Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа на тему

Гладких Анна Дмитриевна

Программа тьюторского сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол от «___»________20__г.

№ ___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

_______________

«___» _____20__г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол от

«___»_____ 20__г.

№ ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия № 18»

________ В.Д. Демидова

Приказ

от «__» _______ 20__г.

№ ___

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

2014- 2015  учебный год

Составил:

Гладких А.Д.

Старый Оскол

  1. Пояснительная записка

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

В гимназии необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве гимназии будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся, на всех ступенях  учебно-воспитательного процесса. Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

В целях объединения усилий гимназии в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся разработана данная программа.

  1. Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов гимназии и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального учебного плана.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  •  «не навреди», психологический контакт  с подопечным и атмосфера доверия;
  • взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать  нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;
  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
  • Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.

На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.

Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости

от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей

образовательной деятельности.

2. Проектировочный этап.

Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником.

На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать

собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

3. Реализационный этап.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования).              

Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

4. Аналитический этап.

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).

            Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

  1. Содержание и организационные условия реализации программы

 

Программа   тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время  после уроков.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием.  

 Личностно-ориентированное (тьюторское)  сопровождение  складывается  в  четырех  

основных  группах:    

1.Группа слабоуспевающих учащихся (параллель 4-х классов). Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.

2 . Группа одаренных учащихся (параллель 5-х классов). Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; Удовлетворение потребности в новой информации; Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

3.Группа детей с ограниченными возможностями. Тьютор совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка и помогает выявлять возникающие проблемы школьной жизни.

4.Предпрофильная группа (8 классы) Изучение социальных запросов.

  1. Механизм реализации  программы

Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы гимназии, который утверждается директором и согласуется  с отделом образования.

 Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.

Осуществляется   тьютором в рамках своих должностных обязанностей.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования.

Техноло-гия сопровождения

Организационные формы

Ступени образования

Функции

сопровождения

Технология  индивидуальных и групповых консультаций

Групповые и индивидуальные занятия. Ролевые игры

Начальная школа (4-е классы)

Диагностическая, консультационная Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено

Диагностические и коррекционное – развивающие занятия

Основная школа

(5-е классы)

Диагностическая, коррекционная.

Как протекает адаптационный период

Создание условий для рефлексии успеха.

Групповые и индивидуальные занятия. Тестирование,

Карта интересов.

Профильное звено

(8-е классы)

Аналитическая.

Определение готовности школьников к принятию решения о выборе профессии.

Информационные  технологии

Групповые занятия

Начальная школа (4-е классы)

Консультационная, проектировочная

Работа с развивающими программами

Групповые занятия

Основная школа

(5-е классы)

Аналитическая. Освоение основной программы по курсу информатики и ИКТ

Групповые занятия

Профильное звено (8-е классы)

Аналитическая, проектировочная Углубленное изучение компьютерных программ Word,Power Point , Excel

Информационные технологии

Родительские собрания

Начальная школа

Консультационная, диагностическая

Определение уровня адаптации

Родительские собрания

 Основная школа

(5-е классы)

Консультационная, диагностическая. Особенности младших подростков, требования к пятикласснику

Родительские собрания

Профильное звено (8-е классы)

Аналитическая, диагностическая Материалы по состоянию личностного профессионального плана старшеклассников

Тренинговые технологии

Ролевые игры

Начальная школа (4-е классы)

Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности

Коррекционно-развивающие занятия

Основная школа

(5-е классы)

Коррекционная, аналитическая. Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоционально-психологической напряженности

Мини - тренинги

Профильное звено (8-е классы)

Аналитическая, диагностическая. Реализационная. Выявление запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе  образовательной траектории

Проектная технология

Мини - проекты

Начальная школа (4-е классы)

Диагностическая , аналитическая. Формирование и развитие интеллектуальных умений творческого  мышления

Конкурсы,

олимпиады

Основная школа

(5-е классы)

Диагностическая, аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального учебного пути

Клуб деловых игр

Профильное звено (8-е классы)

Проектировочная Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника

  1. Ожидаемые результаты:
  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  3. социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
  4. Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности;
  5. Создание условий для  презентации, анализа достижений учащихся;
  6. Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

5. Календарный план работы

Сроки

Вид деятельности

Сентябрь

-Знакомство с учащимися и их родителями;

-Составление банка данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Посещение уроков;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями

Октябрь

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Составление индивидуальных планов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Посещение уроков;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с учителями.

Ноябрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями;

-Организация встреч с психологом

Декабрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями

-Организация встреч с психологом

-Организация родительского собрания

Январь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

Февраль

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Март

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проведение тьюторских часов;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Апрель

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся,

охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Май

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Родительское собрание

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

-Анализ работы;

-Оформление и представление результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

   Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения...

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения  ребёнка с РАС...

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.  Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Программа тьюторского сопровождения

Рабочая программа тьюторского сопровождения...

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ...