Конспект занятия "Масленица"
план-конспект занятия на тему

Онова Юлия Александровна

Занятие проводилось в группе продленного дня во втором классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Конспект занятия

в группе продленного дня.

Тема: « Мы готовимся к Масленице».

 (слайд 1)

Ход занятия.

Вступление.

Звучит музыка – Кострома

История праздника

Масленица — это долгожданное прощание с зимой

(ПРОВОДЫ ЗИМЫ ) и весёлая встреча весны, солнечного тепла и начало пробуждения  природы и полевых работ.

Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу  пекут блины.

(слайд2)

Ведущий: еще с древнейших времен в России одним из любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в этот день провожают зиму и встречают весну. Масленичная неделя длится семь дней, каждый имеет свое название и назначение:

Понедельник - «Встреча», потому что Масленицу встречают.

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В  домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает  " ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

                                                 ( слайд 3)

Вторник - «Заигрыш», потому что игрища начинают, водят по домам ряженых.

На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.

.

(слайд 4)

Среда - «Лакомка», потому что едят много сладостей. 

В этот день люди лакомились блинами. Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные,  гречневые, из пресного и кислого теста.

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка  колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

 Люди шутили, рассказывали различные небылицы.

                                                (слайд 5)

Четверг - «Разгуляй», потому что это самый веселый и ненасытный день. 

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих

В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.

(слайд 6)

Пятница - «Тещин вечерок»,потому что ходят на блины к теще. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

     Масленица – это еще и  семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода.

На тёщины вечеринки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем тёще более оказывалось почестей.

(слайд 7)

Суббота - «Посиделки», потому что все ходят друг к другу в гости, долго сидят, много едят и разговаривают. 

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали

(слайд 8)

Воскресенье - «Прощеный день», потому что все просят друг у друга прощения. Последний день Масленицы  - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью.

Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

Ты прости меня, прости.

Все обиды отпусти.

 В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сожжение чучела Масленицы - главный ритуал масленичной недели, это и  проводы Масленицы, и прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

(слайд 9,10)

2. Основная часть.

Ведущий: Какая же Масленица без Петрушек и Скоморохов.

Играет плясовая музыка - Бегунок. В класс входят Петрушки и Скоморохи.

Петрушка: Зима в трубу- весна к порогу,

Согревает землю блин понемногу.

Приди, приди, весна - красна,

Дадим тебе хлеба и сальца.

Петрушка: Каждый год сего числа,

Как гласит указчик,

Людям нашего двора

Выходить на праздник.

Скоморох:      Добрый день, честной народ!

Выходите все вперед!

Вы не стойте, не стесняйтесь,

К нам смелее приближайтесь.

Собирайтесь в хоровод,

Нынче празднует народ!

Скоморох:    Будем песни петь, плясать,

Будем Зиму провожать.

А Весну- красавицу

Хором зазывать.

Петрушка: Этот праздник пришел из седой старины,

Из нашей древней глубины,

К восходу весны золотой,

К уходу зимы лютой.

Скоморох: Этот праздник для ребяточек,

Для честных людей со всех волостей,

Мы проводим зимушку-злую, лютую,

Повстречаем веснушку-теплую, любую.

(слайд 11)

Физкультминутка.

Эй, ребята.

Эй ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

( поочередно ставим ногу на пятку вперед, руки на пояс)

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

(поворот, переступая налево, на 360)

Эх, раз, еще раз,

(наклоны вправо-влево)

Поклонимся мы сейчас.

(наклон вперед)

Начинаем перепляс,

(притопы ногами в полуприседе)

Постараемся для вас.

Ведущий: Какая масленица бывает без ярмарки?

-А что же такое ярмарка?

Дети: Это веселый праздничный базар. Красиво весело и шумно на ярмарке. Много всего продают там: выпечку, фрукты, красивую одежду, а так же посуду и игрушки народных мастеров. В основном продавали то, что сделали своими руками.

(слайд 12,13,14,15)

Ведущий: Декоративно- прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, охватывающий многие виды народного промысла. Это - зодчество, музыка, танцы, фольклер. Бытовое искусство. Творцы декоративно- прикладного искусства- крестьяне, сельские и городские ремесленники, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку.

Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие свою любовь и талант. Произведения декоративно- прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

(слайд 16,17,18)

Ведущий: А сейчас каждый из вас попробует изготовить поделки, которые продавались в старину на Руси на ярмарках.

(слайд 19)

У нас уже есть заготовки наших товаров. Осталось только нанести узор и раскрасить его. Но сначала разомнем ручки.

Физкультминутка для рук.

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять.

(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)

Вышли пальчики гулять.

(ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(возвращаемся в исходное положение)

Дети под руководством воспитателя раскрашивают изделия и проводится выставка работ.

(слайд 20)

3. Подведение итогов.

Ведущий: Ребята давайте позовем Масленицу.

Скоморох: Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка  Изотовна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трехаршинная,

Петрушка: Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, латки красные

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, в гости к нам.

Звучит музыка – Масленница

(слайд 21)

(входит девушка в яркой одежде)

Скоморох: Здравствуй, Масленица, здравствуй красавица.

Спасибо, что ты пришла к нам на праздник.

Ученица: Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали- на семь недель,

Оказалось, на семь дней.

А что ты нам принесла?

Масленица: Я принесла вам семь дней праздников. Веселья, гулянья и горы блинов. Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными. Вас вкусно накормить, сладко напоить.

Блины печь - дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке.

Будет моя квашенка  полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Звучит музыка - Блины

(Масленица угощает детей блинами).

(слайд 22)

Масленица: Хорошую вы встречу мне устроили, много про меня рассказали.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, сильно я устала.

Кончилось веселье-беритесь за дело.

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститесь, блинами угоститесь.

(Масленица покидает класс)

(слайд 23)

Ведущий: Масленицу провожаем,

Тепла, света желаем.

Здравствуй и прощай,

На тот год приезжай!

Уходи Зима ко дну,

Присылай Весну.

(слайд 24)

Вот и пришло печальное событие- нашему празднику официальное закрытие.

Праздник наш кончается, а весна начинается.

(слайд 25)

Звучит музыка - Плясовая, ведущий приглашает детей и гостей к столу, на котором стоят – блины, мед, баранки и пряники.

(слайд 26)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мы готовимся к Масленице» Занятие в ГПД Воспитатель ГПД: Онова Ю.А.

Слайд 2

История праздника Масленица — это долгожданное прощание с зимой (ПРОВОДЫ ЗИМЫ ) и весёлая встреча весны, солнечного тепла и начало пробуждения природы и полевых работ. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.

Слайд 3

Понедельник- «встреча» К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает " ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят .

Слайд 4

Вторник- «заигрыши» На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная. .

Слайд 5

Среда- « лакомка» В этот день люди лакомились блинами. Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Слайд 6

Четверг- «разгуляй- перелом» В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Слайд 7

Пятница- «тещин вечерок» Масленица – это еще и семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода. На тёщины вечеринки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем тёще более оказывалось почестей .

Слайд 8

Суббота- «золовкины посиделки» На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.

Слайд 9

Воскресенье- «прощенное воскресенье» Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали: Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти.

Слайд 10

В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сожжение чучела Масленицы - главный ритуал масленичной недели, это и проводы Масленицы, и прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями. После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Слайд 11

Петрушки и Скоморохи

Слайд 12

Ярмарка

Слайд 13

Катание на санях

Слайд 14

Гулянья

Слайд 15

Игры

Слайд 16

Кухонная утварь

Слайд 17

Глиняная посуда и игрушки

Слайд 18

Подносы

Слайд 19

Заготовки

Слайд 20

Приглашение масленицы

Слайд 21

Масленица Блины печь- дело сложное. Растворю я квашенку на донышке, Поставлю квашенку на столбушке. Будем моя квашенка полным- полна, Полным- полна, с краями ровна!

Слайд 23

Проводы Масленицы Масленицу провожаем, Тепла, света желаем. Здравствуй и прощай, На тот год приезжай! Уходи Зима ко дну, Присылай Весну.

Слайд 24

Спасибо за внимание! Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать!

Слайд 25

Приглашаем на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...