Исследовательская деятельность в начальной школе
проект на тему

Гарибова У.Э.

Исследовательская деятельность в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_v_nachalnoy_shkolee1.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема

«Исследовательская деятельность в начальной школе»

                                                                         Работу выполнила:

 учитель начальных классов

                                                                         МБОУ «СОШ №5»        

                                                                         Гарибова У.Э.

2012 год

        

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Этапы реализации проекта.……………………………………………………4

  1. Подготовительный………………………………………………………4

  1. Основной……………..………………………………………………….4

  1. Заключительный………………………………………………………...5

Теоретические занятия………………………………………………………...5

Критерии ожидаемого результата…………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………...12

Введение

     В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

     В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

     Актуальность: Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

     Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.

     Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

     Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений.

      Гипотеза: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

     Задачи:

  • обучать проведению учебных исследований младших школьников;
  • развивать творческую исследовательскую активность детей;
  • стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам,
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Место учебного курса

Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литература», «природоведение», «математика» и пр.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований. Практический выход: проведение школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»

Программа рассчитана на обучающихся третьих и четвёртых классов.

Нормативно-правовая и документальная база.

  • Указ Президента России  Д.А Медведева  "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации"
  • Закон РФ « Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
  • Приказ Министерства  образования и науки РФ от23.11.2009г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Целевая программа «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» п. 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (сентябрь – октябрь 2011 года).

      На этом этапе осуществлялось изучение литературы; подбор эффективных методов, приёмов, форм исследовательской деятельности; составление рабочей программы.

        Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в 3-4-ых классах, я узнала, что 75% (а) ребят хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесёт детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

      В результате анкетирования я также выяснила: 75% детей осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Препятствий для учёбы нет у 87,5% ребят, 12,5 % учащихся признались в собственной лени. При этом большая часть ребят 50 % проводит своё свободное время за компьютером, 25 % у телевизора. Редко посещают библиотеку 31 % учащихся, 19 % учащихся не посещают её вовсе. Не все дети (38%) любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.

     Проанализировав результаты данной работы, я сделала вывод, что у многих детей не сформированы исследовательские умения.

2.Основной (ноябрь 2011 года –  март 2012 года)

      На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьёзная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации.

 Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.  

 Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

     Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

-общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

-обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьёзные работы;

-основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нём;

-отношение современников;

-значение в наше время.

     Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

 

3. Заключительный (апрель –  май 2012 года).

      На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

Теоретические занятия

1. Беседа с детьми. 

Рассказать детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником школьной научно-практической  конференции «Первые шаги в науку» и районной конференции «Шаг в будущее». Как правильно выбрать тему.

2. Родительское собрание. 

     Рассказать родителям о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребёнку, ведь в начальных классах он не может ещё полностью самостоятельно заниматься этой деятельностью. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. Все желающие смогут выступить на школьной конференции, а с лучшими работами на районной, и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребёнку.

3. Постановка проблемы.

     От правильного выбора темы и корректности её формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести познавательный заряд.

     Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня её подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для её решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребёнок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребёнок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов);

- изобретательской;

- теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

4. Составление плана работы.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

а) Подумать самостоятельно:

-Что я об этом знаю?

-Какие мысли я могу высказать про это?

-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

б) Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов, интернета.

в) Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

г) Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

5. Выбор методов.

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

  • анализ
  • синтез
  • аналогия
  • измерение
  • наблюдение
  • эксперимент моделирование
  • классификация

     В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

6. Изучение литературы

     Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это даёт возможность приобщить ребёнка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издаётся большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

2

Внимательное чтение по главам и разделам.

Выделение наиболее важного текста.

3

Выборочное чтение.

Перечитывание наиболее важного текста.

4

Составление плана прочитанного материала.

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

5

Выписки из прочитанного.

Полные и точные (цитата + её библиографическое описание)

6

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.

7

Краткая оценка прочитанного и запись замечаний.

Обращается внимание на объективность суждений.

           

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего учёного. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребёнка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.

7. Подготовка текста доклада и средств наглядного представления. 

Итогом исследовательской работы является её защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

• информационно-реферативные;

• натуралистические и описательные;

• исследовательские.

Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.

Требования к работе

Работа не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос:  

Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счёт не входят. Желательны приложения (анкетирование, фотографии, рисунки и т.д.)

8. Проведение школьной научно - практической конференции.

Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т.е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:

- обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чём заключается научный интерес автора;

- характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

- краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

- собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

- регламент выступления до 10 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

Критерии ожидаемого результата

     Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:

  • повышается интерес к предмету;
  • появляется желание углубить свои знания;
  • расширяется кругозор;
  • появляется удовлетворённость от работы;
  • появляется возможность получить награду на конкурсе;
  • повышается самооценка ученика;
  • возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

     Мой проект позволит накопить базу исследовательских работ учащихся, которые могут использоваться в процессе обучения. Десять исследовательских работ, которые были представлены на школьной конференции, уже оформлены и отправлены в школьную библиотеку.

     Я начала работу по привлечению единомышленников из числа коллег по разработке данного проекта. В перспективе мы рассматриваем продолжение исследовательской работы с детьми других возрастов.


Заключение

     Таким образом, исследовательская деятельность это один из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, исследовательских работ и проектов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

     * Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация;

         определение и объяснение понятий; доказательство.

      * Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и

         среди сверстников.

      Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

- Коммуникативных:

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

               

 В «Приложении» представлено положение школьной конференции и некоторые из работ моих учеников.


Список литературы

1. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

2. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

3. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

4.А.И. Савенков <<Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

5.А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...