Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"
статья (4 класс) по теме

Алиуллова Гузель Магсумовна

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В работе представлено описание проектной деятельности, показана система работы по данной теме. Имеются методические рекомендации по организации работы с учащимися, а также приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-_issledovatelskaya_2017.docx164.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района  г. Казани

   

               Опыт педагогической деятельности   учителя

                начальных классов I квалификационной

               категории Алиулловой Г.М

               по теме: «Проектно-исследовательская деятельность

               в начальной школе как условие формирования

               ключевых компетенций младших школьников»

                                              Содержание

  1. Введение
  2. Описание проектной   деятельности
  3. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников
  4. Методические рекомендации по организации работы с учащимися.
  5. Реальные и прогнозируемые результаты
  6. Приложения

Введение

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

                                                                                                             Л. Выготский                                        

          Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Проблема организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.

Мной были поставлены цель и задачи:

Целью моей деятельности является  

  • формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектно-исследовательской технологии, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения  обучающихся.

  Задачи:

  • изучение  индивидуальных и  психологических особенностей  учащихся класса с целью создания условий для их развития   и эффективного  взаимодействия с ними;
  • изучение и использование на практике способов и приемов повышения мотивации учащихся к обучению;
  • в рамках  освоения и организации проектной технологии  изучение теоретических основ по выше указанной  теме;
  • развитие эмоционально - волевой  саморегуляции  поведения и деятельности младших школьников;
  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • ознакомление с научной картиной мира;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • более глубокое изучение и реализация  требований ФГОС НОО.

Под компетенцией в ФГОС НОО понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

 Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых          изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию     собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда выстраивается таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством,  помощником в данном деле, на мой взгляд, является проектно- исследовательский  метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).

Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и вне учебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. В «Федеральной концепции модернизации российского образования»  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению. Самыми  важными на мой взгляд являются информационная и компетенция личного самосовершенствования, рассмотрим их поподробней.

Информационная технология

Информационные технологии - это способ передачи сведений оформленных особым образом посредством компьютера.

Современный школьник не только должен уметь работать на компьютере, но и правильно утолять «информационный голод», и в этом большую роль играет учитель.

Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

2) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. (слайд)

3) Очень много практических заданий на уроках я выполняю совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на несколько групп:

1. «Работа с рисунками»

2. «Кроссворд»

3. «Контурная карта»

4. «Вставьте слово»

5. «Имена»

6. «Соотнесите»

7. «Отметьте».

И, конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектно-исследовательская деятельность учащихся. По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектно-исследовательской деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты практически всегда хорошие.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий (психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения и т.д.) Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

Участникам проекта предлагается выполнить творческую работу (реферат, видео-фильм, электронную презентацию), исследовательский проект, учебный проект, проектно-исследовательскую деятельность на тему «Компьютерный мультфильм «Барсик».  Также я использую в своём классе мини-проекты по теме: «Незабудка». Цель мини-проекта: Выращивание цветочной рассады для оформления школьной клумбы через уроки технологии.

Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только

при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.

  • С учащимися мы проводим конкурсы презентаций. Конкурсы были проведены по темам: “Герои Великой Отечественной войны”, «Города-герои», «Компьютерный мультфильм «Барсик».

Формирование компетенции личного самосовершенствования

- С целью формирования данной компетенции, мной применяется  этот вид деятельности на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира,  как решение задач с «лишними данными».

- С целью развития данного вида компетенций мной  используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполненных заданий. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

- С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

    Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. 

Следует сказать, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Приведу лишь несколько примеров из собственного опыта.

Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы:

         верные и неверные утверждения,

         рассказ-предположение по ключевым словам,

         логические цепочки

         кластер.

Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Используя предложенные слова, нужно составить мини-текст.

Прием “верные-неверные утверждения”.

Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

Другим интересным для ребят является прием “перепутанные логические цепочки”. Этот прием хорошо подходит для “событийных” тем, таких в которых рассматриваются войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия. На уроке по изучению басни Крылова « Стрекоза и муравей»  учащиеся в ходе выполнения заданий  находились в поиске скрытой морали. Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить последовательность происходящего. Для этого им раздаются карточки, где указаны элементы события в перепутанном виде.  Ребята у себя в тетради отмечают последовательность в виде цепочки чисел, каждое из которых означает определенный элемент события. Это так же, как и в предыдущем случае пишется карандашом. После того, как ребята составили свои цепочки, слушаем, у кого что получилось, и результаты записываются на доске: какие числа и сколько занимают определенное место. По результатам записей видно, что получились разногласия по поводу последовательности. Плюс к этому прошу по своей цепочке чисел каждому составить рассказ или сама составлю несколько вариантов рассказа. Этот момент усиливает желание узнать: как было на самом деле. Здесь еще возникает ситуация соперничества, т.к. каждому хочется, чтобы именно его цепочка оказалась верной.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя или видеофильм. В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку и определить последовательность элементов события. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант цепочки, и все могут проверить качество своей работы.

На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” - уже знаю, “+” - новая информация, “?” - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.

Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному:

чтение текста,

рассказ учителя

видеофильм.

кинохроника

чтение  с остановками.

В любом случае у детей создается целостное представление о событии, и они могут уточнить свою цепочку, верные и неверные предложения, скорректировать кластер и т.д. Тут большую роль играет внимание, поэтому не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верные варианты, и все могут проверить качество своей работы.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. Эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы», на уроке литературного чтения К.Паустовского «Стальное колечко», проводилась викторина, когда по изученной теме группам задавала вопросы. Урок построен с использованием приемов технологии проблемного обучения. На уроке была создана проблемная ситуация: определить жанровую принадлежность произведения «сказка» или «рассказ». В ходе групповой работы  учащиеся исследовали признаки рассказа и сказки  через анализ произведения и доказывали свою точку зрения, отвечая на   «Толстые и тонкие вопросы». Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

Рефлексия предполагает подведение итога по теме. Это может быть резюме:

“Я понял, что…”, “… может привести…” и др., рисунок, который отражает смысл темы синквейн, кластер.

Сиквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это творческая, обобщающего характера работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное проживание учеником изучаемой темы. Сначала у ребят получаются синквейны невыразительные, с привычным для их речи набором слов. Со временем работы становятся лучше: оригинальнее, эмоциональнее.

Данный прием способствует развитию логического мышления, тренирует внимание, умение обобщать, формулировать свое мнение.

Кластер - выделение смысловых единиц и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, кажется, на первый взгляд, одним из самых легких видов работы. Но это далеко не так. На стадии вызова кластер может быть использован по теме, в которой можно систематизировать информацию, полученную до знакомства с основным источником информации, зачастую в систематизации заключается трудность, а именно выделить смысловые блоки. Поэтому нужно начинать с тех тем, которые близки и понятны ребятам. Это могут быть темы о частях речи, их грамматических характеристиках, об арифметических действиях, решении текстовых задач, на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии. Здесь ребятам нетрудно предположить смысловые блоки и их элементы, а поскольку знания и представления у всех разные, то возникают спорные моменты. Таким образом, осуществляется стадия вызова.

Для разрешения противоречий ребятам предлагается прочитать текст, где подбирают информацию в кластер. В зависимости от объема текста и строится работа: при большом объеме текст распределяется между группами или парами и тогда идет заполнение смысловых блоков по отдельности, при небольшом объеме текста все читают одно и то же, но при этом составляют свой вариант кластера. Таким образом, на стадии рефлексии происходит исправление неверных предложений в первоначальном кластере, заполнение новой информацией. Затем происходит презентация, и все работы соотносятся друг с другом: создают единый кластер из отдельных работ или уточняют и взаимно дополняют друг друга.

Прием кластера также имеет большое значение для развития учащихся, т.к. формирует следующие умения: систематизировать информацию, соотносить явления и факты, выделять главные слова, исправлять свои ошибки.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью- развитие личности учащегося, обучения младших школьников умению учиться, формирование информационных и коммуникативных технологий на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию личности. Большие возможности для решения этой цели раскрывает образовательная программа «Начальная школа 21 века» и учебно- методический комплект, по которой я работаю. Материалы учебников создают благоприятные условия для организации проектно-исследовательской деятельности. Уверена в том, что проектно-исследовательская деятельность должна протекать в творческом взаимодействии учителя и ученика, поэтому определила для себя наиболее результативные, на мой взгляд, образовательные технологии, а именно:

  • гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили,
  • технология – метод проектов,
  • технология проблемного обучения,
  • игровые технологии,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • разноуровневое обучение,
  • портфель достижений учащихся.

Авторская гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили обладает, на мой взгляд, значительными возможностями по формированию у детей положительной мотивации к проектно-исследовательской деятельности. Особый, товарищеский настрой на урок необходим, в моём случае, для того, чтобы мои воспитанники не боялись давать неправильные ответы, не боялись того, что открытие нового знания – это тяжёлый, но интересный труд, а с трудностями всегда проще справляться вместе. Для этого использую психологические приёмы эмоционального настроя. Характер тесного взаимодействия, педагогическое сотрудничество, комфортная среда является главной характеристикой для развития творческой деятельности.

    В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

        В этом возрасте большое место продолжают занимать сюжетно- ролевые, дидактические игры (сюжетные, предметные, соревновательные)игры детей. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер.

Итак, в младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство формирования самостоятельности в учебной и трудовой деятельности детей.

Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. В ходе проведения групповых обсуждений, выполнение проекта у учеников накапливается опыт рефлексивной деятельности, важнейшей составляющей умения учиться. Вводя новую форму сотрудничества, я акцентирую свое внимание на такие формы речевого воздействия: «Ты согласен?», «Как ты думаешь?», «Не возражаешь?» Я стараюсь добиться того, чтобы каждый ученик не боялся, а, наоборот, стремился высказывать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня давно уже есть ответ на главный вопрос, для чего я учу детей. Для того, чтобы они стали успешными в жизни.

  Для чего в начальной школе организуется проектное обучение? Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности? Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись. Главная идея организации проектно- исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

 “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Метод проектов возник во второй половине XIX  столетия в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического  направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученика В. Килпаткика. Главным условием реализации  метода проектов авторы считали организацию  обучения на активной основе, вовлечение  ученика в деятельность, в которой будут реализованы  его интересы и  потребности. Согласно  воззрениям авторов метода:  истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества, для чего ребенку и  необходимо постигать   путь познания окружающего мира.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях.

Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение   методом « Проект» (латин. «projectus»)  – буквально «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.  Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Эффективно здесь проведение нетрадиционных уроков

  • урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
  • урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
  • урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
  • Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Проект - это пять П:

  • Постановка проблемы.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

 Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Роль учителя.

Специфика проектно-исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик.

          Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель сыграет свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

        На 3 – 4 этапе он выступает как помощник. Учитель только обеспечивает деятельность школьников, т.е.: консультирует, мотивирует, наблюдает.

         Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.  

            Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект»

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность.  Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. В апреле 2017 года был создан проект перспективного плана развития и оформления школьного двора нашей школы № 167. Благоустройство и озеленение территории школы создало условия для формирования физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. В результате огромной работы педагогов, учащихся и родителей МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 167» был создан проект дендрарий по теме «Цветочная азбука». Участники образовательного пространства приняли активное участие в конкурсе «Цветущая школа» и получили высокую оценку районного и городского уровня, заняв 1 место в данном конкурсе.

    Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. С целью формирования ключевых компетентностей на первый план выходит необходимость обучить учащихся познавать. Эта работа проходит на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках я  стараюсь создавать проблемные ситуации, включать учащихся в дискуссии, применять поисковую, исследовательскую работу, при которой учащиеся  включаются в самостоятельную деятельность. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

 

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

 

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

 

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

 При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

 

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

 

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

  В рамках проектно-исследовательской деятельности создается педагогическое пространство, в котором происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся, кроме того, может быть оценен уровень их сформированности. Объектами оценки являются портфель достижений проектно-исследовательской деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся при работе в группе и во время проведения консультаций. Формирование компетентности зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

         Использование проектно-иследовательской деятельности в начальной школе способствует формированию у учащихся основных образовательных компетенций, таких как:

  • исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

На практике я использую следующие типы проектов:

-исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

-ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

-творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие – моно-проектами, мини-проектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами проектно-исследовательской деятельности детей.

 Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

-поисковый

-аналитический

-практический

-презентационный

-контрольный

Я выдвинула  такие этапы проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.

Первый этап – тренировочное занятие.

Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

  • Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:

-        выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подведение итогов, оформление результатов

-        представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

 

  • Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

 

  • Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

Примерный план:

1.подумать;

2.спросить у другого;

Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

3.получить информацию из книг;

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):

4.наблюдения и эксперименты;

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».

5.Обобщение информации.

 В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.

 

Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

 

Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

Второй этап – самостоятельные исследования.

  • Подготовка к проекту.

Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.

  • Работа над проектом.

На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.

Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему «Русская печка, как мама», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.

  • Проект «Русская печка, как мама»

Объектом внимания участников этого проекта становится печка. Какие бывают печи? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Моим детям предстояло, и пронаблюдать за печами, и вспомнить, какими бывают печи, и спросить у бабушек, дедушек, как клали русские печи, поискать любопытные сведения.

Чтобы частично помочь в  поисковой  работе, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурируют  и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные.

  • Сообщение результатов (презентация работ).

И вот через неделю прошёл классный час под темой, «Лекарственные растения-цветы». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.

Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.

Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. Но она способна принести большой эффект, если:

  • Применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления ( а это необходима дополнительная работа со стороны психолога).
  • Реализуется в ходе проектно-исследовательской деятельности. Используя материалы собранные детьми, мы создали проект дендрарий по теме «Цветочная азбука».

    Важным фактором является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектно-исследовательской деятельности, и дети работают над проектами совместно с родителями.

     Их совместная работа помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований  в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом.  Ведь совместно они подбирают фотографии,  выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины, исследуют, как возникли загадки, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.  Проекты  получаются  интересными, так как  это плодотворный  совместный труд  учителя - ребёнка - родителя.    

   Формы продуктов проектной деятельности:

-справочник; газета; журнал;

-альбом;

-гербарий; карта;

-экскурсия;

-игра; сценарий праздника;

-костюм; макет; модель; сувенир;

-мультимедийный продукт;

-учебное пособие;

-дендрарий. 

Критерии успеха работы над проектом:

-достижение конечного результата;

-овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;

-сплоченность участников команды;

-получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;

-уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Чтобы выяснить насколько интереснее стало работать на уроках и во внеурочное время я провела диагностику и выяснила

На конец 1 класса  :

- мне нравится работать с проектами:  

  • родители  – 25%                                        
  • дети – 37,5%

На конец 2 класса :

- мне нравится работать с проектами:  

  • родители  – 62,5%
  • дети- 75%

     На конец 3 класса :

- мне нравится работать с проектами:  

  • родители- 75%
  • дети  – 80%

        На 1 полугодие 4 класса :

- мне нравится работать с проектами:  

  • родители-92%
  • дети  – 100%

    Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться  показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Так  проекты «Коса- девичья краса», «Модные аксессуары для волос» совместили в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием собирали сведения о видах кос для девочек, цифры и факты, представляли их перед одноклассниками, совместно с родителями была организована встреча с ведущим стилистом салона красоты “Стиль Бюро”Мироновой Татьяной Васильевной, которая рассказала историю возникновения причёсок. Так с проектом «Коса-девичья краса» Кадырова Раиля заняла II место в  районном конкурсе «Первый шаг в науку».

 Увлекательными получились проекты «Магнит», «Вторая жизнь ёлки»  Учащиеся представляли интересные тайны компаса, анкетирование среди одноклассников, рассказали о применении ёлки в жизненных ситуациях. Так с проектом «Вторая жизнь ёлки» Возжаева Анна заняла III место в  районном конкурсе «Первый шаг в науку».

В настоящее время мой класс 4 А  участвует в городском проекте по теме «Классный марафон». Классы школ города отправляются на покорение вершин-Олимпов. Каждая вершина- важная составляющая жизни класса. Нам

предстоит проявить себя и взойти на шесть олимпов: «Спортивный Олимп», «Интеллектуальный Олимп», «Творческий Олимп», «Патриотический Олимп», «Экологический Олимп», «Дружеский Олимп». Спортивный и Патриотический  Олимп мы прошли, к завершению идёт «Интеллектуальный Олимп», «Творческий Олимп». На старте «Экологический Олимп», «Дружеский Олимп». Прохождение каждого шага мы записываем в зачётной книжке.

Выполняя задания «Патриотического Олимпа» учащиеся сочиняли стихотворения о Родине, лучшее стихотворение, путём голосования в номинации «Лучший творец», было записано в зачётную книжку в номинации «Патриотический Олимп» городского  проекта «Классный марафон», в котором в настоящее время наш класс активно участвует. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни. Проявление творчества – стало нормой коллектива. Ребята с удовольствием защищают свои работы и побеждают…Итак, работая над исследованием, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него и его личность, а его деятельность на собственном опыте, интересах и склонностях. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.      Придёт новый день, а вместе с ним новые идеи. В этом убеждены дети и взрослые нашего «коллектива», а коллектив  живёт насыщенной жизнью.

«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Результаты деятельности.

          Итак, благодаря внедрению в свою педагогическую практику   проектно-исследовательской деятельности

-  у учащихся  повысился  интерес к предмету;

- появилось желание углубить свои знания;

- расширился кругозор;

- появилась  удовлетворённость от работы;

- дети получили  возможность одержать победу в различных конкурсах;

- повысилась самооценка;

-  появилась возможность совместного труда учителя – ученика, родителя.

  Доказательством  всего ранее изложенного является то, что мои учащиеся стали активно принимать участие и побеждать  в различных конкурсах,  предметных олимпиадах, выставках.  Результаты  вы видите на экране.

Оценка эффективности реализации проектно-исследовательской деятельности.

 Таким образом, число учащихся  у которых наблюдается формирование основных ключевых компетенций с каждым годом растёт.

Я провела диагностику и на вопрос: что даёт вам применение исследовательской деятельности  на уроках, дети ответили:

-   уроки стали интереснее  - 86%,

-   лучше понимаем тему - 67%

- понравилось искать ответ на вопрос в дополнительных источниках информации-55%

-  узнаем много за рамками учебника - 56%;

-  появилась возможность проявить себя - 65%;

- исчезает страх при выступлении  перед классом -13%.

По результатам  опроса, можно сделать вывод о том, что применение технологии исследования положило начало формированию основных  ключевых компетенций у младших школьников .  Результат представлен на экране.

Современная система образования должна подготовить людей, адаптированных  к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. В век информационно-коммуникативных технологий  информация станет основой формирования ключевых компетенций учащихся,  и поэтому одним из самых важных умений школьника  будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.  

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в начальной школе призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста, содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся, формировать у них представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать организационно-коммуникационные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение.

Таким образом, проектно-исследовательскую деятельность надо начинать с начальной школы. Учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, приобщаются к литературному чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию  окружающего мира, умению мыслить и рассуждать.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

       Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,  открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Главным есть не предмет, которому я обучаю, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

         Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

         Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

         Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

               Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,

         Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

         Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить мне достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.   Цитируя   слова  американского  философа и педагога -Джона Дьюи: Он сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».    С внедрением ФГОС второго поколения происходят изменения во всей системе образования. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.   В настоящее время возросла роль таких  качеств личности  как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми  разных профессий. Эти качества получили название «ключевые компетенции».

Формирование ключевых компетенций, как и внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Успешность важна для каждого ребёнка. Благодаря проектно-исследовательской деятельности, повышается мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

 А это значит, современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Думаю, что нам необходимо помнить, что выйдя за порог школы, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя, опираясь на него.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего, человека, человека свободного, раскрепощенного и ответственного. И я желаю всем «гореть» самим и «зажигать» сердца наших детей.

 

Литература

1.Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003.

2.Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.

3.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

4.Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.

5. «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www.konkurs.dnttm.ru. – Сайт-обзор

6.Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я.Лернер. – М.: Просвещение, 1974.

7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.:  Просвещение, 2008.

8. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

9.Шабаева, С. В. Развитие исследовательской компетентности учащихся [Электронный ресурс] / С. В. Шабаева www.liceum4.ru/content/view/84/99/.

10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

11. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

12. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. –152 с.

13. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000. – 84 с.

14. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006.

15. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации / Г.Б. Голуб. – М.: Федоров, 2006. – С.102-104. 4. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.                    

17. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012

18. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению: 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

19. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1994.

20. Паустовский К. Стальное колечко. – М.: Советская Россия, 1977 – 24 с.

22.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

23.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

24.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

25.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

26.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

27. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.

После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком

 ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.

В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

При выполнении проектов использовать групповую форму организации деятельности.

Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Оказание помощи в   подготовке проекта к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.


Приложение 1.

Отличительные особенности образовательных проектов

(Классификация по характеру доминирующей деятельности)

Характеристики проекта

Основные отличительные особенности

Структура проекта

Преобладающие

Формы и методы

Возможный результат проекта

(Продукт)

Виды  проектов

Исследовательские

Имеет структуру подлинных научных исследований

Аргументация актуальности темы;

Определение проблемы, предмета, объекта;

Формулировка целей и задач исследования;

Выдвижение гипотезы исследования;

Обозначение методов исследования;

Проведение эксперимента (собственно исследования);

Оформление и обсуждение результатов;

Формулирование выводов и обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Лабораторный эксперимент,

Социологический опрос,

Моделирование…

Анализ данных социологического опроса;

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Прогноз;

Пакет рекомендаций;

Модель;

Статья…

Творческие

Допускает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Определение потребности;

Исследование (дизайн-анализ существующих объектов); Обозначение требований к объекту проектирования;

Выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной;

Планирование;

Изготовление;

Оценка (рефлексия).

Любой из творческих методов проектирования

(см. отдельно)

Изделие, видеофильм, видеоклип, праздник, экспедиция, репортаж, коллекция, дизайн – макет, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка,

дневник путешествий,

музыкальное произведение, сценарий, сборник сочинений…

Информационные

Предполагает поиск и анализ информации из различных источников.

Может быть частью исследовательского проекта

Определение потребности (объекта, явления и т.д. требующих освещения);

Сбор (добыча) информации;

Анализ, обобщение  информации;

Создание собственной системы хранения информации;

Оформление информации для представления широкой аудитории;

Представление информации.

Работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных,

анкетирование, интервьюирование…

Анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов…

Доклад,

Публикация в СМИ,

Размещение в Интернете,

Методическое пособие,

Телеконференция,

Электронная газета;

Электронный журнал;

Справочник, словарь,

Дневник путешествий; Главы из учебника (несуществующего)…

Практико - ориентированные

Предусматривает обязательный заранее определенный практический (социально значимый) выход

Определение темы, проблемы и цели проекта;

Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы;

Координация действий (работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий);

Индивидуальная или групповая работа, встречи по обсуждению промежуточных результатов;

Оценка реальности использования продукта на практике и его способности решить поставленную проблему.

Организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;

Организации внешней оценки проекта.

Зависит от типа проекта

Выставка, радиопередача, театральное представление. школьный праздник

Web-сайт;

Атлас; путеводитель;

Бизнес-план;

Коллекция; стенд; буклет;

Мультимедийный продукт; презентация;

Альбом, письмо в ...

Виртуальная экскурсия

И т.д

Приключенческие

(игровые)

Невозможность определить результат заранее

Определение проблемы и цели проекта;

Определение ролей, требуемых  содержанием проекта и распределение их между участниками;

«Прикидка» результатов;

«Проигрывание» заданной ситуации;

Рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Ролевая игра

Результат открыт до самого окончания игры

Законопроект…


Приложение 2.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  •  Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Анализ проделанной работы

(перечень рассматриваемых вопросов)

  • Описание работы.
  • Объяснение причин успехов и неудач.
  • Оценивание эффективности групповой работы.
  • Сравнение полученного продукта с предполагаемым.
  • Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересе.

Приложение 3

Приемы,

необходимые для реализации проектной деятельности в начальных классах

Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Например:

-"Посмотри на мир чужими глазами";

-придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему (например, тема "Осень", "Город", "Лес": можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.)

 Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: "может быть", "предположим", "допустим", "возможно", "что если", "наверное")

  Например:

-Почему заяц белый или трава пожелтела? и т.д.

Для развития умения классифицировать:

 – «Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов» и др.

Приемы организации рефлексии на уроках и во внеклассной работе  в начальной школе

1) Метод пяти пальцев:

М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?

Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

2) Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:

- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)

потому, что________________________________________________________

- наиболее трудным мне показалось___________________________________

- Я думаю, это потому, что___________________________________________

- Самым интересным было ___________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

следующее: ________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: ________________________________________________________

- Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________

Приложение 4.

Перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей

Исследовательские способности

Приемы

Умение видеть проблемы

Посмотрите на мир чужими глазами

Продолжи рассказ

Составить рассказ от имени другого персонажа

Составить рассказ, используя данную концовку

Сколько значений у предмета?

Назовите как можно больше признаков предмета

Увидеть в другом свете и др.

Умение выдвигать гипотезы

Упражнения на обстоятельства

«Если бы …»

Найдите возможную причину события

«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен) и др.

Умение задавать вопросы

Угадай, о чем спросили

Найди причину события с помощью вопросов

Задай вопрос герою произведения

Вопросы машине времени и др.

Умение давать определения понятиям

Что это? Загадки

«Объясни инопланетянину»

Описание объектов

Характеристика

Разъяснение посредством примера

Сравнение. Различение и др.

Умение классифицировать

Четвертый лишний

«Чем отличаются (похожи) эти предметы»

Дихотомическое деление (деление пополам)

Задания на классификацию с явными ошибками и др.

Умение наблюдать

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

«Кто пропал?», «Найди отличия»

Умение экспериментировать

Мысленный эксперимент

Эксперименты с реальными объектами

Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы

Проверка правильности утверждений

Индуктивные и дедуктивные умозаключения

Умозаключения по аналогии

«Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».

Умение создавать тексты

Методика работы с текстом

Дом с колоннами

Кластеры и др.

Приложение 5.

Термины и значение слов применяемые для проектной деятельности, предложенной М.Ю. Бухарской.

Термин

Словарное значение

Педагогическое значение

Метод

Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо

Совокупность приемом, операции овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания

Проект

План, замысел, предварительный текст документа

-

Метод проектов

-

Способ в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Способ, предлагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Проблема

Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации.

Задача, содержащая противоречиене имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация

Обстоятельства и условия деятельности, содержащие, противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения

Учебный проект

 

Современная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способыдеятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...