Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Штоколова Анна Анатольевна

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность

Учитель: Штоколова А.А.

Проектное и исследовательское обучение

Проект - от латинского, прямой перевод - «брошенный вперед»:

  1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
  2. предварительный текст какого-либо документа;

какой-либо замысел или план.

Причины распространения метода проектов в системах образования:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.)
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Типология проектов:

  • по доминирующей в проекте деятельности
  • по предметно-содержательной области
  • по  характеру координации проекта
  • по характеру контактов
  • по количеству участников
  • по продолжительности проекта
  • по доминирующей в проекте деятельности
  • по предметно-содержательной области
  • по  характеру координации проекта
  • по характеру контактов
  • по количеству участников
  • по продолжительности проекта

По доминирующей в проекте деятельности:

  • по предметно-содержательной области
  • по  характеру координации проекта
  • по характеру контактов
  • по количеству участников
  • по продолжительности проекта

По предметно-содержательной области :

       Монопроекты:                                                                 межпредметные 

  • литературно-творческие;
  • естественно-научные;  
  • экологические;
  • языковые;
  • культуроведческие;
  • спортивные;
  • географические;
  • исторические;
  • музыкальные.

       Монопроекты:                      межпредметные 

  • литературно-творческие;
  • естественно-научные;  
  • экологические;
  • языковые;
  • культуроведческие;
  • спортивные;
  • географические;
  • исторические;
  • музыкальные.

                По  характеру координации проекта

  • с открытой, явной координацией

               со скрытой координацией

  • с открытой, явной координацией

               со скрытой координацией

  • с открытой, явной координацией

               со скрытой координацией

По  характеру контактов

внутренними или региональными

 международными

По количеству участников проекта

личностные

парные

групповые

По  продолжительности

  • краткосрочные

               средней продолжительности

  • долгосрочные

Основные требования к использованию метода проектов

  • наличие значимой проблемы;
  • практическая, познавательная значимость;  
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов:

     - определение проблемы;

     - выдвижение  гипотезы и их решение;

     -  обсуждение методов исследования;

     - обсуждение способов оформления конечных результатов;

     - сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

     - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

     - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Ключевые компетентности:

особенности формирования

  • информационная компетентность
  • коммуникативная компетентность
  • компетентность разрешения проблем

Информационная компетентность:

 

  • планирование информационного поиска
  • извлечение первичной информации
  • извлечение вторичной информации
  • первичная обработка информации
  • обработка информации

Коммуникативная компетентность

              письменная коммуникация

  • публичное выступление
  • диалог
  • продуктивная групповая коммуникация

Компетентность разрешения проблем

  • определение проблемы
  • целеполагание и планирование деятельности
  • применение технологий
  • планирование ресурсов
  • оценка деятельности
  • оценка результат/продукта деятельности

оценка собственного продвижения

Проектное и исследовательское обучение

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

  • Исследование - бескорыстный поиск истины.
  • Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей.

Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели

                   Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, -  одна из основных практических задач современного образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»

В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучающихся в работе методического объединения учителей начальных классов

В данном материале описана работа ШМО учителей начальных классов, являющегося участником Муниципальной инновационной площадки «Формирование системы проектно-исследовательской деятельности обучаю...