Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа
Программа тьюторского сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа тьюторского сопровождения | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
……………………………………………
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ф.И.О. обучающегося: ______________________________
Дата рождения обучающегося: _______________________
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
____________________________________________________
_____________________________________________________
Класс: ___3____ Вариант программы ФГОС обучающихся с ОВЗ 8.2.
Ф.И.О. тьютора _____________________________________
Заключение и рекомендации ПМПК (Протокол № _________от ___________.)
- Предоставление услуг тьютора: нуждается в предоставлении услуг тьютора.
- Специальные учебники и дидактические пособия: использование специальных учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
- Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:
- логопедическая коррекция по преодолению общего недоразвития речи (III уровня речевого развития);
- психокоррекционная работа, направленная на развитие базовых психических функций, формирование произвольной регуляции, коммуникативных умений, навыков социального взаимодействия, развитие эмоциональной сферы;
- занятия с учителем-дефектологом направленные на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие операций мышления; помощь в овладении программным материалом.
Пояснительная записка
Один из основных принципов государственной политики в области образования – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Программа начального тьюторского сопровождения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ОВЗ) по варианту 8.2, с учетом социального запроса по организации обучения детей с ОВЗ.
Программа предусмотрена для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативную правовую базу разработки составляют:
Закон об образовании;
ФГОС начального общего образования;
Конвенция о правах ребенка;
Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре».
Цель программы: формирование и развитие базовых, речевых и учебных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра.
Задачи программы: формирование умения работать совместно со сверстниками и с специалистами: умение спокойно ждать начало следующего задания, с помощью использования таймера –часы;
формировать умение слушать собеседника;
формирование умения вещать одежду на стульчик после переодевания на физкультуру;
продолжать формировать умение отделять кусочки еды вилкой;
совершенствовать умения пользоваться ножом во время занятий в СБО.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
дополнение информации о ребенке (посещение дополнительных занятий);
анализ полученной информации;
совместная работа с другими специалистами, реализация рекомендаций;
решение поставленных задач.
Основные направления работы с родителями:
установление контакта с родителями объяснение задач, составление плана совместной работы;
сотрудничество в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощь;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Создание специальных условий, необходимых для осуществления
образовательного процесса
1 | Доступная среда | Мультимедийное оборудование. Наличие тьютора. |
2 | Специальные учебники и учебные пособия; | - базовые учебники; - рабочие тетради с готовыми заданиями на печатной основе на бумажных и электронных носителях. |
3 | Развивающая среда |
|
4 | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. |
|
5 | Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. |
|
Адресат
Общие сведения.
Обучается в 3 классе по программе 8.2, рекомендованной ТПМПК, полная инклюзия. Группа здоровья ---. До школы посещал детский садик. Имеет статус «ребенок-инвалид».
Сведения о семье.
Семья полная. Оба родителя заинтересованы в развитии. Принимают ребенка активное участие в сопровождении процесса обучения.
Характеристика механизмов адаптации. Осуществляет проезд до школы на школьном автобусе. Доходит до класса самостоятельно.
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка. Сведения о себе и об окружающем мире сформированы достаточно хорошо. Знает свой домашний адрес. Знает времена года, дни недели.
Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации. Уровень познавательной активности сформирован, самостоятелен. Наблюдается тревожность в ситуации возможного неуспеха – отказ от выполнения задачи.
Произвольность деятельности. Планировать и контролировать свою учебную деятельность ребенок может частично. При оценивании результата своей деятельности сличить достигнутый результат с образцом или правилом задания чаще не может. Учебную инструкцию воспринимает после повтора, но работать самостоятельно по ней чаще всего не может, требуется индивидуальная помощь взрослого. При выполнении учебного задания самостоятельно испытывает трудности в понимании учебной задачи. При устном ответе высказывания старается строить в виде развернутого предложения.
Особенности устной речи. В речи наблюдаются частичные нарушение согласования. Говорит о себе в первом лице. Предложения простые и короткие. Речь сформирована на бытовом уровне.
Особенности когнитивных процессов. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется стимулирующая помощь и дополнительные разъяснения. Простые логические упражнения и задания выполняет. Классифицирует и обобщает на простом материале.
Сформированность учебных навыков. Школу посещает с желанием. На уроках частично организован, часто отвлекается, постоянно совершает беспокойные движения (вскакивает с рабочего места, ходит по классу, ползает по полу). На уроках говорит вслух, сопровождая все свои действия комментариями, не осознавая, что мешает одноклассникам. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав до конца. На уроках активность и интерес часто сменяется безразличием к происходящему, работоспособность снижается к концу урока. Необходима постоянная направляющая помощь взрослого, смена видов деятельности. Нравится работать у доски, он активно участвует в беседах и обсуждениях по теме урока, с удовольствием представляет творческие работы и домашние задания по предмету «Окружающий мир», выполненные совместно с мамой.
Математика. Программный материал по математике усвоил в полном объеме. Соотносит число с количеством и цифрой. Зрительные образы изученных цифр сформированы. Сложение и вычитание в пределах изученного выполняет правильно. Задачу по предложенной картинке составляет, а также может выбрать из предложенных вариантов решение задачи. По математике владеет счетными операциями, выполняет вычисления в пределах 100 (сложение, вычитание). Выполняет примеры на умножение и деление.
Литература. Умеет составлять рассказ по серии сюжетных картинок и вопросов с незначительной помощью взрослого. Может определить тему и главную мысль произведения и озаглавить текст. Пересказ осуществляет при помощи наводящих вопросов, не испытывает затруднений в заучивании стихов, декламирует их с выражением. Темп чтения – 96 слов в минуту, что выше возрастной нормы. Читает выразительно целыми словами, допуская минимум ошибок. На вопросы по прочитанному тексту даёт односложные ответы. Постановка ударения в слове, деление слов на слоги и для переноса в основном трудностей не вызывает.
Русский язык. Графические навыки сформированы на недостаточном уровне. Скорость письма не отвечает требованиям. Обводит элементы, буквы, слова, с направляющей помощью взрослого. Закрашивает не аккуратно, выходит из границы.
Эмоционально-поведенческие особенности. Правилам учебного поведения следует частично. С ним проводятся беседы, в ходе которых он признаёт свое неправильное поведение, обещает исправиться. Со сверстниками охотно вступает в контакт. Но его действия (дотрагивается руками до разных частей тела, щекочет, хлопает книгой перед лицом, на уроке ползает по полу, подходит к детям, стараясь обратить на себя внимание и др.) провоцируют детей на нарушение дисциплины (бегают, кричат). С учителями и тьютором часто не соблюдает субординации взрослый-ребенок, может замахнуться, потянуть за вещи. Проявляет непослушание, на замечания реагирует частично, убегает. Он любит похвалу и положительную оценку своим действиям. В случае неуспеха бросает работу, предложения о помощи не принимает. Быстро утомляется, к концу третьего урока работоспособность становится очень низкой, он начинает громко разговаривать на отвлеченные темы, ходит по классу, занимаясь посторонними делами, либо уходит в коридор. Он с трудом управляет своим поведением и чувствами. Внимание неустойчивое, не может сосредоточенно слушать и работать дольше 20-30 минут, на уроках старается быстро выполнить задание и выйти в коридор. По характеру общительный, любит подвижные игры. Охотно принимает участие в общественной жизни класса, с удовольствием участвует в школьных, внешкольных мероприятиях.
Аутостимуляция. Погружение «в себя», «круговые движения вокруг своей оси».
Содержание
I четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Учить сидеть за столом спокойно, не трогая материалы руками до получения задания, в том числе без подсказок. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Формирование умения вещать одежду на стульчик, после переодевания на физкультуру. |
Прием пищи | Продолжать учить отделять кусочки еды вилкой, аккуратно принимать пищу. |
Уход за собой | Закреплять умение поправлять одежду, без напоминаний и подсказок. |
Туалет | Закреплять умение отпрашиваться в туалет без напоминаний и подсказок, соблюдать алгоритм посещения туалета. |
Социализация | |
Распорядок дня в классе | Закреплять умение самостоятельно заниматься деятельностью, не связанную с академическими заданиями (на протяжении 20 минут). |
Просьба | Поддерживать глазной контакт с людьми при просьбах (как минимум в 80%). |
II четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Формировать умение рассматривать 6 предметов (последовательно, один за другим) в течении 3 секунд, перед тем как реагировать на инструкцию. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Продолжать воспитывать аккуратность (поправлять при необходимости одежду на себе без подсказок) |
Прием пищи | Продолжать учить самостоятельно отделять кусочки еды вилкой. |
Уход за собой | Закреплять умение поправлять одежду, без напоминаний и подсказок. |
Туалет | Закреплять умение отпрашиваться в туалет без напоминаний и подсказок, соблюдать алгоритм посещения туалета. |
Социализация | |
Распорядок дня в классе | Учить ждать своей очереди, чтобы выполнить действие (ждать самостоятельно как минимум 2 минуты). |
Просьба | Закреплять умение обращаться к взрослым, к сверстникам с просьбой выполнить конкретное действие (10 и более действий). |
III четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Отрабатывать умение получать обратную связь при сотрудничестве со взрослыми (как минимум в 70% случаев) |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Продолжать учить самостоятельно завязывать шнурки, следить за своим внешним видом. |
Прием пищи | Совершенствовать умения пользоваться ножом во время занятий в СБО. |
Уход за собой | Закреплять умение поправлять одежду, без напоминаний и подсказок. |
Туалет | Закреплять умение отпрашиваться в туалет без напоминаний и подсказок, соблюдать алгоритм посещения туалета. |
Социализация | |
Распорядок дня в классе | Продолжать учить самостоятельно выполнять академическое задание (на протяжении 15 минут). |
Просьба | Направлять на привлечение внимания других людей путем называния имени, прямого обращения, поднятия руки (как минимум 6 просьб в день). |
IV четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Учить обучающегося просить взрослых, сверстников посмотреть его выполненную работу (разные поделки, рисунки) |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Закреплять умение самостоятельно завязывать шнурки, следить за своим внешним видом. |
Прием пищи | Совершенствовать умения пользоваться ножом во время занятий в СБО. |
Уход за собой | Закреплять умение поправлять одежду, без напоминаний и подсказок. |
Туалет | Закреплять умение отпрашиваться в туалет без напоминаний и подсказок, соблюдать алгоритм посещения туалета. |
Социализация | |
Распорядок дня в классе | Формировать умение самостоятельно и последовательно выполнять задание (сдать работу учителю либо убирать материалы, которые были необходимы во время выполнения задания) |
Просьба | Отрабатывать умение использовать прилагательное с существительным, при просьбе дать какой - либо предмет (как минимум 4 прилагательных) |
Рекомендации родителям
Сроки | Деятельность тьютора |
I четверть | - Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике наблюдений). Беседа «Я веду себя хорошо - я молодец!» Задачи: 1.Формировать знания обучающегося о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях; 2. Развивать навыки вежливого общения; 3. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими. - Консультация (по запросу) родителей. |
II четверть | - Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике наблюдений). Этическая беседа: «Давай, играть правильно!» Задачи: 1.Способствовать формированию правильного поведения в играх; 2.Способствовать развитию речи, творческого мышления; 3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу. - Консультация (по запросу) родителей. |
III четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике). Консультация: «Учимся вместе, живем дружно» Задачи: 1.Расширить знания о формах и методах решения возникших учебных проблем у ребёнка; 2.Показать значимость и действенность поддержки ребенка в его учебной деятельности. -Консультация (по запросу) родителей. |
IV четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике). Беседа: «Посмотрите на меня, вот что умею делать я" Задачи: 1.Способствовать формированию умения сотрудничать с друг другом; 2. Развивать умение правильно демонстрировать свои достижения перед другими детьми. - Консультация (по запросу) родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения ребёнка с РАС...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Программа тьюторского сопровождения
Рабочая программа тьюторского сопровождения...
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ...