Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra.2_docx_.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Этика. Азбука добра» духовно-нравственного направления разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с изменениями);
2.Письма Минобрнауки России от 18.08. 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
3.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №10» (ФГОС НОО 1-4 класс).
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013)
Цель программы:
формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи программы:
- Формировать внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения, стремление к выполнению норм.
- Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю.
- Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком и расписанием учебных занятий на 2018-2019 учебный год количество часов по программе фактически составляет 35 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде,
учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотива-
ции), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной
жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных
действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-
личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие__
других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,
их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные об-
суждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «По-
чему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку
зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно
или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке
помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики
позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве
с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу
учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-
ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-
личных каталогов.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражѐнном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Соблюдать нормы вежливого общения.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Содержание курса
Формы проведения внеурочной деятельности:
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие
формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. С этой целью рекомендуются следующие формы проведения внеурочной деятельности:
- этический диалог, беседы и дискуссии по нравственной тематике;
- игры и игровые программы;
- чтение рассказов, просмотр кинофильмов, обсуждение картин;
- конкурсы;
- моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- практикумы и тренинги;
- проектная деятельность;
- подготовка и проведение праздников.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Школьный этикет. | 5 |
2 | Правила общения. | 11 |
3 | О трудолюбии. | 7 |
4 | Культура внешнего вида. | 4 |
5 | Внешкольный этикет. | 8 |
Итого | 35ч. |
Школьный этикет.
Воспроизводить правила поведения в школе и классе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Оценивать своѐ поведение и поведение окружающих (на уроке и перемене). Моделировать ситуации поведения в библиотеке. Уметь работать с обложкой книги.
Практическая работа: ремонт книги. Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе.
Правила общения.
Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации. Уметь проявлять заботу о других, сочувствие. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность).
О трудолюбии.
Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки. Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.
Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда. Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Культура внешнего вида.
Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены. Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Внешкольный этикет.
Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте. Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре. Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным, к окружающей природе. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику. Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Название темы | Кол-во часов |
Школьный этикет 5ч. | |||
1 | 05.09 | Дисциплина в школе | 1 |
2 | 12.09 | Дисциплина в классе | 1 |
3 | 19.09 | В библиотеке: люби книгу | 1 |
4 | 26.09 | В библиотеке: люби книгу | 1 |
5 | 03.10 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чисто-ты и порядка. | 1 |
Правила общения 11ч. | |||
6 | 10.10 | Сопереживание, помощь друзьям | 1 |
7 | 17.10 | Сопереживание, помощь друзьям | 1 |
8 | 24.10 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 |
9 | 07.11 | Преданный друг | 1 |
10 | 14.11 | О доброте и бессердечии | 1 |
11 | 21.11 | Дал слово — держи его | 1 |
12 | 28.11 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | 1 |
13 | 05.12 | О зависти и скромности | 1 |
14 | 12.12 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 |
15 | 19.12 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 |
16 | 26.12 | Чего в другом не любишь, того и сам не де-лай | 1 |
О трудолюбии 7ч. | |||
17 | 09.01 | Учусь всѐ делать сам | 1 |
18 | 16.01 | Учусь всѐ делать сам | 1 |
19 | 23.01 | Взаимопомощь дома и в школе | 1 |
20 | 30.01 | Труд моих родных | 1 |
21 | 06.02 | Труд людей вокруг нас | 1 |
22 | 13.02 | В мире мудрых мыслей | 1 |
23 | 20.02 | Беречь результаты труда | 1 |
Культура внешнего вида 4ч. | |||
24 | 27.02 | Правила личной гигиены | 1 |
25 | 06.03 | Игра «Узнай по описанию» | 1 |
26 | 13.03 | Бережное отношение к своей одежде | 1 |
27 | 20.03 | Ремонт одежды | 1 |
Внешкольный этикет 7ч. | |||
28 | 03.04 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 |
29 | 10.04 | Правила поведения в музее, кино, театре | 1 |
30 | 17.04 | Растения в жизни человека | 1 |
31 | 24.04 | Братья наши меньшие | 1 |
32 | 08.05 | Бережное отношение к природе | 1 |
33 | 15.05 | В мире мудрых мыслей | 1 |
34 | 22.05 | В мире мудрых мыслей | 1 |
35 | 29.05 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра» рассчитана в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 1 класс
Программа «Шахматная азбука» предназначена для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 1-4 клас...