Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб классных руководителей ВМР, март 2012 года
«Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений у младших школьников»
Коновалова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ ВМР «Несвойская основная
общеобразовательная школа
Цель моего выступления – показать как можно развивать исследовательские умения через систему организации исследовательской деятельности.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (слайд 2):
Выделенные характеристики направлены непосредственно на развитие навыков исследовательской деятельности.
Исследовательские умения у младших школьников (в свою очередь) рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений (УУД),
На протяжении трех лет объектом моего изучения была тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе». Постепенно в педагогической практике стала применять исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников. И теперь, уже можно говорить о содержании этой темы, как сложившейся системе. Так же, можно подвести некоторые итоги её применения.
Работа учителя в начальных классах имеет ряд преимуществ, т.к. приходится выполнять несколько функций одновременно (три в одном), а именно: учить детей (учебная деятельность); занимать обучающихся по интересам (внеурочная деятельность – кружки, секции и т.д.); обеспечивать развитие и воспитание школьников через внеклассную работу.
Следовательно, систему организации исследовательской деятельности в начальной школе можно представить следующей моделью (слайд 3):
К трём видам деятельности: учебной, внеурочной и внеклассной довилась деятельность в каникулы, организуемая в летнем оздоровительном лагере и самостоятельные исследования.
Обучающиеся, вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся (слайд 4):
- Ставить исследовательские вопросы;
- Формулировать проблемы;
- Выдвигать гипотезы;
- Составлять план работы;
- Вести наблюдения;
- Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез;
- Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели ит.д.);
- Организовывать (систематизировать) информацию;
- Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.).
2009-2010 учебный год – первый год работы кружка «Юный исследователь»
. Следующая таблица показывает, что содержание работы кружка и воспитательной работы имеют общие направления.
2010 год – год празднования 65-летия Победы в ВОВ (Слайд 5).
Кружок «Юный исследователь» | Из плана воспитательной работы | Виды исследовательской деятельности |
Исследовательская работа «Изучение жизни детей в годы Великой отечественной войны по воспоминаниям жителей Несвойского с/п» Создание Книги Памяти | Участие в исследовательском проекте (индивидуальная и коллективная деятельность) Участие в конкурсах, посвященных 65-летию Победы в ВОВ | - опрос жителей по теме; - написание текстов к работе, выводов; - оформление работы (составление таблиц, списка используемой литературы); - выступления по теме; - подведение итогов работы |
По продолжительности проект долгосрочный (распланирован на целый год). Но мы с юными исследователями уже к декабрю предоставили нашу работу на первую конференцию. На ней выступил один из участников коллективной работы. Опыт публичного выступления был очень важен. На других конкурсах мастерство выступающего совершенствовалось. Результаты и достижения нашей исследовательской деятельности (классное руководство в 3, 4 классах) на слайде 6:
- Участие в районной конференции
«Молодые России» в секции «Я помню, как всё это было»
(Диплом, декабрь 2009)
- Районная краеведческая конференция
«Первые шаги в науку» в секции «Печать веков. За Отечество!»
(грамота 1 место, январь 2010)
- Областной очный конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы - исследователи»
(Диплом II степени, стендовое выступление, 2010)
- Областной конкурс творческих работ
«В нашей памяти всегда – победная весна!»
(коллективная работа – сочинение «Не совместимы дети и война»)
(Дипломы участников, 2010)
- Школьная краеведческая конференция
«Великому мужеству верность храня»
(Публикация в газете «Маяк» от 14.09. 2010 года)
Именно здесь хочется сказать несколько слов о степени участия детей в этой исследовательской работе. Сказать потому, что это первая наша работа, и как результат «первый блин - и не комом».
Среди учителей бытует мнение, что более 90% исследовательской работы выполняется учителем, руководителем работы. Мои юные исследователи не давали мне выполнять их работу: они буквально делали всё сами. И как самое большое достижение – это подготовка и проведение школьной краеведческой конференции, проведённой моими четвероклассниками. Все гости конференции (без исключения) отметили высокий уровень проведённого мероприятия. Об этом позже будет статья в районной газете «Маяк».
Спасибо тем ребятам, с которыми мне пришлось делать первые шаги в в практике исследовательской деятельности.
В качестве примера взаимосвязи между учебной деятельностью и самостоятельной работой обучающихся можно рассмотреть выполнение исследований по определённым учебным предметам.
Так в 2010-2011 году, на уроке литературного чтения в 4 классе обучающимся было предложено провести учебное исследование по теме «Биография и творчество С.А.Есенина на основе анализа стихотворения «Бабушкины сказки». За один урок ребята не смогли полно ответить на некоторые вопросы, которые их заинтересовали, и поэтому учебное исследование стало частью самостоятельной работы: поиск сведений о поэте, систематизация проведённого исследования, подготовка к выступлению на конференции.
На классных часах была оказана индивидуальная помощь в выполнении и других индивидуальных исследовательских проектов (экскурсии в библиотеку, работа на компьютере, выступления перед одноклассниками со своей работой и т.д.).
Результат деятельности – выступление детей на школьной конференции-2011 «Я - исследователь».
Темы исследовательских работ (слайд 7):
- «Игры детей нашей школы»;
- «Биография и творчество С.А.Есенина на основе анализа стихотворения «Бабушкины сказки»;
- Блюда традиционной кухни русского народа из толокна;
- Проект «Космический словарь»
(работы выполнили Рыженков Даниил, Рязанова Виктория,
Бирюков Руслан – трое из четырёх обучающихся 4 класса)
Темы индивидуальных мини-проектов были использованы в областной заочной викторине «Бабушкины науки», выполненной в рамках кружка «Юный исследователь» и самостоятельной исследовательской деятельности (ребята получили диплом III cтепени, грамоту в номинации «Семейная работа»).
Одним из приоритетных направлений работы школы является туристско-краеведческое. В планы воспитательной работы, кружка «Юный исследователь» и план работы летнего оздоровительного лагеря входят такие мероприятия, как знакомство с достопримечательностями края. С детьми младшего школьного возраста летом путешествуем и познаём наш край. Экскурсии в город Вологду, с. Кубенское, д. Семёнково, на Чудотворный источник, знакомство с интересными людьми воспитывают и развивают.
Сбор материала, который относится к тому месту, где находится школа, имеет неоценимое значение. Школьники принимают участие в создании летописи своей семьи, школы, села, района. Исследовательские работы по изучению своего края могут служить учебным материалом для других поколений обучающихся.
В двух исследовательских работах этого учебного года (2011-2012), приняли участие самые юные исследователи - первоклассники. Сбор информации, проведение опроса, творческие работы – рисунки и устные рассказы – первые шаги в исследовательской практике (большинство уроков по обучению грамоте в 1 классе так же носили исследовательский характер).
Работа «Изучение жизни и творчества писателя и художницы Е.С. Фирулёвой» заняла 2 место на районной конференции «Первые шаги в науку» в секции «Родные отголоски». Представляла работу обучающаяся 5 класса Рязанова Виктория, которая с удовольствием посещала открытые заседания кружка «Юный исследователь».
Обучающие 1 класса готовят проект «Книгу о писателе и художнице Елене Фирулёвой» и выступления на мини-конференции по данной теме.
На районную акцию «Салют, Пионерия!» 2012 года, посвящённой 90-летию пионерской организации им. В.И. Ленина, была представлена исследовательская работа по теме «Из жизни пионеров Несвойской школы. Факты и события». В ней мы, главным образом, систематизировали материал, собранный ранее в нашей школе.
Несколько слов хотелось бы сказать о личностно-ориентированном подходе в исследовательской деятельности. Работая в условиях малокомплектной школы, мы не всегда имеем возможность работать с особо-одарёнными детьми. В 3 классе в этом году одна ученица (по возрасту должна быть в 5 классе). Именно с ней проведена индивидуальная работа по развитию исследовательских умений. Проявив интерес к выполняемой работе, Светлана Т. стала участником заочной викторины «Бабушкины науки-2012». Работу выполняли долго, кропотливо, усердно. В этот год, не смотря на уменьшение количества обучающихся в классе, увеличилось количество участников этой викторины – 4, было по 2 в предыдущие годы.
Для меня, классного руководителя, руководителя кружка и учителя Светланы, данная работа имеет огромное значение. Мои наблюдения за тем, как работала девочка, являются выводами ко всему, что сказано выше:
- все обучающиеся начальной школы готовы и могут стать юными исследователями на уроке, на занятии кружка; под руководством учителя и самостоятельно - по природе своей, именно маленький ребёнок является исследователем;
- все приёмы и методики доступны, если их адаптировать к тем, с кем работаешь;
- школьная жизнь наполняется огромным смыслом, важными делами, как для самих детей, так для школы и нашей Родины в целом;
- а учителю необходимо, продумав свои действия до мелочей, соединить всё в систему и попробовать реализовать задуманное.
На слайде (8) – обращение юного исследователя к тому, с кем он отправляется за новыми открытиями, к новым знаниям:
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…,
Потрогать…
И подержать в руках,
Послушать…,
Понюхать…
И, может быть,
попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!
(Показ слайдов «Я – исследователь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...
Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...
Индивидуальный план повышения квалификации по теме" " Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников".
В материале представлен перспективный план работы учителя по данной теме....
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....