ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань
«Общеобразовательная средняя школа №3»
Согласовано Утверждено
Заместитель директора Приказ №____
по ВР МБОУ ОСШ №3 от «__» __________ 2014 г.
__________ /И.Б. Зинковская/
«____» __________ 2014 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
1 класс
Деликатной И.В.,
учителя первой квалификационной категории
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
г. Нягань
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места учебного курса в плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 135 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание учебного курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Учебное содержание курса
1 класс
Тема 1. Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы – в школьной столовой.
Тема 2. Правила общения
Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Моя семья.
Тема 3. О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность).
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Тема 4. Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи свое место.
Тема 5. Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
Тематический план программы
№ | Наименование разделов/модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Школьный этикет | 7ч | 4ч | 3ч | Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
2 | Правила общения | 11ч | 6ч | 5ч | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. |
3 | О трудолюбии | 6ч | 3ч | 3ч | Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев. |
4 | Культура внешнего вида | 4ч | 2ч | 2ч | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. |
5 | Внешкольный этикет | 5ч | 3ч | 2ч | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен. |
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научится:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Список использованной литературы
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.
4. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Содержание | Аудит. | Внеаудит. | Дата |
Школьный этикет 7ч | |||||
1 | Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. | 1 | 5.09 | |
2 | Правила поведения на уроке | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок | 1 | 12.09 | |
3 | Зачем нужны перемены? | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений | 1 | 19.09 | |
4 | Правила поведения на перемене | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | 1 | 26.09 | |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. | 1 | 3.10 | |
6 | Правила поведения в столовой | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | 1 | 10.10 | |
7. | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 1 | 17.10 | |
Правила общения 11ч | |||||
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра | 1 | 24.10 | |
9 | Доброжелательность | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок | 1 | 31.10 | |
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами | 1 | 14.11 | |
11 | Общение по телефону | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ | 1 | 21.11 | |
12 | Мой учитель. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок | 0,5 | 0,5 | 28.11 |
13 | Общение со взрослыми | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем | 1 | 5.12 | |
14 | Добро и зло. | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | 1 | 12.12 | |
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | 0,5 | 0,5 | 19.12 |
16 | Эмоции. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 0,5 | 0,5 | 26.12 |
17 | Наши имена. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. | 0,5 | 0,5 | 16.01 |
18 | Моя семья. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра | 0,5 | 0,5 | 23.01 |
О трудолюбии 6ч | |||||
19 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | 1 | 30.01 | |
20 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | 1 | 6.02 | |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов. | 1 | 20.02 | |
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Дидактическая игра. | 1 | 27.02 | |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в дневнике, портфеле. | 1 | 6.03 | |
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в кабинете. | 1 | 13.03 | |
Культура внешнего вида 4ч | |||||
25 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | 20.03 | |
26 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | 3.04 | |
27 | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | 1 | 10.04 | |
28 | Каждой вещи свое место. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | 1 | 17.04 | |
Внешкольный этикет 5ч | |||||
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | 1 | 24.04 | |
30 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | 1 | 8.05 8.05 | |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации | 1 | ||
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | 1 | 15.05 | |
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | Проведение и организация итогового мероприятия. | 1 | 22.05 |
В связи с выпадением в 2014-2015 учебном году одного дня проведения внеурочного занятия на праздничный день (1 мая), запланировано проведение часа внеаудиторного занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса
Пояснительная заиска и тематическое планирование по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1 класса...
внеучебная деятельность "Этика-азбука Добра".Сценарий "Жить-добро творить"
Путешествие в страну Доброты.Речевой этикет....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука Добра» 3 класс
В данном календарно-тематическом планировании не только спланировы занятия, но и расписано основное содержание каждого занятия, какие формы и методы работы, вид деятельности учеников на уроке и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...