Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
проект

Рындина Галина Валентиновна

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» 

 

 

 

 

 

Секция: начальные классы 

Предмет: окружающий мир 

 

 

 

 

 

Информационный проект 

«Организация проектной и исследовательской деятельности 

 учащихся начальной школы по 

 курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век». 

 

 

 

 

 

Автор работы:  

Рындина Галина Валентиновна,  

учитель начальных классов,  

Филиал МОУ СОШ п. Кушумский в с.Верхний Кушум 

Ершовского  муниципального  

района  Саратовской области. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 

2020 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение 
  1. Основная часть 
  1. Проектно-исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении: понятие, сущность, функции.
  1. Этапы проектной деятельности.
  1. Заключение 
  1. Список литературы

 

 

 

 

Введение

В современной российской школе, в связи с внедрением федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, перед каждым учителем стоит задача научить ребенка ориентироваться в реалиях современного информационного общества, самостоятельно приобретать знания и анализировать полученную информацию. Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектно -исследовательская деятельность. Актуальность данной работы в том, что организация проектно -исследовательской деятельности выступает как неотделимая часть в образовании.

Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся и педагогов, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта. Для достижения поставленной цели следует решить последующие задачи:

1) Раскрыть понятие, сущность и функции проектно-исследовательской деятельности как образовательной технологии;

2) Охарактеризовать основные виды проектно-исследовательской  деятельности;

3) Разработать систему организации проектно-исследовательской

деятельности  на уроках окружающего мира;

  1. Проектно-исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении: понятие, сущность, функции

В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, компетенций, позволяющие обучающимся действовать на качественно высоком уровне. Системно-деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. Сущность системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он принимает знания в готовом виде, а в процессе своей работоспособности, направленной на открытие новейших знаний. Для дальнейшего изучения темы необходимо уточнение содержания понятий «проект» и «исследование»[2, с.26].

Как отмечается в Примерной образовательной программе начального общего образования ФГОС, «проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта». При детальном изучении данного вопроса мы выделили основные отличительные свойства, которые разграничивают проект от любой деятельности:

1) различать виды проектов и социально-производственные задачи и, конечно,

2) адекватно оценивать результаты проектной деятельности.

     

2. Этапы проектной деятельности

1-й блок работы над проектом

1.        Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2.        Подготовка к сбору информации(очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).

3.        Сбор информации детьми.

4.        Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

В течение двух недель дети рассказывают, что интересного нашли по теме проекта, приносят найденный материал, книги, свои идеи. Также обсуждается, кто будет участвовать в подготовке проекта, создании продукта проекта, в презентации творческой работы; каким будет проект: индивидуальным или коллективным.

Рассмотрев найденный детьми материал, прослушав их идеи, вместе решаем, как достичь реализации проекта, как лучше его оформить, каким будет продукт проекта, т.е. приступаем ко второму этапу работы над проектом.

Работа над проектом должна обязательно проходить постепенно. На каждом этапе проекта находить решение, определенные задачи, спланировать работу учащегося и оказание помощи педагога. Заключительным этапом проектной работы считается сама защита проекта, где совершается оценивание результатов самой работы.

2-й блок работы над проектом

1.        Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2.        Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3.        Реализация проектов.

4.        Презентация проектов.

Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, предлагаю на выбор различные проекты, отличающиеся :

Видом деятельности. Это может быть:

- изготовление поделок и созданием других творческих работ (рисунки, игрушки, открытки, книги, костюмы, макеты и т.д.)

- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, праздники, викторины, концерты, показы мод)

- проведение исследований.

Количеством участников:

- индивидуальная деятельность (проект готовит один учащийся),

- коллективный проект (приготовление проекта двумя и более учащимися).

Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, макеты, коллажи. Кроме этого коллективными продуктами  могут быть конкурсы, викторины, концерты, состоящие из индивидуальных продуктов-номеров, заданий.

Продолжительностью ( от нескольких часов до нескольких месяцев).

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, которое создаёт у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.

3.        Коллективные творческие и информационные проекты.

Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий выполняется мной – учителем или родителями. Это, например, может быть тематическая выставка рисунков. Дети делают отдельные рисунки, a взрослые оформляют экспозицию этих работ.

Творческий проект «Помощь зимующим птицам» прошел в 2019-2020уч.г

С наступление морозов стало холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. Мы с детьми узнали, что губит птиц не холод, а голод. Самое главное, что все мы им можем помочь: развесить кормушки и насыпать в них корм. Птицы, конечно же,  не останутся в долгу, летом они будут защищать растения от вредителей, порадуют нас своей красотой и веселым пением. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. В программе проекта планируется смастерить кормушки, развесить их, провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания [1,с.9].

Актуальность: большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода, человек может помочь им пережить стужу.

Цель: смастерить кормушки из подручного материала, помочь зимующим птицам подкормкой.

Задачи проекта:

Смастерить кормушку и установить ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.

Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку.

Помочь птицам пережить холода.

Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно

Развивать творческие способности, трудовые навыки;

Продукт проекта: кормушка

Планирование работы:

1. Изучить какие птицы остаются зимовать в нашем селе Верхний Кушум.

2. Изучить, из чего можно построить кормушки своими руками.

3. Чем кормить птиц зимой?

4. Выводы.

Этапы проекта:

Подготовительный:

Изучение зимующих птиц .

Просмотр видеоурока  по окружающему миру на сайте InternetUrok.ru «Как помочь  птицам»

Проведение конкурса рисунков «Помощь птичке».

Сбор материала из чего можно смастерить кормушку и изучение кормов для птиц.

Создание кормушки.

Выбор места для нее.

Дети смастерили свои кормушки почти без материальных затрат. В дело пошли картонные коробки, подарочные упаковки, фанера, фольга и другие подручные материалы.

Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики. У кормушки должна быть крыша, чтобы не попадал снег. Кормушки должны висеть так, чтобы кошки не могли охотиться на птиц, прилетающих кормиться. Высота расположения кормушки значения не имеет. Удобнее, когда она на высоте роста человека. Очень важно постоянно следить за наполнением корма в кормушках. Мы развесили наши кормушки на деревьях вблизи школы, где живут ученики нашего класса. В этом, конечно же, нам помогли  родители. Они рассказали нам, что очень важно, чтобы кормушки ежегодно располагались в одном и том же месте. Птицы запоминают их (осенью старые вместе с молодыми появляются в местах прежней подкормки). На   классном часе «Наши пернатые друзья» мы узнали, что подкормку птиц начинают в октябре-ноябре и заканчивают с наступлением тёплых дней в марте-апреле, в зависимости от погодных условий.

Основной:

В течение зимы ежедневное кормление птиц.

Наблюдение за их поведением.

Использование разных кормов.

Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм: семечки, пшеницу, пшено, хлебные крошки, сало. К нашим  кормушкам стали прилетать синички стайками.

Синички кушали всё: крошки, крупу, кусочки сала. Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. На наших кормушках они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз.

Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. На зиму переселяются поближе к жилью человека. Едят воробьи всё подряд. В рацион  воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки.

Заключительный:

В итоге проведённых наблюдений мы научились:

- мастерить кормушки;  

- кормить птиц различными кормами;

- наблюдать за повадками птиц:

-узнавать птиц.

Мы узнали:

Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму?

Какие корма предпочитают птицы?

Сделали выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее.

В ветреные дни птицы не прилетают.  

Из кормов сороки, воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего.

Воробьи  прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - поодиночке.

Кормушку посетили 4вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби , вороны и сороки.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Запомнили  главные правила при подкормке птиц:

Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

Повесить кормушку надо так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не   вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

По возможности корм должен быть защищён от непогоды!   Кормушку необходимо регулярно чистить!

Информационный проект  ориентирован на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта является доклад, который учащийся презентует классу.

Такие коллективные и индивидуальные проекты актуальны для каждого класса начальной школы, особенно для учащихся 1-2 классов. В 3 – 4 классах в учебнике выделяются исследовательские проекты.

4.        Исследовательские проекты.

В учебниках «Окружающий мир» УМК Начальная школа 21 века перед школьниками открываются широкие возможности освоения исследовательской деятельности.  Опыты, экскурсии, проектная деятельность вооружают учащихся приёмами информационного поиска, сравнения объектов, выявления их существенных признаков, классификации, установления причинно-следственных зависимостей [1, с.14].

В 3 и 4 классах в учебнике «Окружающий мир» отдельно выделены исследовательские проекты. Это:

3 класс – исследование по теме «Освоение воздушного пространства» : С каким грузом парашют будет опускаться более плавно?

- исследование по теме «Сохраним мир живой природы»: От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке?

- исследование по теме «Физкультура и спорт» : Как изменяется частота пульса, если человек регулярно занимается физкультурой?

- исследование  по теме «Мой родной край» И: От чего произошли названия улиц?

4 класс - исследование по теме «Изучай и знай природу своего края» : Как погода зависит от ветра?

                - исследование по теме «Сохраним чистоту рек и озёр нашей Родины»: Как можно очистить воду от загрязнения?

Исследовательский проект (по структуре напоминает подлинно научное исследование). Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы, последующую ее проверку, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др [1, с.36].

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

Напомню, что исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

Заключение

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я стараюсь  помочь  детям соизмерить свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Для этого на занятия кружка и на уроки защиты проектов стараюсь приглашать 2-3 человека-родителя [2, с.16].

Проектная деятельность преследует реализацию многих целей и задач, a именно:

        расширять кругозор учащихся в интересующих их областях знаний;

        находить источники информации;

        извлекать информацию, относящуюся к теме;

        планировать работу над проектом;

        сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

        доводить начатое дело до конца.

И здесь перечислены далеко не все развивающие учащихся способности проектной деятельности. Исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить[2, с.23].

В заключение хочу привести результаты опроса учащихся моего класса. Ребята уже 4-ый год занимаются проектной деятельностью. Я им задала всего 3 вопроса:

1)Нравятся ли тебе уроки защиты проектов?

2)Какой проект тебе запомнился?

3) хотел бы ты участвовать в конференции со своим проектом?

Литература

1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс.М.: ВАКО, 2004.

2. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2011

3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.- М.: Просвещение, 2011

4. Интернет-ресурсы:

5. http://www.ecosystema.ru/

6. http://yandex.ru/

7. http://komy-za-50.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»

В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...