Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками » составлена на основе
1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа разработана для 1- 4 классов МБОУ Сычевской СОШ №2. Программа «Чудеса своими руками» является программой художественно-эстетического направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомить с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и подкрепляется практической работой школьников. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях.
Цель программы
Раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Содержание программы “Чудеса своими руками” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Содержание программы
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приемами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие. Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений, апробируют работу на пленэре.
Программа не дублирует основную программу подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Использование нетрадиционных техник рисования. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов.
Программа открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы. Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд. На выставке выставляются работы всех детей.
Нетрадиционные техники рисования.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель+ соль
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование на мокрой бумаге
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
«Объемная аппликация»
Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.
«Точечный рисунок»
Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса ;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 2-3 классов ;
- исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 4 класса .
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
Количество часов
Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Формы работы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
Основные разделы
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
3 класс - «Мы художники»
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
Формирование УУД:
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Предполагаемые результаты
Дети научатся:
-обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания;
- видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
- работать разными художественными материалами и техниками;
- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
произведениям изобразительного искусства;
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
-составлять композиции, узоры;
-создавать творческие проекты;
-доводить работу до полного завершения.
- при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.)
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; творчески откликаться на события окружающей жизни;
- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию.
Литература
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина
Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
6. Поделки из разных материалов Выгонов В.В. «Экзамен» Москва 2013 г.
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
№ п п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика деятельности обучающихся | ||
программа | факт | план | факт | ||||
1 | Путешествие по стране Рисовандии. | 1 | Непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные. Сказка про краски «Кто главнее?». | Рисовать пейзаж в смешанной технике. | |||
2 | «Сколько в мире цветов и оттенков!» | 1 | Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (техника лессировки, пуантилизма, «а-ля прима»). Способ рисования «по мокрому» | Рисовать фрукты используя разные техники | |||
3 | В царстве Солнца. | 1 | Теплая цветовая гамма. Закреплять знание детьми разных оттенков. Особенности рисования на мятой бумаге | Рисовать на мятой бумаге закат солнца | |||
4 | В царстве Льда. | 1 | Холодная цветовая гамма. Острые и плавные формы предметов. | Сравнивать холодные и теплые цвета. Рисовать гуашью царство Феи Льдинки. | |||
5 | Сказка о красках, веселых и грустных. | 1 | Познакомиться с особенностями сочетания «теплых» и «холодных» цветов, с понятием «сближенные цвета». | Анализировать картины художников. Рисовать осенний пейзаж «теплыми» или «холодными» красками (по желанию). | |||
6 | Сказка о фломастерах и цветных карандашах. | 1 | Яркие, звонкие и нежные краски. Смешивание двух техник. Воздушная перспектива. | Рисовать море цветными карандашами (задний план) и фломастерами (передний план) | |||
7 | В гости к кисточкам. | 1 | Приемы работы с кистью (всей кистью, концом). Виды линий. | Рисовать деревья используя разный нажим кисти | |||
8 | Сказка о простом карандаше и резинке. | 1 | Способы передачи тона с помощью штриховки. Графика. | Рисовать гнездо «сеточкой», шерсть котика – короткими штрихами. | |||
9 | Осенний лес | 1 | Познакомиться с техникой – монотипия. Научиться рисовать осенние деревья в технике монотипия и опавшую листву с помощью метода тычка. | Анализировать картины русских художников пейзажистов. Используя осенние листья и бумажный тычек рисовать осенний лес. | |||
10 | Как работать пастелью | 1 | Познакомиться с правилами пользования пастельными мелками и особенностями рисования пастелью. | Анализировать картины художников выполненных пастелью. Смешивать цвета. Рисовать пейзаж. | |||
11 | Волшебные превращения | 1 | Познакомиться с техникой кляксографии. Научиться смешивать краски с помощью трубочек. | Рисовать деревья и животных из клякс с помощью выдувания из трубочек. | |||
12 | Мамочка любимая моя | 1 | Познакомиться с техникой изготовления прорезных объемных открыток. | Изготавливать праздничную открытку, сочетая рисование и бумагопластику. | |||
13 | Путешествие в русскую народную сказку | 1 | Чтение сказок. Изучение особенностей персонажей русских народных сказок. Связь русского человека со сказкой. Сказочные герои: правда или вымысел. | Анализировать художественные произведения. Рисовать любимого героя русской народной сказки. | |||
14 | Где живут сказочные герои | 1 | Познакомиться с особенностями древнерусской архитектуры. Найти связь древнерусского деревянного зодчества и избушки на курьих ножках. | Анализировать произведения архитектуры. Рисовать домик для сказочного героя. | |||
15 | Лепка героев сказки | 1 | Познакомиться с особенностями лепки из глины сказочных героев. | Лепить из глины героев русской сказки. | |||
16 | Проектная работа. По дорогам русских сказок | 1 | Выставка работ . | Анализировать полученные знания, делать выводы. | |||
17-18 | Праздник Рождества | 1 | Познакомиться с назначение рождественских масок; приёмами работы с бумагой: скручивание, вырезание, сгибание и другими. Научиться работать в технике бумажной пластики | Самостоятельно выполнять задание. изготавливать рождественскую маску. | |||
19 | В царстве Флоры. Береза. | 1 | Разные образы – стройная красавица и озорная девочка. Передача разных по характеру линий, их направление. Рисование большой и маленькой березы | Рисовать большую и маленькую березы | |||
20 | В царстве Флоры. Рябинка. | 1 | Ритм пятен (ягоды – техника тычка). Показать борьбу теплой и холодной цветовой гаммы (на голубом фоне «горят» красные ягоды). Цветовой контраст. | Рисовать рябинку. | |||
21 | В царстве Флоры. Ель. | 1 | В царстве Флоры. Ель. Показать характер, ритм, движение и направление линий. Отработка технических приемов рисования (концом, плашмя, примакиванием). | Рисовать большую и маленькую ели. | |||
22 | В царстве Флоры. Сосна и дуб | 1 | Образы сосен – великанов и дубов-богатырей (на картинах, в стихах, в музыке). Показать характер линий, ритм пятен (крона - техника тычка, прием работы с мятой бумагой). | Анализировать сходство и различие деревьев. Рисовать дуб и сосну. | |||
23 | Рисование птиц. Большеглазая сова. Снегирь. | 1 | Знакомство с поэтапным рисованием птиц. Использование линий разной конфигурации. Создать видимость оперения – щетинкой. | Рисовать сову гуашью. Рисовать снегиря пластилином | |||
24 | Рисование птиц. Цапля | 1 | Особенности работы мягким материалом. Сходства и различия птиц. Особенности рисования цапли. | Рисовать цаплю углем. | |||
25 | Рисование птиц. Лебедь. | 1 | Грациозность в изгибе линий. Новый способ рисования – мелом (легкость, воздушность). | Рисовать лебедя мелом на темном фоне. | |||
26 | Проектная работа. Русский лес | 1 | Выставка работ. | Анализировать работы. Делать выводы. | |||
27 | Бабочка расправляет крылья. | 1 | «Право –лево». Симметрия. Декоративное рисование Разнообразие форм и видов бабочек. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов. | Рисовать бабочку используя технику монотипии | |||
28 - 29 | Обитатели моря. | 2 | Научиться рисовать рыбку с помощью линии симметрии, определяя основную геометрическую форму. Освоить технические приемы рисования (чешуйки – концом тонкой кисти, хвост и плавники – щетинки). Осьминог.. Дельфин, кит. | Самостоятельно рисовать разные виды рыб в смешанной технике. | |||
30 | «Этот день победы…» | 1 | Орел – город первого салюта. Контрастные цвета. | Рисовать праздничный салют восковыми мелками используя технику набрызг | |||
31- 32 | Защитники земли русской | 2 | Образ богатыря – защитника (на картинах, в стихах, в музыке). Особенности воинских доспехов русских богатырей | Лепить фигуру богатыря из глины | |||
33 | Весенний солнечный день | 1 | Линия горизонта. Цветовой и тоновой контраст. Линейная и воздушная перспектива. | Рисовать пейзаж в технике по выбору. | |||
34 | Путешествие по Золотой стране | 1 | Обобщение знаний о возможностях линии (характере, ритме, движении, направлении). Закрепление всех технических приемов работы с кистью, | Анализировать собственные работы и работы своих товарищей |
3 класс - «Мы художники»
№ п п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика деятельности обучающихся | ||
программа | факт | план | факт | ||||
1 | Знакомство с живописью. | 1 | Техники живописи. Способы работы в этих техниках. Произведения известных художников. | Анализировать картины художников. Смешивать краски. Накладывать мазки разными способами. | |||
2 | Знакомство с графикой | 1 | Отличие графики от живописи. Средства выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера). Углубить знания о книжной графике и художниках-иллюстраторах. | Анализировать работы, выполненные разными графическими материалами. | |||
3 | Дом, в котором ты хотел бы жить. | 1 | Составление "проекта" придуманного здания. Знакомство с архитектурой, зданиями разного назначения. Архитектура известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга и их архитектурные детали. | Анализ архитектурных построек. Рисование домика. | |||
4 | Рисунок на пластилине (барельеф). | 1 | Знакомство со скульптурой. Способы работы, виды скульптур. Работы известных скульпторов. | Анализ видов скульптуры. Выполнение барельефа | |||
5 -6 | Дивный сад на подносах Проектная работа | 2 | Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его значением в жизни людей, бытом, традициями, обычаями чаепития в Росси. | Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства. Изготавливать поднос в технике папье-маше. Расписывать поднос. | |||
7 | Путешествие в страну предметов. | 1 | Составление несложных композиций, подбор предметов по форме, замыслу, под цвет драпировки. Знакомство с репродукциями картин художников, выполненных в жанре натюрморта. | Самостоятельное составление натюрморта. Рисование в технике аля-прима. | |||
8 | Фитодизайн в технике аппликации. | 1 | Фитодизайн в технике аппликации. Определение разных видов крупы на ощупь. Дифференциация и вычленение из рисунков художников знакомых образов форм | Рисование с элементами аппликации. Цветы в вазе | |||
9 | Осенний букет | 11 | Рисование с натуры. Плоские и объемные предметы. Форма предмета. Высота, ширина, глубина предмета. Свет и тень. Блик. Принцип тепло-холодных отношений. Характер света. Различие и сходство в композиции, в сочетании цветов, в манере письма художников . | Рисование натюрморта в технике раздельного мазка | |||
10 | Путешествие в страну пейзажа. | 1 | Основные законы в рисовании пейзажа. Просмотр репродукций картин художников. Сельский пейзаж (составление). | Рисование пейзажа пастелью | |||
11 | Лирический пейзаж | 1 | Прием "вхождения" в картину. Слушание шума ветра, шелеста опавшей листвы под ногами. Имитация раскачивания веток деревьев от ветра. | Рисование пейзажа по-сырому | |||
12-13 | Открытка ко дню матери | 2 | Бумагопластика. Разновидности открыток. Особенности изготовления открыток. | Изготовление объемной разрезной открытки. Украшение открытки по собственному замыслу | |||
14 | В стране портретов. | 1 | Строение головы и частей лица (канон лица). Мимика лица. Составление схем настроения, зарисовка. Характер, настроение человека в репродукциях портретного жанра художников. | Конструктивное рисование портрета. Рисование портрета друга | |||
15 | Автопортрет. | 1 | Ориентировка в местонахождении разных частей лица по цвету и форме. Изучение разных деталей своего лица перед зеркалом. Использовать разный нажим карандаша, штрихи разного характера. Игра – упражнение "Лица друзей". | Рисование набросков и зарисовок углем. Рисование автопортрета | |||
16 | Забавные маски | 2 | Портрет сказочного героя. Создание образа, передача внешнего вида, характерных признаков. | Изготовление карнавальной маски | |||
18 | Зимние развлечения с друзьями | 1 | Познакомиться с ролью и значением композиции в картине. Научиться рисовать фигуры человека. | Анализировать художественные произведения. Композиционно строить работу. Самостоятельно выполнять рисунок. | |||
19 | Зимний лес | 1 | Познакомиться с приемами рисования гуашью на темном фоне .Научиться использовать соль в живописи. | Рисовать зимний пейзаж светлой гуашью на темном фоне, используя соль для рисования неба. | |||
20 | Мир народных образов. | 1 | Особенности русского народного искусства. Декоративно-прикладное искусство орловского края | Создание орнамента | |||
21 | Русский народный костюм. | 1 | Создание композиции из симметричного узора в технике декоративной аппликации .Знакомство с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями. | Рисовать женщину (мужчину) в орловском народном костюме | |||
22 | Проект. Орловский народный костюм | 1 | Выставка работ. Обобщение зканий. | Анализировать полученные знания. Добывать новые Выставка работ. знания. Делать выводы. | |||
23-24 | Цветы для мамы | 2 | Познакомиться с особенностями рисования на ткани. | Познакомиться с особенностями рисования на ткани. | |||
25 | Наши друзья животные | 1 | История анималистического жанра. Отработка технических приемов рисования (выделение основы строения). Приемы рисования карандашом. Познакомиться с последовательностью изображения животных; с особенностями использования различных графических материалов при рисовании животных. | Рисовать животных используя различные художественные материалы. | |||
26 | В гостях у дятла. | 1 | Пропорции тела, цвет оперения, форма клюва, хвоста. Приемы рисования карандашом. Познакомиться с последовательностью изображения птиц; с особенностями использования различных графических материалов при рисовании животных. | Рисовать дятла масляной пастелью | |||
27 | Птица в полете | 1 | Передача изменений в форме крыльев и хвоста у летящей птицы. | Рисовать птицу в полете | |||
28 | Быстрые рисунки | 1 | Познакомиться с особенностями рисования фигуры человека линией и пятном. Научиться передавать пропорций человека стоя и в движении. | Выполнять наброски фигуры человека с натуры. | |||
29 | День победы | 1 | Научиться правильно располагать предметы на картине; подбирать цвета. | Выполнять композицию на тему: «День победы». | |||
30-31 | Улицы моего города | 2 | Познакомиться с особенностями рисования городского пейзажа. Научиться работать на пленере. | Выполнять линейный рисунок с натуры. | |||
32-33 | Филимоновская игрушка. Лепка | 2 | Познакомиться с особенностями промысла и последовательностью лепки филимоновской игрушки. Научиться последовательно выполнять роспись игрушек и свисток. | Лепить игрушку со свистком и украшать ее традиционным орнаментом. | |||
34 | Красота вокруг нас | 1 | Выставка работ | Анализировать работы |
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
№ п п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика деятельности обучающихся | ||
программа | факт | план | факт | ||||
1 | Истоки родного искусства. | 1 | Пейзаж родной земли. Образ среднерусского пейзажа. И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов; Н.Рерих, П.Кузнецов. Степные просторы. Красоты Черного моря. Величие кавказских гор. | Рисовать пейзаж в технике акварель+пастель. | |||
2 | «Деревня – деревянный мир». | 1 | Гармония жилья с природой. Архитектура. | Рисование русских деревянных построек | |||
3 | «Образ красоты человека». | 1 | Добрый молодец и русская красавица. Изготовление кукол. | Создание образа русского человека | |||
4 | «Народные праздники»- | 1 | История русских народных праздников. Особенности русского характера. | Работа по группам. Рисование. «Сельский праздник», «Ярмарка», Масленица | |||
5 | «Милый сердцу уголок» | 1 | Особенности природы родного края. Анализ работ художников нашего города. | Рисование на тему «Мой любимый уголок природы» материал по выбору. | |||
6-7 | «Древнерусский город – крепость». | 2 | История образования города орла. Древнерусские города. Особенности архитектуры. | Создание макета орловской крепости. | |||
8 | Проектная работа. | 1 | Анализ о обобщение знаний. | Создание общего панно «Крестьянская жизнь». | |||
9-10 | Синяя птица | 2 | Научиться изготавливать тарелку из бумаги (папье-маше). Познакомиться с особенностями гжельской росписи. | Самостоятельно изготавливать и декорировать тарелку. | |||
11 | «Люблю я пышное природы увяданье…» | 1 | Анализ произведений художников пейзажистов. Особенности воздуной перспективы. | Рисование осеннего пейзажа в технике гуашь+акварель | |||
12 | Все народы воспевают материнство | 1 | «Представление народов о духовной красоте человека. Изображение матери и дитя, их единства, ласки. | Рисование портрета мамы | |||
13 | День матери | 1 | Бумагопластика. Технология изготовления объемной открытки с элементами аппликации. | Изготовление праздничной открытки. | |||
14 | «Все народы воспевают мудрость старости». | 1 | Анализ произведений художников портретистов. Особенности передачи образа. | Изображение любимого пожилого человека. | |||
15 | «Сопереживание». Сюжетная композиция. | 1 | Доброта человека по отношению к живой природе. Анализ художественных и литературных произведений | Рисунок с драматическим сюжетом. Больное животное или погибшее дерево … | |||
16 | Образ деда Мороза | 1 | Особенности празднования нового года в мире. Новогодние образы в России. Особенности внешнего вида деда Мороза | Рисование деда Мороза гуашью с элементами аппликации. | |||
17-18 | Новогодняя открытка | 2 | Бумагопластика. | Изготовление новогодней открытки используя технику набрызг и аппликацию | |||
19 | Искусство моей Родины и народов мира. | 1 | Искусство моей Родины и народов мира. Живопись, графика, скульптура, архитектура. | Рисование зимних узоров на основе узоров декоративно-прикладного искусства | |||
20 | Зимний лес | 1 | Анализ работ выполненных пастелью. Особенности рисования зимнего леса. | Рисование пастелью | |||
21 | Наши друзья - животные | 1 | Познакомиться с последовательностью изображения животных; с особенностями использования различных графических материалов при рисовании животных. | Рисование зарисовок животных мягкими материалами: уголь, сангина. | |||
22 | Природа родного края. | 1 | Знакомство с творчеством художников граверов. Особенности рисования на камне, металле | Рисование гравюры | |||
23-24 | Россия – родина моя. | 2 | Особенности изготовления гипсовой формы. Особенности рисования путем процарапывания. | Изготовление гипсовой основы для рисования. Рисование на гипсе. | |||
25 | Иллюстрация как вид графики. | 1 | Особенности книжной графики. Творчество художников иллюстраторов города Орла. | Рисование иллюстрации к произведениям писателей орловцев. | |||
26 | Проект. Графика как вид изобразительного искусства. | 1 | Анализ и обобщение знаний. Выставка работ. | Анализировать полученные знания. Добывать новые знания. Делать выводы. | |||
27 | «Покорение космоса» | 1 | День космонавтики в России. Космонавты нашей страны. Особенности рисования воском. | Рисование космического пространства свечей и акварелью с использованием техники набрызг | |||
28 | «С чего начинается Родина…» | 1 | Анализ произведений русских художников. Линейная и воздушная перспективы. Прием загораживания. | Рисование весеннего пейзажа. В технике по выбору. | |||
29 | Праздничный салют | 1 | Научиться правильно располагать предметы на картине; подбирать цвета. | Выполнять композицию праздничного салюта в технике граттажа | |||
30 - 31 | Мой цветущий сад | 2 | Особенности рисования на ткани. | Рисование в технике холодного батика. | |||
32-33 | Красота окружающего мира. Масляная живопись. | 2 | Познакомиться с технологией работы и особенностями масляных красок. | Рисовать весенний пейзаж на пленере масляными красками. | |||
34 | Красота-радость жизни. | 1 | Выставка всех работ. | Анализировать собственные работы. Самостоятельно давать оценку работам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"
рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки. 1 класс
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из наиважнейших направлений является охрана доровья детей, поиск ресурсов по их оздоровлению. Одна из задач образовательного учрежденияявляется создание...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 класс по ФГОС
Данная рабочая программа предназначена для 1,2,3,4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки»
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству. Задачи программы: Образ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" (1-4 кл)
Рабочая программа составлена для ведения внеурочной деятельности по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" 1-4 классы
Рабочая программа "Умелые руки" составлена для ведения внеурочной деятельности в 1-4 классах по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки" дляучащихся 1 классов....