Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика. Азбука добра» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_azbuka_dobra.2_docx_.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Этика. Азбука добра» духовно-нравственного направления разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями);

2.Письма Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

   3.Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Школа №10» (ФГОС НОО 1-4 класс).

     Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013)

Цель программы:

         формирование у детей нравственных ориентиров при построении                       деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи программы:

  1. Формировать внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения, стремление к выполнению норм.
  2. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю.
  3. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

 

     Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком и расписанием учебных занятий на 2018-2019 учебный год количество часов по программе фактически составляет 35 часов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

     В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,

учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

     Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотива-

ции), развитие их эмоционального восприятия.

     Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,

знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной

жизни?»).

     Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации

интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

     В целях формирования коммуникативных универсальных учебных

действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-

личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего

мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие__

других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,

их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные об-

суждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «По-

чему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку

зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно

или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

     Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики

позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве

с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу

учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-

ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-

личных каталогов.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражѐнном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Соблюдать нормы вежливого общения.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

Содержание курса

Формы проведения внеурочной деятельности:

     Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие

формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. С этой целью рекомендуются следующие формы проведения внеурочной деятельности:

  • этический диалог, беседы и  дискуссии по нравственной тематике;
  • игры и игровые программы;
  • чтение рассказов, просмотр кинофильмов, обсуждение картин;
  • конкурсы;
  • моделирование и анализ жизненных ситуаций;
  • практикумы и тренинги;
  • проектная деятельность;
  • подготовка и проведение праздников.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Школьный этикет.

5

2

Правила общения.

11

3

О трудолюбии.

7

4

Культура внешнего вида.

4

5

Внешкольный этикет.

8

Итого

35ч.

Школьный этикет.

Воспроизводить правила поведения в школе и классе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Оценивать своѐ поведение и поведение окружающих (на уроке и перемене). Моделировать ситуации поведения в библиотеке. Уметь работать с обложкой книги.

Практическая работа: ремонт книги. Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе.

Правила общения.

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми.  Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность).

О трудолюбии.  

Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки.  Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых.  Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.

Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Культура внешнего вида.

Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены.  Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека.  Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности.  Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Внешкольный этикет.

Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте. Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре. Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным, к окружающей природе. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику. Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы

Кол-во часов

Школьный этикет 5ч.

1

05.09

Дисциплина в школе

1

2

12.09

Дисциплина в классе

1

3

19.09

В библиотеке: люби книгу

1

4

26.09

В библиотеке: люби книгу

1

5

03.10

Твоя школа, твой класс: соблюдение чисто-ты и порядка.

1

Правила общения 11ч.

6

10.10

Сопереживание, помощь друзьям

1

7

17.10

Сопереживание, помощь друзьям

1

8

24.10

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1

9

07.11

Преданный друг

1

10

14.11

О доброте и бессердечии

1

11

21.11

Дал слово — держи его

1

12

28.11

Диалоги со сверстниками и со взрослыми

1

13

05.12

О зависти и скромности

1

14

12.12

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

1

15

19.12

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

1

16

26.12

Чего в другом не любишь, того и сам не де-лай

1

О трудолюбии 7ч.

17

09.01

Учусь всѐ делать сам

1

18

16.01

Учусь всѐ делать сам

1

19

23.01

Взаимопомощь дома и в школе

1

20

30.01

Труд моих родных

1

21

06.02

Труд людей вокруг нас

1

22

13.02

В мире мудрых мыслей

1

23

20.02

Беречь результаты труда

1

Культура внешнего вида 4ч.

24

27.02

Правила личной гигиены

1

25

06.03

Игра «Узнай по описанию»

1

26

13.03

Бережное отношение к своей одежде

1

27

20.03

Ремонт одежды

1

Внешкольный этикет 7ч.

28

03.04

Правила поведения в общественном транспорте

1

29

10.04

Правила поведения в музее, кино, театре

1

30

17.04

Растения в жизни человека

1

31

24.04

Братья наши меньшие

1

32

08.05

Бережное отношение к природе

1

33

15.05

В мире мудрых мыслей

1

34

22.05

В мире мудрых мыслей

1

35

29.05

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра»  рассчитана в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра»   Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет   2016-2017 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 1 класс

Программа  «Шахматная азбука» предназначена для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 клас...