Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
рабочая программа (1 класс) на тему
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_-_azbuka_dobra.docx | 66.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Яковлевского района Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казацкая средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Казацкая СОШ» _____________ Н. В. Сальтевская. от «___» ___________ 20 г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
Срок реализации – 4 года
Возраст воспитанников: 7-11 лет
Руководитель:
Учитель начальных классов
Сорокина Татьяна Михайловна
2013 – 2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности: «Этика: азбука добра»;
Тип программы внеурочной деятельности: дополнительное образование;
Направление внеурочной деятельности: социальное
Автор программы: Сорокина Татьяна Михайловна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель _________ Сальтевская Н.В.
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Программа разработана на основании авторской программы
Направление внеурочной деятельности.
- социальное
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Содержание внеурочной деятельности раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных
поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля
(учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —
мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи программы:
- Развивать способности видеть нравственную ситуацию.
- Научить осознавать нравственные правила как ориентир поступка.
- Оценивать нравственные поступки.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 7-11 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (33 ч – 1 класс; 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 34 ч – 4 класс).
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- беседы;
- ролевые игры;
- выставки;
- конкурсы;
- инсценировка сказок;
- проектная деятельность.
Режим занятий:
- периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 35 минут;
- общее количество – 33 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
В процессе освоения материалов внеурочной деятельности обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочной деятельности содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных
действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
- открытые занятия;
- выставки творческих работ;
- итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Учебный план внеурочной деятельности
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) | 6 | 6 | 6 | 7 |
2 | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | 10 | 10 | 9 | 9 |
3 | О трудолюбии | 6 | 6 | 7 | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 5 | 6 | 6 | 6 |
5 | Внешкольный этикет | 6 | 6 | 6 | 6 |
Всего часов: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности
1-й год обучения
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) | 6 | 4 | 2 |
1.1. | Приход в школу без опозданий. | 1 | ||
1.2 | Мы пришли на урок, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. | 1 | ||
1.3 | Зачем нужны перемены? | 1 | ||
1.4 | Школьные перемены как время активного отдыха, игры. | 1 | ||
1.5 | Мы в школьной столовой. | 1 | ||
1.6 | Правила поведения за столом. | 1 | ||
2. | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | 10 | 5 | 5 |
2.1 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 1 | ||
2.2 | Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | 1 | ||
2.3 | Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; | 1 | ||
2.4 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | ||
2.5 | Знакомство с образом этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций школьного коллектива. | 1 | ||
2.6 | Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов | 1 | ||
2.7 | Мой учитель. | 1 | ||
2.8 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | ||
2.9 | Моя семья. | 1 | ||
2.10 | Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким. | 1 | ||
3. | О трудолюбии | 6 | 4 | 2 |
3.1 | Значение труда в жизни людей. | 1 | ||
3.2 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | ||
3.3 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | ||
3.4 | Прилежание и старательность в учении и труде | 1 | ||
3.5 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 | ||
3.6 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | - | 1 | |
4. | Культура внешнего вида | 5 | 4 | 1 |
4.1 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. | 1 | ||
4.2 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | ||
4.3 | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия | 1 | ||
4.4 | Каждой вещи своё место. | 1 | ||
4.5 | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | 1 | ||
5. | Внешкольный этикет | 6 | 1 | 5 |
5.1 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 | ||
5.2 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. | 1 | ||
5.3 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением | 1 | ||
5.4 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | ||
5.5 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||
5.6 | Тематическая игра «Словарь вежливых слов» | 1 | ||
Всего часов: | 33 | 18 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Дата | |||
№ пп | Теория | Практика | План | Факт | |||
1 | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) | 6 | 4 | 2 | |||
1 | 1.1. | Приход в школу без опозданий. | 1 | ||||
2 | 1.2 | Мы пришли на урок, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. | 1 | ||||
3 | 1.3 | Зачем нужны перемены? | 1 | ||||
4 | 1.4 | Школьные перемены как время активного отдыха, игры. | 1 | ||||
5 | 1.5 | Мы в школьной столовой. | 1 | ||||
6 | 1.6 | Правила поведения за столом. | 1 | ||||
2. | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | 10 | 5 | 5 | |||
7 | 2.1 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 1 | ||||
8 | 2.2 | Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | 1 | ||||
9 | 2.3 | Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. | 1 | ||||
10 | 2.4 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | ||||
11 | 2.5 | Знакомство с образом этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций школьного коллектива. | 1 | ||||
12 | 2.6 | Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов | 1 | ||||
13 | 2.7 | Мой учитель. | 1 | ||||
14 | 2.8 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | ||||
15 | 2.9 | Моя семья. | 1 | ||||
16 | 2.10 | Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким. | 1 | ||||
3. | О трудолюбии | 6 | 4 | 2 | |||
17 | 3.1 | Значение труда в жизни людей. | 1 | ||||
18 | 3.2 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | ||||
19 | 3.3 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | ||||
20 | 3.4 | Прилежание и старательность в учении и труде | 1 | ||||
21 | 3.5 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 | ||||
22 | 3.6 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться . | - | 1 | |||
4. | Культура внешнего вида | 5 | 4 | 1 | |||
23 | 4.1 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. | 1 | ||||
24 | 4.2 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | ||||
25 | 4.3 | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. | 1 | ||||
26 | 4.4 | Каждой вещи своё место. | 1 | ||||
27 | 4.5 | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | 1 | ||||
5. | Внешкольный этикет | 6 | 1 | 5 | |||
28 | 5.1 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 | ||||
29 | 5.2 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. | 1 | ||||
30 | 5.3 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением | 1 | ||||
31 | 5.4 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | ||||
32 | 5.5 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||||
33 | 5.6 | Тематическая игра «Словарь вежливых слов» | 1 | ||||
Всего часов: | 33 | 18 | 15 |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Этикет: азбука добра»
1-й год обучения
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Теория: 4
Практика: 2
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Теория: 5
Практика: 5
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие
как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Теория: 4
Практика: 2
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Теория: 4
Практика: 1
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Теория: 1
Практика: 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"
Данная прорамма внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...