ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
методическая разработка (2 класс) на тему
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 237.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Авторы – составители:
Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,
Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
Саранск 2011 год
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать.
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся.
Программа ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.
Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 7—10 лет, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию. Навыки проектного мышления востребуются в средней школе, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальном звене школы.
Актуальность проблемы:
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Метод проектов во многом этому способствует.
Проектирование – процесс создания проекта - прототипа, предполагаемого или возможного объекта /по словарю Ожегова/
Проект (лат) – брошенный вперёд, - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цель: Создание условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Главная идея: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся:
навыков взаимодействия с другими людьми, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности, представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению, важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, умений организационного и исследовательского характера, представления о себе, как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление учащихся:
с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований, с разными формами коммуникации, с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Развитие у учащихся:
эмоционально-волевой сферы, навыков коллективной проектной деятельности,
социально-психологических качеств личности.
В рамках проведения программы создаются условия для: снижения тревожности, выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий, развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Продолжительность образовательного процесса 1 год.
Форма занятий - внеурочная. Режим занятий - 1 раз в неделю. Программа предназначена для учащихся 2-4 классов.
Ожидаемые результаты обучения:
Учащийся должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций:
общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
В процессе обучения используются следующие методы, приёмы и формы: праздники, игры, викторины, беседы, конкурсы. Форма проверки результатов освоения программы по первому году обучения: выставки работ, создание коллекций, оформление стендов.По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.
ВЫВОД: Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
- Проектная деятельность повышает интерес к учебе.
- Стимулирует исследовательские навыки учащихся.
- Меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них | Время проведения | |
теоретических | практических | ||||
1 раздел: «Учимся делать открытия » | |||||
1. | Знакомство с проектной деятельностью. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Наша школьная газета. | 5 | - | 5 | |
3. | Зеркало здоровья. | 4 | - | 4 | |
4. | Секреты здоровья наших бабушек. | 2 | 2 | ||
2 раздел: «Наша речь» | |||||
1. | Театр мимики и жеста. | 1 | - | 1 | |
2. | Рисуночное письмо другу. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Буквы из различных материалов. | 2 | - | 2 | |
3 раздел: «Алфавит в нашей жизни» | |||||
1. | Мы – читатели. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Театр живых букв. | 2 | - | 2 | |
3. | Азбука на пальцах. | 1 | - | 1 | |
4. | Об имени тебе моём… | 2 | - | 2 | |
4 раздел: «Мы живём среди людей» | |||||
1. | Я – ученик. | 1 | - | 1 | |
2. | Дорога и я – верные друзья. | 1 | - | 1 | |
3. | Если добрый ты… | 1 | - | 1 | |
5 раздел: «Люди и их занятия» | |||||
1. | Я хочу стать… | 2 | 2 | ||
2. | С Вас берём пример. | 2 | 2 | ||
3. | Мои увлечения. | 2 | - | 2 | |
Итого: 34 3 31 |
Основное содержание программы
1 раздел.
(13 часов) Знакомство с проектной деятельностью ( просмотр презентации). Создание проектов: «Наша школьная газета» (создание и выпуск макетов номеров классной газеты), «Зеркало здоровья» (проектирование стенда «Наши спортивные достижения»), «Секреты здоровья наших бабушек» (по материалам экскурсий «В гостях у бабушки», сбор «рецептов Здоровья»)
2 раздел.
(5 часов) Создание проектов: «Театр мимики и жеста» (изготовление театральных масок, костюмов для постановки пьесы ), «Рисуночное письмо другу» (заочное путешествие к истокам письменности), «Буквы из различных материалов» ( акция для первоклассников «Ты эти буквы заучи!»)
3 раздел.
(7 часов) Создание проектов: «Мы - читатели» (ролевая игра «Я - библиотекарь»), «Театр живых букв» (инсценировка произведений С.Я Маршака), «Азбука на пальцах» ( заочное путешествие в «Страну, где шума нет, где звуки не слышны» ), «Об имени тебе моём…» ( выпуск классного сборника «Наши имена»)
4 раздел.
(3 часа) Создание проектов: « Я - ученик » ( составление сборника правил поведения, общения в классном коллективе), «Дорога и я – верные друзья» (деловая игра с представителями ГИБДД), «Если добрый ты… » (проект исследования нравственных качеств учащихся в начальной школе)
5 раздел
(6 часов) Создание проектов: «Я хочу стать…» ( выпуск альбома «Все работы хороши – выбирай на вкус», « С Вас берём пример» ( создание стенда «Профессии наших родителей», «Мои увлечения» (презентация устного журнала)
Список литературы
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. -Екатеринбург, 1996.
2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков.– М.: 2000.
3. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования. / Дж. К. Джонсонс.- М.: 1986. - 326с.
4. Жак , Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. / Д. Жак.- Мн.: Пропилеи, 2001.- 121—140с.
5. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. -2005.- N 9.- С.18-25
6. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - N 2. – С.13-16
7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2004.
8. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности./ Т.Д. Новикова// Народное образование.- 2000. N 8- С.151-157
9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. / Н. Ю. Пахомова // Учитель.- N 4. 2000.- С. 52-55
10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-157528-1355596408.jpg)
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-236158-1518285939.png)
Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе
Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций на уроках – экскурсиях в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-375561-1395678261.jpg)
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-344343-1385976359.jpg)
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-218841-1473353713.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/15/picture-1176110-1576407757.jpg)
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...