Рабочая программа предшкольного класса по ритмике
рабочая программа на тему

Пояснительная записка по ритмике для предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematich._ritmika.docx15.44 КБ
Файл poyasnitelnaya_ritmika.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Виды,

формы

контроля

Дата проведения

по

плану

факти-

чески

1

 Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок

1

комбинированный

Инструктаж по технике безопасности.

Текущий  и вводный контроль

2-3

Разучивание 1-3 позиций рук

2

Показ позиций ног: 1,2,3.

4

Разучивание 1-3 позиций рук

1

Показ позиций рук: 1,2,3.

5-6

Разучивание  позиций  ног (6,1,2)  и движений с ними.

2

Движения с разными позициями.

7

Танец  « Чок, каблучок», исполнение с движениями.

1

Разучивание движений к танцу «Чок, каблучок»

8

Положение рук при исполнении танца.

1

Разные позиции рук  при исполнении.

9

« Вперед 4 шага», «Раз, два, три»

1

Ритмические движения в танцах: « Вперед 4 шага», «Раз, два, три»

10

Разучивание движений к танцу «Танец утят»

1

Движения к танцу.

11

Движение и музыка – соотнесение движений»

1

Исполнение песни с движениями.

12

Элементы кругового хоровода»

1

Состав движений в хороводе.

13-14

Изучение элементов малого батмана.

2

комбинированный

Показ и разучивание малого батмана.

Текущий контроль, фронтальный опрос

15

Выполнение малого батмана

1

Выполнение малого батмана

16

Музыкальная игра «Если нравится тебе»

1

Движения в игре.

17

Позиции ног:3 и 4.

1

Разучивание нозиций ног: 3 и 4.

18

Пятая позиция ног с переменной позицией рук

1

Переменные позиции рук и ног.

19

Изучение движений большого батмана. Акцентирование

1

Показ и разучивание большого батмана.

20

Акценты в музыкальных произведениях

1

комбинированный

Работа над анцентов в произведениях.

Текущий контроль, фронтальный опрос

21

Исполнение акцентов в произведении «Итальянская полька»

1

«Итальянская полька»С.В.Рахманинова

22

Прыжки и повороты с различными движениями ног

1

Прыжки и повороты с различными движениями ног

23

Общеразвивающие упражнения без предмета.

1

Общеразвивающие упражнения без предмета.

24

Поскоки переменным шагом с продвижением вперед;

1

Разучивание и исполнение поскоков.

25

Ходьба с движениями рук на счет 2/4;

1

Изучение ритма 2/4.

26

танцевальные шаги – галоп с притопом, мягкий шаг.

1

Разучивание : галоп с притопом.

27

Ходьба с движениями рук на счет 3/4; 4/4

1

Изучение ритма ¾,4/4.

28

Бег на носках мелкими шагами;

1

комбинированный

Бег мелкими шашками, ритмическое исполнение.

Текущий контроль, фронтальный опрос

29

Ритмические движения с мячом под стихотворный текст

1

Упражнения с мячом.

30

Игра «Музыкальные змейки».

1

Разучивание игры  «Музыкальные змейки».

31

Общеразвивающие упражнения под музыку

1

Движения под музыку и ритмический рисунок.

32

Танец «Мы милашки»

1

Изучение песни и движений к танцу  «Мы милашки»

33

Танцевальные шаги – галоп с притопом, мягкий шаг

1

Танцевальные шаги

34-35

 Ритмическое исполнение песен.

2

Исполнение песен и движений к ним.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе  Примерной программы дошкольного образования по ритмике и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта дошкольного общего образования по искусству. Разработана на основе: «Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы»А.Е.Чибрикова-Луговская, Москва, из.дом «Дрофа»,2010г.

Общая характеристика учебного предмета

Ритмика в музыкальной школе входит в цикл музыкально-теоретических дисциплин. Содержанием работы на уроках является музыкально-ритмическая деятельность учащихся.

 Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности. Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание программы состоит из следующих разделов: ходьба; бег и поскоки; упражнения; пляски и танцы; игры.В процессе выполнения специальных упражнений под музыку ( ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, « звездочек», « каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Цели:

  • развитие активного восприятия метро-ритмических особенностей музыки;
  • овладение умениями пластического интонирования музыкальных фраз и средств интонационной выразительности;
  • формирование у детей ярких, определенных ритмических образов, образных ассоциаций;
  • накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса на основе метро-ритмического восприятия через пластические средства, развивая музыкальную интуицию, воображение и фантазию;
  • выявление и максимальное развитие музыкально-ритмических способностей  детей;
  • практическое воплощение элементов музыкальной грамоты на основе «пластического интонирования»;
  • воспитание осознанного, волевого отношения к творчеству.

Основные задачи программы:

  • систематизировать жизненные и музыкальные представления на основе эмоционально-образного постижения детьми жанровых основ музыкального искусства; ;
  • сформировать   музыкально – практические уменияи навыки в разных видах музыкального искусства;
  • научить детей слышать и двигаться под музыку
  • показать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Основным принципом обучения является системно-деятельностный подход:

 - Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

-  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

Для реализации рабочей программы используются следующие технологии:

  • технология личностно- ориентированного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания;
  • технология проблемного обучения и воспитания;
  • игровая технология;
  • технология развивающего обучения;
  • технологию обучения и воспитания без насилия.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: 

«Ценностно-смысловая компетенция»
Постоянное обращение к реальной жизни, к окружающей действительности. 
«Образовательная компетенция» 
-развитие у детей музыкальных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений «Учебная компетенция»
Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

- Ролевые игры, дискуссии, групповая работа, индивидуальная работа, игротека.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа.

Планируемый уровень подготовки.

должны знать / уметь:

  • различать звуки по высоте
  • узнавать знакомые произведения
  • называть любимые произведения;
  • различать и называть танец, песню, части произведения.
  • узнавать музыку русских композиторов-классиков, зарубежных и современных композиторов.
  • выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальным образом;
  • передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • выразительно исполнять различные игровые образы;
  • выполнять движения с предметами;
  • инсценировать игровые песни.

Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящая Программа рассчитана на изучение учебного предмета ритмики обучающимися в течении 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Используемый УМК.

«Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы»А.Е.Чибрикова-Луговская, Москва, из.дом «Дрофа»,2010г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема (раздел учебника)

Содержание учебного материала

Всего часов

35

1.

Позиции ног и рук в танце.

 Развивающие упражнения.

  • Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок
  • Разучивание 1-3 позиций рук
  • Разучивание 1-3 позиций рук
  • Разучивание  позиций  ног (6,1,2)  и движений с ними.
  • Танец  « Чок, каблучок», исполнение с движениями.
  • Положение рук при исполнении танца.
  • « Вперед 4 шага», «Раз, два, три»
  • Разучивание движений к танцу «Танец утят»
  • Движение и музыка – соотнесение движений»
  • Элементы кругового хоровода»
  • Изучение элементов малого батмана.
  • Выполнение малого батмана
  • Музыкальная игра «Если нравится тебе»
  • Позиции ног:3 и 4.
  • Пятая позиция ног с переменной позицией рук
  • Изучение движений большого батмана. Акцентирование
  • Акценты в музыкальных произведениях
  • Исполнение акцентов в произведении «Итальянская полька»
  • Прыжки и повороты с различными движениями ног
  • Развивающие упражнения без предмета.
  • Поскоки переменным шагом с продвижением вперед;
  • Ходьба с движениями рук на счет 2/4;
  • танцевальные шаги – галоп с притопом, мягкий шаг.
  • Ходьба с движениями рук на счет 3/4; 4/4
  • Бег на носках мелкими шагами;
  • Ритмические движения с мячом под стихотворный текст
  • Игра «Музыкальные змейки».
  • Общеразвивающие упражнения под музыку
  • Танец «Мы милашки»
  • Танцевальные шаги – галоп с притопом, мягкий шаг
  • Ритмическое исполнение песен.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Ходьба :

-ходьба с координацией движений рук и ног;

-ходьба с остановкой;

-ходьба приставным шагом;

-ходьба на пятках и на носках, не сгибая колен;

-ходьба вперед и назад;

-ходьба с высоким поднятием колен и лёгкий бег на носках;

-ходьба с ускорением и замедлением темпа;

-ходьба с носка на пятку пружинистым шагом;

-ходьба со сменой направления;

-ходьба с движениями рук;

2. Бег и поскоки:

-бег на носках мелкими шагами;

-бег с хлопками;

-поскоки переменным шагом с продвижением вперед;

3.Прыжки:

-прыжки с короткой скалкой.

4.Упражнения:

-перекатывание мяча;

-качание куклы;

-эстафета с барабаном;

-пружинки;

-сбор ягод;

-поработаем;

-упражнения для рук со шнуром;

-лягушки;

-упражнения с маленьким мячом.

5.Ритмические движения :

-с флажками;

-с мячом под стихотворный текст;

6.работа с мячом

-удары мячом об пол и ловля его двумя руками;

-бросание и ловля мяча;

-удары мячом об пол и ловля его с последующей ходьбой;

-перебрасывание мяча с ударом об пол;

7. Ритмическое исполнение песен.

8.Пляски, игры и танцы.

Контроль  уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Аттестация текущая на каждом уроке.

Требования к уровню подготовки обучающихся

должны знать / уметь:

  • ходить  друг за другом, вдоль стен;
  • готовится к занятиям, строится в колонну по одному;
  • находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку;
  • ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениям, не мешая друг другу;
  •  ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
  • выполнять игровые и плясовые движения;
  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
  •  разные виды ходьбы (ходьба с координацией движений рук и ног;
  • ходьба с остановкой, ходьба приставным шагом; ходьба на пятках и на носках, не сгибая колен; ходьба вперед и назад; ходьба с высоким поднятием колен и лёгкий бег на носках; ходьба с ускорением и замедлением темпа;
  • ходьба с носка на пятку пружинистым шагом;
  •  отличия бега от поскоков;
  • упражнения с мячом (удары мячом об пол и ловля его двумя руками;
  • перебрасывание мяча с ударом об пол;перекатывание мяча;с мячом под стихотворный текст.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Учебно-методический комплект 

«Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы»А.Е.Чибрикова-Луговская, Москва, из.дом «Дрофа»,2010г.

  1. Литература для учителя.
  • «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Сост. Е.П. Раевская и др. М. Просвещение 2011 г.
  • "Программы воспитания и обучения в детском саду" Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.,2009г.
  • Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы». М. «Музыка»2009г.
  • М.Ю. Новицкая, Г.М Науменко «Раз, два, три,четыре, пять, мы идем с тобой играть» ж/л «Дошкольное воспитание».
  1. Технические средства обучения.

Перечень средств обучения, необходимых для реализации рабочей Программы:

аккордеон; музыкальный центр; электронное приложение к урокам.

VI.  Программные средства.

Наглядно - иллюстративный материал, фонотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предшкольной подготовки «ДОШКОЛКА»

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовл...

Рабочие программы предшкольного обучения для детей 6-7 лет

В данном разделе содержатся программы, которые реализуются для подготовки детей 6-7 лет  к школе в подготовительных группах по программе "По тропинке к знаниям"...

Рабочая программа предшкольного класса по музыке

Пояснительная записка по музыке предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа предшкольной подготовки " Скоро в школу!"

Рабочая программа предшкольной подготовки " Скоро в школу!" для дошкольников, детей подготовительной группы. Программа составлена на  1год. Занятия проводятся 1 раз  в неделю....

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников

Предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению  по ФГОС....

Рабочая программа предшкольного образования по развитию речи

Цель программы - организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; развитие правильной, грамотной...

Рабочая программа предшкольной подготовки "Математические ступеньки"

Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской  программы К.В.Шевелева «Готовимся к ш...