Рабочая программа предшкольной подготовки «ДОШКОЛКА»
проект по теме
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Цель рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Она составлена на основе программы образовательной системы «Школа 2100» (дошкольная подготовка). Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.
Настоящая программа предусматривает обучение детей 5,5-6,5 лет. В этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.
Срок реализации программы – 7 месяцев (с октября по апрель). Режим предшкольной подготовки: два раза в неделю по три занятия. Продолжительность каждого занятия -
25 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2.docx | 380.61 КБ |
poyanitelnaya_zapiska_po_predmetam.docx | 33.64 КБ |
tem_plan.docx | 34.45 КБ |
titulnyy_list.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
имени Героя советского Союза Сережникова А.И.»
Рабочая программа предшкольной подготовки
«ДОШКОЛКА»
Подготовила:
Солодина Елена Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №16»
г. Балашиха
2013г.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Цель рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Она составлена на основе программы образовательной системы «Школа 2100» (дошкольная подготовка). Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.
Настоящая программа предусматривает обучение детей 5,5-6,5 лет. В этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.
Срок реализации программы – 7 месяцев (с октября по апрель). Режим предшкольной подготовки: два раза в неделю по три занятия. Продолжительность каждого занятия -
25 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
2. Организация работы группы предшкольной подготовки
Необходимость открытия группы предшкольной подготовки на базе МБОУ «Школа №16» г.о. Балашиха была обусловлена проживанием в микрорайоне детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.
Правовую основу организации группы предшкольной подготовки составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97., Устав МБОУ «Школа №16» г.о. Балашиха.
На основе этих документов ежегодно в школе открывается группа предшкольной подготовки для детей 5,6-6,6 лет.
Прием детей осуществляетя по заявлению родителей. Между администрацией школы (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, заключаются договора на образовательные услуги.
Количество детей в группе: от 10 до 15 воспитанников.
Работу с детьми осуществляют опытные педагоги – учителя начальных классов.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цели программы:
1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
- положительное отношение к себе и окружающему миру;
- познавательную и социальную мотивацию;
- инициативность;
- самостоятельность.
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,
позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни .
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.
7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
В построении данного курса используются принципы:
- Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
- Занимательность – дети 5 – 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется частая смена видов деятельности, разнообразие заданий.
- Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки; используются картинки и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал.
- Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои знания для составления предложений, в беседе.
Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников
В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.
В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии.
Формы, методы и средства, применяемые на занятиях
Формы | Методы | Средства |
- групповые; - индивидуальные; -практикумы с элементами исследования | -объяснительно-иллюстративный -словесный; -частично-поисковый; -исследовательский; -наглядно-демонстрационный; -проблемный. | -дидактический материал; -карты, схемы, таблицы; -компьютер и т.п. |
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения каждое занятие должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Характеристика результатов формирования
универсальных учебных действий
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников. Любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей в группе. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения.
Итоги реализации данной образовательной программы осуществляются на выставках работ детей, в итоговой диагностике (анкеты, тесты), в развлекательных мероприятиях.
Общая схема организации занятия
- Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.)
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (с детьми 3–4 лет организуется работа с предметами, каждое действие ребенок фиксирует в речи; дети 5–6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Во время занятия дети работают за столами 2–5 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений
Прогнозируемые результаты программы
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10;
- сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Циклограмма
работы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Советы практического психолога.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
10. Первые дни ребенка в школе.
11. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных труднос
Приложение А.
Контрольно-измерительные материалы
мониторинга предшкольного образования (для ребенка)
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Фронтальное обследование[1]
Приложение Б
(для педагога)
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку). |
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится значок "–".
Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). 1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две клеточки и третью закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".
Задание 3
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.
Текст задания. Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.
Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.
Примечание: Инструкция прочитывается целиком несколько раз до начала выполнения задания детьми.
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе части задания;
2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую часть задания, но число кружков неверное;
1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую часть задания нет;
0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков неверное.
Задание 4
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию). Обведите синим карандашом животных, которые живут в воде; зеленым – на земле; красным – в воздухе. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – классификация проведена правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущены 2 ошибки;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 5
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – наличие ошибок в определении количества звуков в словах;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
Задание 6
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на первую картинку. Назовите ее. Определите первый звук в слове. Закрасьте кружки рядом с картинками, в названиях которых есть этот звук (Например, на первой картинке нарисована утка. В слове «утка» первый звук [у]. На следующей картинке – улитка. В слове «улитка» есть звук [у]. Закрасим кружок рядом с картинкой). А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – допущены 1-2 ошибки;
1 балл – отсутствует дифференциация звуков [с]-[з];
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], или полное непринятие задания.
Задание 7
Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем. Текст задания. Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги. |
Оценка выполнения задания:
3 балла – задание выполнено правильно;
1 балл – линия выходит за края дорожки;
0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора (о его наличии говорят дрожащие линии).
Задание 8
Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец. Текст задания. Дорисуйте грибок Оценка выполнения задания: 3 балла – задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции; 2 балла – задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора 1 балла – не соблюдены пропорции; 0 баллов – не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора. |
Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
Социально-психологический блок
Приложение В
(для психолога)[2]
Изучение коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Психолог поясняет, что сначала они должны договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Обработка данных
Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии на основе визуального наблюдения психолога. Дается суммарная качественная и количественная оценка по следующим критериям:
№ | Критерии | 3 балла | 2балла | 1балл |
1. | Умение договариваться, приходить к общему решению | Убеждают | Уговаривают | Заставляют (или не договариваются) |
2. | Осуществление взаимного контроля | есть | есть частичный | нет |
3. | Отношение к результату деятельности – своему и партнера | «Мы оба хорошо сделали» | «Я сделал лучше» | «Мне все равно, что получилось» |
4. | Наличие взаимопомощи | есть | есть частичная | нет |
5. | Рациональное использование средств деятельности | есть | есть частично | нет |
[1] Для проведения фронтального обследования каждому ребенку необходимо иметь набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
[2] При отсутствии психолога в образовательном учреждении социально-психологический блок диагностирует педагог предшкольного образования
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова
(Пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6 лет:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звукослоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Обучение звукослоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
В результате работы дети могут:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова
(Пособие «Здравствуй, мир!», ч. 2)
В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.
Расширяются представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы.
У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Предметное содержание
Подготовка к путешествию.
Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север.
Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
Путешествие в леса.
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы – в Москву.
Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости – к мастерам.
Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Путешествие на юг.
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой.
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Путешествие в дальние страны.
Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
В результате работы дети знают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Дети имеют представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ
Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова
(Пособие «Моя математика», ч. 1–3)
Предметное содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.
Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.
Моделирование новых геометрических фигур.
В результате работы дети могут:
называть числа от 1 до 10;
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ
Автор И.В.Маслова
(пособие «Синтез искусств»)
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.
Педагог показывает только ту часть работы, где возможны затруднения, после чего выполняется вся работа.
Лепка
Основные материалы: пластилин, глина, пластическая масса, соленое тесто.
Инструменты и приспособления: доска (клеенка), стека, нож, палочки разных размеров, тряпочки.
Содержание работы.
Учить новым способам крепления элементов изображения (в углублении основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию – изготовление посуды; добавлять роспись, характерную для каждого из промыслов (дымковской, филимоновского). Учить создавать целые композиции, объединенные сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.Лепка предметная, с натуры Магазин игрушек. Гуси-лебеди. Домашние животные. Дикие животные. Новогодний карнавал. Космодром. Нарцисс. Тюльпан. Как мы гуляем (коллективная работа)
Декоративная Дерево. Дымковская барыня. Кувшин или ваза
Из природного материала Кто на листике живет? Человек
По замыслу Картина из пластилина (2 занятия). Портрет (2 занятия). Приглашение к чаю
В результате работы дети знакомятся:
- с правилами передачи движений человеческой фигуры и животных;
- с правилами составления узоров на плоских и объемных формах;
- с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами;
- с новыми способами крепления (в углублении и ленточным) и украшения работы.
Дети могут:
- под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
- объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;
- изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
- дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
- поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- использовать знания и умения, полученные на других занятиях.
Аппликация
Основные материалы: цветная бумага, картон, гофрокартон, бархатная бумага.
Инструменты и приспособления: ножницы, клей, клеенка, тряпочка, шаблоны, трафареты, готовые выкройки, линейка.
Содержание работы.
Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы; самостоятельно создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию; составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов; работать с шаблонами и трафаретами.Аппликация предметная, с натуры Щедрая осень: заготовки на зиму (соления в банках). Щедрая осень: заготовки на зиму (компоты в банках). Осенний пейзаж. Снежинки на окне. Зимний пейзаж. Весенний пейзаж. Мечты о лете
Декоративная Сказочный ковер-самолет. Сказочная птица. Расписное блюдо
Из природного материала Нам осень сказку подарила. Фантазия (из шишек и каштанов)
По замыслу Собираемся на бал. Маска, я тебя знаю. Клоун. Костюм для сказочного героя. У нас сегодня праздник
В результате работы дети знакомятся:
- с правилами работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками;
- с новым инструментом – линейкой и правилами ее использования;
- с понятием «симметрия».
Дети могут:
- рационально использовать материалы для работы;
- выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты;
- строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;
- изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу;
- правильно изображать основные элементы изделий народных промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского, городецкого и т.д.);
- правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.
Предварительный просмотр:
Комплект состоит из следующих учебников:
- Пособие «По дороге к азбуке», комплект Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова .
- Пособие «Здравствуй мир!» (Окружающий мир для дошкольников), комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.
- Пособие «Моя математика», М.В. Корепанова, С.А. Козлова
- Пособие «Синтез искусств», автор И.В.Маслова, курс «Лепка, аппликация, конструирование».
Примерное тематическое планирование к программе предшкольная подготовка младших школьников, рассчитанная на 1 год обучения.
(пособие «По дороге к азбуке», комплект Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова .)
2 занятия в неделю.
60 занятий в год.
№ занятия | Тема занятия 1 полугодие 25 занятие. | Часы | Дата |
Звуки и буквы. | 1 | ||
Слова. Звуки. | 1 | ||
Звук [А]. | 1 | ||
Звук [О]. | 1 | ||
Звук [Э]. | 1 | ||
Звук [И]. | 1 | ||
Звук [Ы]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [И] –[ Ы]. | 1 | ||
Звук [У]. | 1 | ||
Гласные звуки их дифференциация. | 1 | ||
Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. | 1 | ||
Звук [М*]. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | ||
Звук [Н]. | 1 | ||
Звук[ Н*]. | 1 | ||
Звук [П]. | 1 | ||
Звук [ П*]. | 1 | ||
Звук [Т]. | 1 | ||
Звук [Т*]. | 1 | ||
Звук [К]. | 1 | ||
Звук [К*]. | 1 | ||
Звук [Х]. | 1 | ||
Звук [Х*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [К]-[Х], [К*]-[Х*]. | 1 | ||
Звук [Ф]. | 1 | ||
Звук [Ф*]. | 1 | ||
Звук [Й*]. | 1 | ||
Звуки[ Й*О]. Дружные звуки. | 1 | ||
Звуки [Й*У]. | 1 | ||
Звуки [Й*А]. | 1 | ||
Звуки [Й*Э]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Й*Э], [Й*О], [Й*У], [Й*А]. | 1 | ||
Второе полугодие 35 занятий. | |||
Звук[ Л]. | 1 | ||
Звук [Л*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков[ Л*], [Й*]. | 1 | ||
Звуки [В] и [В*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [В-Ф], [В*-Ф*]. Звонкие и глухие согласные. | 1 | ||
Звук [Ч*]. | 1 | ||
Звук [Щ*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков[ Ч*-Щ*]. | 1 | ||
Звуки [Б] и [Б*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Б-П], [Б*-П*]. | 1 | ||
Звуки [Д], [Д*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Д-Т], [Д*-Т*]. | 1 | ||
Звук [С]. | 1 | ||
Звук [С*]. | 1 | ||
Звук [Ц]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Ц-С], [Ц*-Ч*]. | 1 | ||
Звуки [Г] и [Г*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Г-К], [Г*-К*]. | 1 | ||
Звук [З]. | 1 | ||
Звук [З*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [С-З], [С*-З*]. Свистящие согласные звуки. | 1 | ||
Звук [Ш]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Ш-С], [Ш-Щ*]. | 1 | ||
Звук [Ж]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Ж-Ш], [Ж-З]. Шипящие согласные звуки. | 1 | ||
Звук[ Р]. | 1 | ||
Звук [Р*]. | 1 | ||
Дифференциация звуков [Р-Л], [Р*-Л*]. | 1 | ||
Страна Азбука. | 1 |
Тематическое планирование к программе предшкольная подготовка
младших школьников
(пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова)
1 занятие в неделю, 34-35 занятий в год.
№ занятия | Тема занятия | Часы | Дата |
Приглашение к путешествию. | 1 | ||
Береги себя. | 1 | ||
Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
Книги в дорогу. | 1 | ||
«Уж небо осенью дышало…» | 1 | ||
Район, в котором ты живёшь. | 1 | ||
Помощники в путешествии: глобус и карта. | 1 | ||
Выбираем транспорт. | 1 | ||
Путешествие на Северный полюс. | 1 | ||
Путешествие в тундру. | 1 | ||
Жители тундры. | 1 | ||
Путешествие в тайгу. | 1 | ||
Путешествие в смешанный лес. | 1 | ||
«Идёт волшебница зима…» | 1 | ||
В гости к Городецким мастерам. | 1 | ||
Путешествие к мастерам хохломы. | 1 | ||
На каникулы в Москву. | 1 | ||
Театры и музеи. | 1 | ||
«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» | 1 | ||
Улицы Москвы. | 1 | ||
В гости к дымковским мастерам. | 1 | ||
Филимоновская игрушка. | 1 | ||
История русского костюма. | 1 | ||
Ярмарка. | 1 | ||
Весна в степи. | 1 | ||
Как родится хлеб. | 1 | ||
«Широка страна моя родная…» | 1 | ||
Конкурс эрудитов. | 1 | ||
Путешествие в Африку. | 1 | ||
Путешествие в Австралию и Антарктиду. | 1 | ||
Путешествие в Америку. | 1 | ||
Зоопарк. | 1 | ||
Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 |
( по программе «Школа 2100» количество занятий – 34-35, расхождений нет)
Тематическое планирование к программе предшкольная подготовка
младших школьников
(Пособие «Моя математика». Математический курс для дошкольников. М.В.Корепанова, С.А.Козлова)
2 занятия в неделю, 60 занятий в год.
№ Занятия | Тема занятия | Часы | Дата |
Часть 1 | 1 | ||
Осень. Сентябрь. | 1 | ||
Утро. День. Вечер. Ночь. | 1 | ||
Вчера. Сегодня. Завтра. | 1 | ||
Проверь себя (вариант 1, 2) | 1 | ||
Цвет: жёлтый, красный, голубой. | 1 | ||
Разноцветные семейки. | 1 | ||
Форма: круг, квадрат, треугольник. | 1 | ||
Идем в гости. | 1 | ||
Маленькие и большие. | 1 | ||
Прогулка в парке. Октябрь. | 1 | ||
Что из чего, что для чего. | 1 | ||
Кто где живет? | 1 | ||
Больше или меньше? | 1 | ||
Большие и маленькие | 1 | ||
Собираем из частей. | 1 | ||
Собираем, складываем. | 1 | ||
Забираем часть. | 1 | ||
Осень. Ноябрь. | 1 | ||
Лесной детский сад. | 1 | ||
Как вас называть? | 1 | ||
Часть 2 | |||
Один, два. Первый, второй. | 1 | ||
Печем пироги. Мерки. | 1 | ||
Три, трое, третий. | 1 | ||
Игры дома и во дворе. | 1 | ||
Четыре, четверо, четвертый. | 1 | ||
Зима. Декабрь. | 1 | ||
Пять, пятеро, пятый. | 1 | ||
Легче, тяжелее. | 1 | ||
Проверь себя. | 1 | ||
Зима. Январь. Лыжная прогулка. | 1 | ||
Взглянем сверху. | 1 | ||
Прогулка по сказочному городу. | 1 | ||
Шесть, шестеро, шестой. | 1 | ||
Длиннее, короче. Шире, уже. Выше, ниже. Толще, тоньше. | 1 | ||
Счет двойками и тройками. | 1 | ||
Зима. Февраль. | 1 | ||
Семь, семеро, седьмой. | 1 | ||
Крепость из кубиков. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Часть 3 | |||
Что нам стоит дом построить. | |||
Дни недели. | |||
Восемь, восьмой. | |||
Весна. Март. Бумажный кораблик. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Точки и линии. | 1 | ||
Девять, девятый. | 1 | ||
Самые разные животные. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Десять, десятый. | 1 | ||
Весна. Апрель. Первые цветы. | 1 | ||
Внутри, снаружи. | 1 | ||
Мы идем в цирк. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Весна. Май. Первая гроза. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Времена года. | 1 | ||
Играем и считаем. | 1 | ||
Проверь себя. | 1 |
Тематическое планирование к программе предшкольная подготовка
младших школьников
(пособие «Тетрадь по дороге к азбуке» подготовка к обучению грамоте, комплект Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова)
2 занятия в неделю, 60 занятий в год.
№ занятия | Тема занятия 1 полугодие 31 занятие. | Часы | Дата |
Звуки и буквы. | 1 | ||
Слова. Звуки. | 1 | ||
Буква А.Написание буквы А. | 1 | ||
Буква О.Написание буквы О. | 1 | ||
Буква Э.Написание буквы Э. | 1 | ||
Буква И.Написание буквы И. | 1 | ||
Буква Ы.Написание буквы Ы. | 1 | ||
Буквы И-Ы. Написание букв И- Ы. | 1 | ||
Буква У.Написание буквы У. | 1 | ||
Гласные буквы их написание. | 1 | ||
Буква М. Написание буквы М. | 1 | ||
Буква М. Написание слогов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Н. Написание буквы Н. | 1 | ||
Буква Н. Написание слогов с данной буквой | 1 | ||
Буква П. Написание буквы П. | 1 | ||
Буква П.Написание слогов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Т. Написание буквы Т | 1 | ||
Буква Т. Написание слогов с буквой Т. | 1 | ||
Буква К.Написание буквы К. | 1 | ||
Буква К.Написание слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Х. Написание буквы Х. | 1 | ||
Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х. | 1 | ||
Буквы К-Х. Написание букв, слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Ф. Написание буквы Ф. | 1 | ||
Буква Ф. Написание слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Й. Написание с буквы Й. | 1 | ||
Буква Ё. Написание буквы Ё. | 1 | ||
Буква Ю. Написание буквы Ю. | 1 | ||
Буква Я. Написание буквы Я. | 1 | ||
Буква Е. Написание буквы Е. | 1 | ||
Написание букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | ||
Второе полугодие 29 занятий. | |||
Буква Л. | 1 | ||
Буква Л. Написание слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Написание букв Л и Й. Слоги и слова с данными буквами. | 1 | ||
Буква В. Написание буквы В. | 1 | ||
Буквы В-Ф. Их написание. | 1 | ||
Буква Ч. Написание буквы Ч. | 1 | ||
Буква Щ.Написание буквы Щ. | 1 | ||
Написание букв, слогов, слов с буквами Ч,Щ . | 1 | ||
Буква Б.Написание буквы Б. | 1 | ||
Буквы Б и П. Написание букв, слогов и слов. | 1 | ||
Буква Д. | 1 | ||
Буквы Д-Т. Написание букв, слов, слогов с данными буквами | 1 | ||
Буква С. Написание буквы С. | 1 | ||
Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Буква Ц. Написание буквы Ц. | 1 | ||
Буквы Ц-С, Ц-Ч. Написание слогов, и слов. | 1 | ||
Буква Г.Написание буквы Г. | 1 | ||
Написание букв, слогов и слов с Г-К. | 1 | ||
Буква З. Написание буквы З. | 1 | ||
Буква З.Написание слогов, слов с данной буквой. | 1 | ||
Буквы С-З. Их написание в слогах и в словах. | 1 | ||
Буква Ш. Написание буквы Ш. | 1 | ||
Буквы Ш-С, Ш-Щ. Их написание в слогах, словах. | 1 | ||
Буква Ж. Написание буквы Ж. | 1 | ||
Написание Ж-Ш, Ж-З. Слоги и слова с данными буквами | 1 | ||
Буква Р. Написание буквы Р. | 1 | ||
Буква Р.Написание слогов и слов с данной буквой. | 1 | ||
Буквы Р-Л. Написание в слогах и словах. | 1 | ||
Русская Азбука. Написание всех букв | 1 |
( по программе «Школа 2100» количество занятий – 60, расхождений нет)
Тематическое планирование к программе предшкольная подготовка младших школьников (по программе «Синтез искусств», автор И.В.Маслова,
курс «Лепка, аппликация, конструирование».) 2 занятия в неделю, 60 занятий в год.
№ Занятия | Тема занятия | Часы | Дата |
1 полугодие 30 занятий | |||
Подводное царство. Лепка. | 1 | 05.10 | |
Лепка фигуры человека в движении. | 1 | 12.10 | |
Корабль отправляется в плавание. Лепка. | 1 | 19.10 | |
Овощи. Лепка. | 1 | 26.10 | |
Натюрморт. Лепка. | 1 | 02.11 | |
Кисть рябины. Лепка. | 1 | 09.11 | |
Паучок в осеннем лесу. Лепка. | 1 | 16.11 | |
Гусеница/ сороконожка. Лепка. | 1 | 23.11 | |
Стрекоза. Лепка. | 1 | 30.11 | |
Баранки и крендельки. Лепка. | 1 | 07.12 | |
Теремок. Лепка. | 1 | 14.12 | |
У нас гости. Лепим тарелочки и чашечки. | 1 | 21.12 | |
Корзина с овощами. Лепка. | 1 | 28.12 | |
Пластилиновая сказка. | 1 | ||
Птицы на кормушке. Лепка. | 1 | ||
Зимние деревья. Лепка. | 1 | ||
Снегурочка. Лепка. | 1 | ||
Снеговик. Лепка. | |||
Весёлый клоун. Лепка. | 1 | ||
Транспорт. Лепка. | 1 | ||
Танки и самолеты. Лепка. | 1 | ||
Лепка по замыслу. | 1 | ||
Домашние животные. Лепка. | 1 | ||
Собака и щенок. Лепка. | 1 | ||
Мой домашний друг. Лепка. | 1 | ||
Мышка. Лепка. | 1 | ||
Дикие животные. Лепка. | 1 | ||
Белый медведь. Лепка. | 1 | ||
Мой любимый дикий зверь. Лепка. | 1 | ||
Обезьянка. Лепка. | 1 | ||
Человек. Лепка. | 1 | ||
Чебурашка. Лепка. | 1 | ||
Белый лебедь. Лепка. | 1 | ||
Космическая ракета. Лепка. | 1 | ||
Улитка. Лепка | 1 | ||
Весенние цветы. Лепка. | 1 | ||
Веселая полянка. Лепка. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол №1 от «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Коноплева Т. В. «____» ________2013г. | Утверждено Приказ № _______ от «__»______2013г. |
Рабочая программа
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
на 2013-2014 учебный год.
Количество занятий:
- всего 60
- в неделю 2 занятия
Планирование составлено на основе сборника программ образовательной системы «Школа – 2100», изд. «Баласс», 2010г.
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» 3,4 ч, изд. «Баласс», 2012г
Составила Солодина Е.В.
г. Балашиха
2013г.
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол №1 от «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Коноплева Т. В. «____» ________2013г. | Утверждено Приказ № _______ от «__»______2013г. |
Рабочая программа
по курсу «Введение в математику»
на 2013-2014 учебный год.
Количество занятий:
- всего 60
- в неделю 2 занятия
Планирование составлено на основе сборника программ образовательной системы «Школа – 2100», изд. «Баласс», 2010г.
Учебник: М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» в 3-х ч, изд. «Баласс», 2012г
Составила Солодина Е.В.
г. Балашиха
2013г.
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол №1 от «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Коноплева Т. В. «____» ________2013г. | Утверждено Приказ № _______ от «__»______2013г. |
Рабочая программа
по курсу «Окружающий мир»
на 2013 -2014 учебный год.
Количество занятий:
- всего 30
- в неделю 1 занятие
Планирование составлено на основе сборника программ образовательной системы «Школа – 2100», изд. «Баласс», 2009г.
Учебник: А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир» 2 ч, изд. «Баласс», 2012г
Составила Солодина Е.В.
г. Балашиха
2013г.
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол №1 от «___» _________ 2013г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Коноплева Т. В. «____» ________2013г. | Утверждено Приказ № _______ от «__»______2013г. |
Рабочая программа
по курсу «Технология »
(Лепка)
на 2013-2014 учебный год.
Количество занятий:
- всего 30
- в неделю 1 занятие
Программа составлена на основе: сборника программ образовательной системы «Школа – 2100», изд. «Баласс», 2009г.
Учебник: И.В. Маслова «Лепка», изд. «Баласс», 2012г
Составила Солодина Е.В.
г. Балашиха
2013г.
Комплект состоит из следующих учебников:
- Пособие «По дороге к азбуке», комплект Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова .
- Пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова.
- Пособие «Ты – словечко, я – словечко» варианты занятий по дошкольной риторики, комплект З.И. Курцева.
- Пособие «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математический курс для дошкольников, комплект Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина.
- Пособие «Тетрадь по дороге к азбуке» подготовка к обучению грамоте, комплект Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова.
- Пособие «Синтез искусств», автор И.В.Маслова, курс «Лепка, аппликация, конструирование».
- Пособие «Синтез искусств», авторы О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская, курс «Путешествие в прекрасное», Часть 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Рабочая программа предшкольной подготовки " Скоро в школу!"
Рабочая программа предшкольной подготовки " Скоро в школу!" для дошкольников, детей подготовительной группы. Программа составлена на 1год. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников
Предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС....
Рабочая программа предшкольной подготовки "Математические ступеньки"
Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева «Готовимся к ш...
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника".
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника"...
Рабочая программа предшкольной подготовки «АБВГДейка»
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям, на основе программы «Преемственность» (научный руково...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...