).

1

3.6

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

-

1

4.

Культура внешнего вида

5

4

1

4.1

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

1

4.2

Основные правила Мойдодыра.

1

4.3

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия

1

4.4

Каждой вещи своё место.

1

4.5

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

1

5.

Внешкольный этикет

6

1

5

5.1

Правила поведения на улице, в транспорте.

1

5.2

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

5.3

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением

1

5.4

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

5.5

Правила поведения в общественных местах.

1

5.6

 Тематическая игра «Словарь вежливых слов»

1

Всего часов:

33

18

15

Календарно-тематическое планирование

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Дата

№ пп

Теория

Практика

План

Факт

1

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

6

4

2

1

1.1.

Приход в школу без опозданий.

1

2

1.2

Мы пришли на урок, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

1

3

1.3

Зачем нужны перемены?

1

4

1.4

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

1

5

1.5

Мы в школьной столовой.

1

6

1.6

Правила  поведения за столом.

1

2.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

10

5

5

7

2.1

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

1

8

2.2

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

1

9

2.3

Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов.

1

10

2.4

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

11

2.5

Знакомство с образом этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций школьного коллектива.

1

12

2.6

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов

1

13

2.7

Мой учитель.

1

14

2.8

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

15

2.9

Моя семья.

1

16

2.10

Добрые  и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким.

1

3.

О трудолюбии

6

4

2

17

3.1

Значение труда в жизни людей.

1

18

3.2

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

19

3.3

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

20

3.4

Прилежание и старательность в учении и труде

1

21

3.5

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

1

22

3.6

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться .

-

1

4.

Культура внешнего вида

5

4

1

23

4.1

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

1

24

4.2

Основные правила Мойдодыра.

1

25

4.3

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

1

26

4.4

Каждой вещи своё место.

1

27

4.5

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

1

5.

Внешкольный этикет

6

1

5

28

5.1

Правила поведения на улице, в транспорте.

1

29

5.2

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

30

5.3

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением

1

31

5.4

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

32

5.5

Правила поведения в общественных местах.

1

33

5.6

 Тематическая игра «Словарь вежливых слов»

1

Всего часов:

33

18

15

Содержание программы внеурочной деятельности

«Этикет: азбука добра»

                                       1-й год обучения

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Теория: 4

Практика:         2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

 вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Теория: 5

Практика: 5

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Теория: 4

Практика: 2

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Теория: 4

Практика: 1

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Теория: 1

Практика: 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"

Данная прорамма внеурочной деятельности  "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...