Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
в 1 классе
УМК «Гармония»
Программа М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова «Обучение грамоте» 1 класс
(Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012)
Урок обучения грамоте.
Тема: Звук [ц], буквы Ц ц
Цели: познакомить детей со звуком [ц] и буквой, которая обозначает этот звук.
Задачи:
1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами;
2. Развивать:
а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;
б) воображение, творческую способность детей;
в) навыки работы в мини-группах.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование урока.
Для учителя.
- Учебник Букварь Авторы: М.С. Соловейчик, Н.Б. Бетенькова, Н.С.Кузьменк
- Карточки с условными значками звуков.
- Карточки с буквами ц Ц.
Для учащихся.
- Учебник.
- Сигнальные карточки с условными значками звуков.
- Тетрадь для печатания.
- Карточки с буквами.
- Счетные палочки.
Тип урока
Изучение нового материала.
Структура урока.
1.Эмоциональный настрой (1-2 мин.).
2.Организация мотивации, постановка УЗ, цели, формулировка темы урока (5 мин.).
3.Планирование достижения цели. (10 минут).
1.Чтение предложений.
Работа в парах.
2. Выделение звука. Знакомство с буквой.
3. Опыт.
4.Чтение СС и слова с новой буквой.
Физкультминутка
4.Поиск способа решения УЗ
Конкретизация и применение способа, решение УЗ. (5 мин.)
5. Игра «Слово рассыпалось»
6. Работа по учебнику.с.76
7.Чтение слов (дифференцированный подход).
5.Контроль процесса и результата освоения способа (11 мин.).
Работа по букварю (продолжение).
1.Работа по схеме №2
Физкультминутка для глаз
2.Придумывание разных вариантов концовки начатого предложения.
3.Чтение слов в столбиках.
Букварь(стр. 77).
1.Чтение материалов с. 77 букваря.
2.Озорная девочка предлагает игру «Превращение слов».
3.Чтение и работа над текстом.
Работа в парах.
6.Оценивание меры продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности (2 мин.).
Этап урока. Время. | Конспект урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФормированиеУУД |
1.Эмоциональный настрой (1-2 мин.) | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке. - Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. | Создает мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока. | Эмоциональный настрой. Дети с помощью рисунков солнышка, тучки показывают свое настроение. | Личностные: - формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика; Регулятивные: - осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению; -организовывать своё рабочее место под руководством учителя. |
2.Организация мотивации, постановка УЗ, цели, формулировка темы урока. (5 мин.) | - Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках обучения грамоте? В народе говорят так: «Кто много читает, тот много знает». Как, вы, понимаете эту пословицу? Начинаем наш урок с разминки. - Чистоговорка Са-са-са-в лесу бегает лиса; Ся-ся-ся-мы увидели лося; Со-со-со-у Вовы колесо; Си-си-си-мы вызвали такси; Сы-сы-сы-у сома увы; Сю-сю-сю-дали сено мы лосю. Дыхание. Упражнение « Соня» Сладко спать зимою, ох! Вдох и выдох, вдох и выдох, Вдох и выдох, снова вдох. (Делать медленные глубокие вдох и выдох через нос.) _- А сегодня что нового вы бы хотели узнать? | Создаёт мотивацию к учебной деятельности, определяет содержательные рамки урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выдвигает проблему. | - Читать, писать. Предлагают варианты ответов. Проговаривают чистоговорки. Выполняют дыхательные упражнения. -Новую букву. | Личностные: - формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика. Регулятивные: учатся высказывать свои предположения. |
3.Планирование достижения цели. (10 мин) |
ха – хва – схва– схватила. …ловко схватила лягушку. Как она их любит! -Прочитайте предложение.
- Составим звуковую модель слова в парах. Один ученик составляет звуковую модель слова за доской. -Что случилось? В чём проблема. - Подставьте все известные буквы. Не изучена одна – Ц. -Какова цель нашего урока? -Значит, ТЕМА урока - … _2. Выделение звука. Знакомство с буквой. - Какой первый звук услышали? Молодцы! - Обозначается он вот такой буквой! (показать). На что она похожа? -Буква Ц- внизу крючок, Точно с краником бачок. -Выложите букву Ц из счетных палочек. -Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц. 3. Опыт. - Попробуйте прочитать эту букву мягко. Почему? - А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару? 4.Чтение СС и слова с новой буквой. Ца ац пациент Цо оц рецепт Ци иц шприц Цы ыц кольцо Це ец лоцман Цу уц кузнец | Организует работу по повторению. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу по изучению Звука [ц], буквы Ц ц Организует работу в парах Обеспечивает контроль за выполнением задания. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока Предлагает задания, контролирует работу. Организует учебное исследование для выделения понятия. Организует: задание на проговаривание звуков, чтение слов и слогов | Читают предложение. Дети работают у доски. -цапля Составляют схему слова. Высказывают свои предположения в паре, сравнивают с доской. -мы не знаем какой звук первый. -[Ц ] Ответы детей. -познакомиться со звуком [ц] и буквой, которая обозначает этот звук. Звук [ц], буквы Ц ц -[Ц ] Ответы детей. Из счетных палочек выкладывают букву Ц -(Согласный твёрдый глухой) Проводят коллективное исследование. -Не получается. -Согласный звук[ц]всегда твёрдый. У него нет звонкой пары. -Нет. Он непарный. Читают с.с. и слова. -Согласный звук[ц]всегда твёрдый. У него нет звонкой пары. Он непарный. | . Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. Предметные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение Регулятивные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Регулятивные: -учатся высказывать своё предположение. -оценивать свою и коллективную работу; -адекватно воспринимать оценку учителя; Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; |
Физминутка Хома, хомка, хомячок, Полосатенькийбочёк (поглаживание боков) Хома раненько встает(поднять руки вверх, потянуться) Щечки моет, шейку трет (имитация движений) Подметает хома хатку (наклоны вперед,помахать руками) И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5(ходьба на месте) Хома хочет сильным стать (руки сгибают в локтях к плечам). | Осуществляет профилактику утомления. | Выполняют движения под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. | Личностные -формирование установки на здоровый образ жизни. | |
4.Поиск способа решения УЗ Конкретизация и применение способа, решение УЗ. (5 мин.) | 5. Игра «Слово рассыпалось» ( К Е Ц В О Т - цветок) ( Я П А Л Ц –цапля) (А Ф Р И Ц – цифра) (К Р И Ц –цирк)
- Так с какой новой буквой вы познакомились? Какой звук она обозначает? Какой он?
Чтение слов с доски с не читающими детьми и самостоятельное чтение по учебнику читающими детьми с обозначением «опасных» мест.
буквы гласных в первом слоге разные, но буква ц перед ними читается одинаково твёрдо. | Развитие логического мышления Организует работу по актуализации знаний по теме организует дифференцированную работу. | Дают характеристику звуку с опорой на схему. Называют слова. Выполняют работу. Чтение слов. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. |
5.Контроль процесса и результата освоения способа. (11 мин.) | Работа по букварю (продолжение). 1.Работа по схеме №2 -Догадайтесь о слове которое подсказывает вторая картинка.
Физминутка для глаз Ах, ка долго мы читали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно но держись
2.Придумывание разных вариантов концовки начатого предложения. -Придуманное вами предложение запишите схематически (с делением на слова) в тетрадь для печатания. 3.Чтение слов в столбиках 1 – 2 столбик (чтение слов и выделение опасных мест) - Почему так назвали? Букварь стр 77 1.Чтение материалов с. 77 букваря. -Что подсказывает «хитрый» вопрос под столбиком слов? - Найди лишнее по смыслу слово. -Почему оно лишнее? 2.Озорная девочка предлагает игру «Превращение слов». -Прочитайте слова. -Оказывается вот как бывает звучит одинаково, а пишется то одно слово, то два! 3.-Рассмотрите иллюстрацию к тексту. -Как вы думаете о чем говориться в тексте. -Обратите внимание на выделенные буквы в слове Аппетит. -Они читаются как чуть более длинный один согласный звук. -Прочитаем текст по цепочке. -О ком идет речь в тексте? -Чем кормят своих птенцов птицы? -Сколько раз родители приносят корм птенцам? -Как бы вы озаглавили этот текст? -Работая в парах найдите «опасные места» на месте согласных перед согласными. -Прочитайте эти слова.
| Побуждает к высказыванию своего мнения предлагает выполнить комплекс упражнений для глаз Побуждает к высказыванию своего мнения Подводит обучающихся к выводу. Побуждает к высказыванию своего мнения Организует работу с учебником. Организует работу в парах Дает: задание на поиск в тексте «опасных мест». | Дают характеристику звуку. выполняют предложенный комплекс упражнений Высказывают свои предположения . Составляют схему предложения. Чтение хором и индивидуально. -О наличии ловушки. -Львица. Ответы детей. Работают с иллюстрацией Чтение и работа над текстом. Отвечают на вопросы учителя Определяют основную мысль, предлагают заголовки. Находят опасные места. | Познавательные: моделирование (условные обозначения). Личностные -формирование установки на здоровый образ жизни. Предметные: совершенствование навыка чтения, развитие речи, расширение кругозора. Регулятивные учатся высказывать свои предположения. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. |
6.Оценивание меры продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности. (2 мин.) | . Учитель: Что нового узнали? Чему учились? -Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? -Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке? Учитель: Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность. Полоски – на доску. Зелёная – всё получилось, Жёлтая – надо ещё поработать Красная – было трудно на уроке -Спасибо за урок. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Регулятивные: учатся подводить итог своей деятельности. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . |
Самоанализ урока
Урок – Обучение грамоте. Тема: : Звук [ц], буквы Ц ц
Цели: : познакомить детей со звуком [ц] и буквой, которая обозначает этот звук.
Задачи урока:
1. Обучать детей чтению слов с буквой «Ц», другими изученными буквами;
2. Развивать:
а) умение читать, расширять читательский кругозор, совершенствовать навык смыслового чтения;
б) воображение, творческую способность детей;
в) навыки работы в парах.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать интерес к предмету.
Положительные результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. Урок носил обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Ученики убедились в необходимости получения новых знаний и умений. Приложили усилия, для их приобретения. Осознанно использовали их на этапе закрепления.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы :
- Работа в парах - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Игра «Превращение слов».
-Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.
-работа со схемой
- установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления.
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
логические: анализ текста, Игра «Слово рассыпалось»,
3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»
- общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме , контроль и оценка результата
- универсальные: анализ с целью выделения признаков.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
- прогнозирование темы урока
- целеполагание урока
- волевая саморегуляция при самостоятельной работе
- осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
- фронтальная (во время проверки раннее изученного материала);
- групповая (во время систематизации имеющихся знаний);
- работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся);
- работа с книгой.
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):
Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога. Использовалось дифференцированное задание по степени сложности. Это позволило вовлечь в работу весь класс, помогло раскрыть у учащихся свои способности, что способствовало чёткой организации детей, осознанному усвоению материала.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя. Воспитывалась и развивалась сама личность ребёнка. Воспитательные задачи реализовывались через создание дружеской творческой атмосферой урока, доброжелательных отношений учителя и учеников. Учитель помогает ученику овладеть способом получения знаний и организует его работу на уроке. Характер заданий предполагает действия в зоне ближайшего развития.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....