Рабочая программа предшкольной подготовки "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике на тему
Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева «Готовимся к школе» и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predshkolnoy_podgotovki_matematika.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО Руководитель методического объединения __________/ ( « »___________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________/ « »___________2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» __________/ « »___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Фокеева Ольга Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Математические ступеньки» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева «Готовимся к школе» и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и самоизменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Основные задачи программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Условия реализации программы
Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:
- организация особой предметно-развивающей среды в группе, для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;
- психологическая комфортность детей;
- учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип минимакса;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип вариативности;
- принцип творчества;
- принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Основные формы и способы работы с детьми.
Программа составлена для детей 6 лет.
Время проведения: по субботам с октября по май. Курс обучения рассчитан на 28 недель – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 28 занятий для обязательного изучения учебного курса «Математические ступеньки» для детей 6-летнего возраста, из расчета 1 учебное занятие в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» в школе «Почемучки» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике-тетради.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, равенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Планируемый минимум образования
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умение находить части целого и целое по известным частям.
- Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
- Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Желаемый результат
- Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
- Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=.
- Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
- Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
- Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
- Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
- Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
28 занятий
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Методическое обеспечение программы
Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного, раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
технологии: - Личностно – ориентированные технологии. - Технология развивающего обучения. - Игровая технология. | Различные виды деятельности: познавательная; коммуникативная; продуктивная; трудовая; двигательная. | Методы: - Словесный; - наглядный; - игровой. | Приемы: - рассказ; - беседа; - описание; - указание и объяснение; - вопросы детям; - ответы детей, образец; -показ реальных предметов, картин; -действия с числовыми карточками, цифрами; - модели и схемы; - дидактические игры и упражнения; - логические задачи; - игры-эксперименты; - развивающие и подвижные игры и др. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности детей | Дата проведения | |
план. | Факт. | ||||
1 | Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам). | 1 | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. Определять принадлежности элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Объединять предметы в группы по заданному признаку и разбивать совокупность предметов на группы в соответствии с заданными признаками; Упорядочивать группы предметов. Сравнивать количество предметов в группах. Сравнивать числа по разрядам. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Описывать события и явления с использованием чисел. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Прогнозировать результат вычислений. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Планировать решение задачи. | 29.09 | |
2 | Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме. Логические задачи (продолжение логического ряда). | 1 | 06.10 | ||
3 | Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек. | 1 | 13.10 | ||
4 | Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее, последующее число). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание). | 1 | 20.10 | ||
5 | Счет в пределах 10. Сравнение предметов по цвету. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек. | 1 | 27.10 | ||
6 | Счет в пределах 10. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек. | 1 | 03.11 | ||
7 | Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Графический диктант по клеточкам. Конструирование из палочек. | 1 | 10.11 | ||
8 | Счет в пределах 10. Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предметов). Конструирование из палочек. | 1 | 17.11 | ||
9 | Число и цифра 1. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). | 1 | 24.11 | ||
10 | Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в пространстве. Направления движение: слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов). | 1 | 01.12 | ||
11 | Число и цифра 3. Число сказок. Состав числа. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам). | 1 | 08.12 | ||
12 | Число 3. Знакомство с треугольником. Формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Графические работы (штрихование и раскрашивание). Конструирование из палочек. | 1 | 15.12 | ||
13 | Число и цифра 4. Состав числа. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические работы. | 1 | 22.12 | ||
14 | Число 4. Четырехугольник. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек. | 1 | 12.01 | ||
15 | Число и цифра 5. Состав числа. Звезды морские и геометрические. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета). | 1 | 19.01 | ||
16 | Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из палочек. | 1 | 26.01 | ||
17 | Число и цифра 6. Состав числа. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). | 1 | 02.02 | ||
18 | Число 6. Шестиугольник. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование узоров на слух по клеточкам). | 1 | 09.02 | ||
19 | Число и цифра 7. Состав числа. Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание). | 1 | 16.02 | ||
20 | Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти). | 1 | 02.03 | ||
21 | Число и цифра 8. Состав числа. Рождество, восьмиконечная звезда. Ориентировка во времени: названия месяцев (первый – январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам). | 1 | 09.03 | ||
22 | Число 8 .Восьмиугольник. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам). | 1 | 16.03 | ||
23 | Число и цифра 9. Состав числа. Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам). | 1 | 23.03 | ||
24 | Число и цифра 10. Состав числа. Знакомство со знаками «+», «-», «=». Выделение из группы предметов «лишнего» предмета. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов). | 1 | 30.03 | ||
25 | Числа 1 – 10. Знакомство с задачей. Выделение из ряда фигур «лишних». Логические задачи (нахождение отличий в двух одинаковых картинках). Графические работы (рисование узоров по клеточкам). | 1 | 06.04 | ||
26 | Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти). | 1 | 13.04 | ||
27 | Числа от 0 до 20. прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение задач. Графические работы (графический диктант). | 1 | 20.04 | ||
28 | Порядковый счет от 1 до 20. Решение задач. Знакомство с фигурами: круг, овал. Конструирование из палочек. Графические работы (копирование ломаных линий). | 1 | 27.04 | ||
Итого | 28 ч |
Литература
1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.
5. Папка дошкольника «Лабиринты». – г. Киров «Весна дизайн».
6. Папка дошкольника «Счёт до 10». – г. Киров «Весна дизайн».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства»
Программа предшкольной подготовки «Ступеньки детства» Возраст детей 6-7 лет Срок реализации – 1год...
Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")
Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...
Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."
Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....
Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"
Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ступеньки здоровья" 2 класс
содержание формы работы ктп...
Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса
Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса...