статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
статья по теме
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno_-_issledovatelskaya_tekhnologiya_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Панкова О. М.
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №25»,
г. Старый Оскол
Проектно – исследовательская технология на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Основная задача модернизации российского образования – это повышение доступности, качества и эффективности обучения. В связи с этим предстоит значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика школьных предметов требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, поток непрерывно растёт. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять её цели и задачи, искать способы решения.
Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов. Данный метод работы с учащимися может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. На подготовку отводится от одного до двух месяцев. Время работы делится на этапы. Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
Этапы работы:
- Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
- Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Защита проекта.
В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Каждый урок с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: информационного, планового, поискового, обобщающего, представления проекта.
В начальных классах на изучение Белгородской области отводится не так много времени. На уроках на первом этапе проходят самостоятельные мини – исследования на основе краеведческого компонента. Второй этап выходит за рамки урока. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации: книгами, ресурсами Интернета, материалами различных энциклопедий и т. д. В ходе работы составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, проводятся консультации по возникающим вопросам.
После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии её презентации.
Со своими исследовательскими работами по Белгородской области ребята приняли участие во Всероссийском конкурсе «Мой край – моя страна», были награждены дипломами и подарками.
В 4 классе в учебнике по предмету «Окружающий мир» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран. Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков окружающего мира;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей учебной деятельности.
Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.
Проектная деятельность требует от учителя быть не только учителем, но и специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.
Используя метод проектов на уроках, я пришла к выводу:
- Используемый на уроках и во внеурочной деятельности проектный метод очень приемлем, эффективен и результативен.
- Проектная технология всегда должна работать на результат.
- Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"
Данная статья адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...
Статья " Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе"
Доклад или сообщение для выступления...
Статья "Проектная задача, как прообраз проектной деятельности в начальной школе".
Статья из опыта работы МО учителей начальных классов по организации проектной деятельности....
Статья "Интерактивные методы ,используемые во внеурочной деятельности в начальной школе"
Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и...