Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
рабочая программа (1 класс) на тему

Грозав Зинаида Алексеевна

Данная программа рассчитана для 1-4 классов. 

Форма организации внеурочной деятельности: кружок

 

Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.

 

Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

 

Задачи:

  • формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

  • формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

  • формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

  • формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

  • формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.

  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочка "Я люблю свою Родину!"53.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО                                                                          приказом №______

протокол №___                                                                                 от ___.___.2013г.

от___.___.2013г.                                                                               директор школы

______________                                                                                 _____________

С.В.Петухова                                                                                     Т.А.Голованова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  НА ТЕМУ: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ  №_________

В 1 - 4  КЛАССАХ

учитель Грозав Зинаида Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я люблю свою родину!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Форма организации внеурочной деятельности:  кружок

Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание  ответственности за будущее своей страны.

Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

  • формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции, понимание прав и свобод личности;
  • формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
  • формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
  • формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
  • формирование трудовой мотивации, приобретение  основных навыков  поведения в социуме.
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.   Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

 Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:                                                                                                          

  Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.  

   В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

      В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

        Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет и рассчитана на 4 года обучения и воспитания.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся  МОУ Павливлищевской СОШ на 2013-2017гг. Программа реализовывается в рамках внеурочной деятельности , 2 часа в неделю.

       В программу по внеурочной деятельности включён метод проектного обучения. Воспитанники уже в 1 - 2 классе  выполняют проектные работы, а в 3 - 4 классах исследовательские. Материал ориентирован на формирование гражданского самосознания у младших школьников, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине.

        Материал программы охватывает разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Даная  программа поможет в воспитании достойных граждан России.

          Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться  творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы школа стала вторым домом, и внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования. Интенсивное развитие системы дополнительного образования позволит более полно выявить индивидуальные способности, интересы, склонности детей.

          В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования. В связи с ведением Стандартов второго поколения появилась возможность использовать часы дополнительного образования по разным направлениям воспитательной деятельности: духовно – нравственное, интеллектуальное, здоровье - сберегающее и др. значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей  при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи только нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту.

           Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

           Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

          Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность:  участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.   

 Содержание программы:

1 класс

«Я и моя семья» (13 ч). Я и моя семья. Очень я люблю маму милую мою (понятие «семья», семейные традиции и праздники, осознание самого себя внутри семьи, отношение к себе членов семьи, обязанности членов семьи).

Задачи:

• формирование представления о семье, членах семьи, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

• формирование уважения ко всем членам семьи;

• воспитание семьянина, любящего своих родителей.

«Я – человек» (20 ч). Жил-был я. Я и моё имя. Мир моих увлечений. Все работы хороши, выбирай на вкус. Область, в которой я живу.  Моя деревня.

Задачи:

 формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

 формирование представления о профессиях взрослых;

 расширение представления о значении имени для человека;

 общее знакомство с понятием «Малая Родина», природой своего края, растительным миром Московской области, деревней, где живём;

 формирование умений строить высказывания о своих увлечениях;

• воспитание уважения к людям разных профессий, интереса к истории своего края;

«Я и Отечество» (11 ч). Наша Родина-Россия. Наши защитники.

Задачи:

 знакомство с понятиями  «Родина», «столица» нашей Родины, «символы» России;

• развитие творческих способностей учащихся;

 знакомство с историей праздников «День защитника Отечества» и «День Победы»;

• воспитание интереса к прошлому и настоящему своего Отечества.

«Я и природа» (16 ч). Почему год круглый? Загадки о временах года и явлениях природы. Экскурсия. Информационный проект. Цикл бесед «О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Задачи:

 знакомство с временами года;

• развитие наблюдательности, логического мышления;

 формирование умений строить высказывания по результатам наблюдения;

• воспитание уважения чувства коллективизма.

«Я и мое здоровье» (8ч) Беседа «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Тематические часы «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь»

                            Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

• получат возможность участвовать в КТД;

участвовать в проектной деятельности;

о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

                                                        2 класс

«Я и моя семья» (21 ч). Моя родня. Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». Изготовление панно «Моя семья». Уважай отца и мать, будет в жизни благодать. Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек. Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей»

Задачи:

• расширение представления о семье, семейных традициях и праздниках;

• воспитание любви и уважения к своим родителям;

• развитие творческой активности учащихся.

«Я – человек» (15 ч). О дружбе, доброте, отзывчивости. Что такое хорошо, что такое плохо. О лени и лентяях. Кому нужна моя помощь? Когда у друзей лад, каждый этому рад.

Задачи:

•воспитание доброты, отзывчивости, взаимопомощи, чувства дружбы и коллективизма;

• развитие стремления к взаимопониманию, творческой активности учащихся.

«Я и Отечество» (11 ч) История деревни. Деревня и ее символы. Мастер-класс «Кулон – оберег». Мои земляки. Экскурсии. Обычаи и традиции русского народа. Знакомства с ветеранами Великой Отечественной войны.

Задачи:

• формирование  общественной  активности учащихся;

• воспитание у них сознательного  отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости;  любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему;

• развитие познавательной и  творческой активности учащихся;

«Я и природа» (12 ч). Мы маленькие дети на большой планете. Мир украшают деревья, цветы. Природа и фантазия. Игра «Все на белом свете – солнышкины дети». Экскурсия. Викторина «Знай и люби родную природу»

 

«Я и мое здоровье» (7ч) Цикл  часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться».

Задачи:

• воспитание у детей потребности в бережном отношении к природе;

• развитие наблюдательности, логического мышления.

Формы работы: экскурсии, тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

                         Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;

• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

                                                        3 класс

«Я и моя семья» (12 ч). Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет». Конкурс чтецов «Славим руки матери». Вся семья вместе, так и душа на месте. Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья». Коллективное творческое дело «Семейный альбом». Беседа «Фотографии из семейного альбома», Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого», Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи).

Задачи:

 формирование умений объяснять значение пословиц по заданной теме;

• воспитание потребности уважения к семье и семейным традициям;• развитие логического мышления.

«Я – человек» (11 ч). Мы школьники, а это значит…  Друг в моей жизни. За что уважают в семье и обществе. Игра – практикум «Подари другому радость». Полезные и вредные привычки. Как научиться разговаривать с людьми. Как научиться преодолевать трудности вместе. Как понять друг друга без слов.

Красота и здоровье.

Задачи:

 • формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери,  сына, мужа, жены.

• формирование норм школьного поведения;

• воспитание культуры общения;

• развитие потребностей в здоровом образе жизни.

«Я и Отечество» (23 ч). Кто такие патриоты? Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!» Беседа «Чтоб Защитником стать». Творческий проект «Герои живут рядом».

Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Чем и кем славится моя деревня? Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне.  Викторина «Золотое кольцо России». Беседа «Человек поднялся в небо»

Тематическая выставка «Через тернии к звёздам». КВН для мальчиков «Защитники Родины». День памяти. Заочная экскурсия «Две столицы». Подвижные игры на свежем воздухе.

Задачи:

• формирование понятия «патриот», основ экологической культуры;

• воспитание  толерантности по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений;

• формирование представлений о многообразии флоры, фауны, культуры Московской области, национальных традициях;

• развитие творческого потенциала детей.

«Я и природа» (13 ч).  Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области». Сбор информации для проекта.  Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони». Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. Игра – путешествие «Лидер». Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

«Я и мое здоровье» (9ч) Цикл часов по ПДД :

  • «Мы и дорога»,
  • «Азбука безопасности»,
  •  «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
  • «ПДД мы знаем – хорошо их выполняем»

Задачи:

• знакомство с профессией пожарного;

• воспитание бережного отношения к природе;

• развитие желания участвовать  в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

Формы работы: экскурсии, тематические беседы, коллективные творческие дела,

конкурсы, викторины, праздники, устный журнал, встречи с интересными людьми.

                                           Предполагаемый результат деятельности:

• сформировано умение беречь природу;

 интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».

                                               4 класс

«Я и моя семья» (6 ч). Доброе семя – добрый и всход. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).

Задачи:

• формирование представлений о родословной семьи;

• воспитание интереса к истории своей семьи;

• развитие потребности к изучению истории и традиции своей семьи.

«Я – человек» (17 ч ). Я имею право. Кодекс моих прав. «Благодарность – это…». Умеем ли мы обижаться. «Мои мечты – мои желания». Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?». Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

Задачи:

• формирование представлений о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного

поведения;

• формирование понятия «культурный человек»;

• развитие способностей в определении собственных творческих возможностей;

 • воспитание потребности к самовоспитанию.

«Я и Отечество» (29 ч). Я – гражданин России. Символы Российских городов. (рассматривание видеороликов, составление ребусов, головоломок, лабиринтов, кроссвордов по теме, словесные игры). «Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок». КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём». Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах». Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.) Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен). Города -  герои (слайд – шоу). Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка). Военно – спортивная игра «Следопыт». Конкурс презентаций о городах Московской области. Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером).

 Задачи:

 • формирование понятия «гражданин», «город-герой»;

• знакомство с юными героями Великой Отечественной войны;

 • развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле,   готовности к защите своей Родины.

«Я и природа» (10 ч). Загадки окружающего мира (экологический КВН). В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! Деловая игра: «Мы вместе». Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему). Беседа «Береги природу – наш дом»

«Я и мое здоровье» (6ч) Анкетирование учащихся:

  • «Вредные привычки и мы»,
  •  «Мой режим дня»,
  • «ЗОЖ»

Задачи:

• формирование экологической культуры, представлений о взаимосвязях между человеком, обществом, природой;

• воспитание потребности в бережном отношении к окружающему миру-источнику        радости и творчества людей;

•  развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;

   • развитие желания наблюдать за объектами природы;

   • формирование умений оценивать своё поведение в природе;

 Формы работы:  конкурсы, игры, тематические беседы, коллективные творческие  дела, викторины, проекты.

                                Предполагаемый результат деятельности:

• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,   любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

 

МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Внеурочная программа реализовывается в форме кружковой работы, в 1 - 4классах проводится  по 2 часа в неделю. В 1 классе 66часов (по 2 часа в неделю — 33 учебных недели), во 2-4 классах 68 часов (по 2 часа в неделю — 34 учебных недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ»

 

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.                                                                                                          Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

–      динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

–      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.                                                                                     

 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.                                                                                                              Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования.                                                                      

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание программы способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.                                                                                                  

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами программы у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.                                                                                                                         Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание программы интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.                                                                                                                       

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.                                                                                                                    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.                                                                                                                                   Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  1. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
  2. использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;

  1. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
  2. умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
  3. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный проект, презентацию на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                                        Основные направления работы кружка:

  • «Я и моя семья» (изучение своей родословной; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни).
  • «Я – человек»   (воспитание культуры личности; уважение к старшим, к людям воинам).
  • Я и Отечество.   (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине, любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству; проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Я и природа (расширение представления школьников о природных особенностях своей Родины; стимулировать осознание о необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности).
  • Я и мое здоровье (расширение представлений школьников о необходимости сохранять свое здоровье,  формировать у ребёнка признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья).

Материально-технические средства для реализации программы

Учебно-методическая литература руководителя кружка

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Примерные программы.

  2.

Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007

Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

3.

Дик Н.Ф. 2008

Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008.

Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы

  4.

 Дик Н.Ф.  2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах

5.

Дик Н.Ф. 2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах

6.

Дереклеева Н.И. 2005

Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005.

Справочник классного руководителя

7.

Кулинич Г.Г. 2006

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.

Сценарии общешкольных и клубных мероприятий

8.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 1 класс

9.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 2 класс

10.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 3 класс

11.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 4 класс

12.

Буковская Г.В.2006

Формирование экологической культуры младших школьников Москва Гуманитарный Издательский центр «Владос»

Игры, внеклассные занятия

13.

Гамаль Е.В.

Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.

Методические рекомендации для учителей.

14.

Игонина Г.С., Горелова Н.А.

Наша Родина – Россия

Москва «Просвещение», 2007

Кроссворды, ребусы, головоломки

Техническое оснащение кабинета (игровой комнаты для проведения занятий)

• компьютер с программным обеспечением по патриотическому воспитанию;

• мультимедийный проектор;

• интерактивная доска.

• телевизор + видеомагнитофон.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

 1 КЛАСС.

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Вводное занятие. Понятие родословной.

1

Поколение, потомки, предки.

1

Родословное древо.

1

Я и моя семья. Составление родословного древа семьи.

1

Очень люблю мама милую.

1

Семейные традиции и праздники.

2

Обязанности членов моей семьи.

1

Рисунок «Моя семья»

1

Я помогаю по дому.

1

Наши любимые бабушки.

2

Раздел «Я - человек»

Жил, был я.

2

Я и моё имя.

2

Как родители выбирают имя ребенку.

1

Тайны наших имен.

1

Моя фамилия. Моё отчество.

1

Говорящие фамилии.

1

Мир моих увлечений.

2

Экскурсия в библиотеку.

1

Все работы хороши, выбирай на вкус.

2

Я выбираю профессию.

1

Страна, в которой я живу.

2

Область, в которой я живу.

1

Моя деревня — дом родной.

1

Правила общения в коллективе.

1

Я и мои друзья.

1

Раздел «Я и Отечество»

Что такое Отечество.

1

Наша Родина — Россия.

2

Наши защитники.

1

Символы нашей страны.

1

Прошлое и настоящее моего Отечества.

2

Праздники нашего народа.

2

Наш родной язык.

1

Раздел «Я и природа»

Почему год круглый.

1

Загадки о временах года и явлениях природы.

1

Экскурсия по родной деревне.

1

О братьях наших меньших.

1

Природные богатства нашей страны.

1

Русские березки.

1

Цветы в былинах и мифах.

2

Что мы оставим нашим потомкам.

1

Мой домашний любимец.

1

Мы в ответе за тех, кого приручили.

1

Природа моей родной деревни.

2

Создание коллажа «Моя родная деревня»

1

2

Раздел «Я и моё здоровье»

Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.

1

В здоровом теле — здоровый дух.

1

Уроки Мойдодыра.

2

Откуда берутся грязнули.

1

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

1

Я расту, я развиваюсь.

1

Береги здоровье смолоду.

1

ИТОГО                                                                       66   часов                                                           

60

6

2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Моя родня.

2

Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

2

Изготовление панно «Моя семья».

3

Уважай отца и мать, будет в жизни благодать.

2

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек.

1

2

Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей»

1

  Профессии моих предков.

2

   Профессии моих родителей.

2

   Мои братья и сёстры.

2

  Фамильный герб и фамильный девиз.

2

  Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

1

Раздел «Я - человек»

О дружбе, доброте, отзывчивости.

3

Что такое хорошо, что такое плохо.

2

О лени и лентяях.

2

Сила воли.

2

Кому нужна моя помощь.

2

Путешествие в страну «Мультфильмию».

2

Когда у друзей лад, каждый этому рад.

2

Раздел «Я и Отечество»

История деревни.

1

Деревня и ее символы.

1

Мастер-класс «Кулон – оберег».

2

Мои земляки.

3

Обычаи и традиции русского народа.

3

 Праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню победы.

2

Я — будущий защитник Отечества.

2

Раздел «Я и природа»

Мы маленькие дети на большой планете.

2

Мир украшают деревья, цветы.

3

Природа и фантазия.

3

Игра «Все на белом свете – солнышкины дети».

1

Экскурсии по родной деревне.

2

Викторина «Знай и люби родную природу»

1

Раздел «Я и моё здоровье»

«Умей всем страхам в лицо рассмеяться».

2

Правила ПДД

3

Я один дома.

2

ИТОГО                                                                         68 часов

62

6

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья.

1

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет».

1

1

Конкурс чтецов «Славим руки матери».

1

1

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья».

1

Коллективное творческое дело «Семейный альбом».

1

1

Беседа «Фотографии из семейного альбома»

1

Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

1

Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи).

1

Раздел «Я - человек»

Мы школьники, а это значит…

1

Друг в моей жизни.

1

За что уважают в семье и обществе.

1

Игра – практикум «Подари другому радость».

1

Полезные и вредные привычки.

1

Как научиться разговаривать с людьми.

2

Как научиться преодолевать трудности вместе.

2

Как понять друг друга без слов.

1

Красота и здоровье.

1

Раздел «Я и Отечество»

Кто такие патриоты?

1

Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!»

2

Беседа «Чтоб Защитником стать».

1

Творческий проект «Герои живут рядом».

2

1

Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?».

1

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране».

1

Чем и кем славится моя деревня?

2

 Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне.

1

1

Викторина «Золотое кольцо России».

1

Беседа «Человек поднялся в небо»

2

Тематическая выставка «Через тернии к звёздам».

2

КВН для мальчиков «Защитники Родины».

1

День памяти.

1

Заочная экскурсия «Две столицы».

1

 Подвижные игры на свежем воздухе.

2

Раздел «Я и природа»

 Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области».

1

Сбор информации для проекта.

1

1

Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».

6

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

2

Игра – путешествие «Лидер».

1

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

1

Раздел «Я и моё здоровье»

  • Беседа «Мы и дорога»

2

  • «Азбука безопасности»

3

  •  «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

2

  • «ПДД мы знаем – хорошо их выполняем»

2

ИТОГО                                                                             68 часов

62

6

4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Доброе семя – добрый и всход.

2

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

2

Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).

1

1

Раздел «Я - человек»

Я имею право.

2

Кодекс моих прав.

2

«Благодарность – это…».

2

Умеем ли мы обижаться.

2

«Мои мечты – мои желания».

2

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?».

1

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

2

«Я берегу школьное имущество»

2

«Правила поведения в школе»

2

Раздел «Я и Отечество»

 Я – гражданин России.

2

Символы Российских городов.

2

 «Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок».

2

КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём».

1

2

 Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах».

2

 «История создания гимна России»

2

Словесные игры «Города России»

2

Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.)

2

Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен).

2

Города -  герои (слайд – шоу).

1

Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка).

1

1

Военно – спортивная игра «Следопыт».

1

 Конкурс презентаций о городах Московской области.

2

Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером).

2

2

Раздел «Я и природа»

Загадки окружающего мира (экологический КВН).

2

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

2

Деловая игра: «Мы вместе».

1

 Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему).

2

1

 Беседа «Береги природу – наш дом»

2

Раздел «Я и моё здоровье»

  • Анкетирование «Вредные привычки и мы»

2

  • Беседа «Мой режим дня»

2

  • Беседа «ЗОЖ»

2

  • ИТОГО                                                                            68 часов

62

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Программа разработана для 1 класса 1 час в неделю, всего 33 занятия...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

 Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Красота своими руками» (начальное образование)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота своими руками" (начальное образование).Как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет кр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина""

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...