Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа (1 класс)
Программа тьюторского сопровождения ребёнка с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 51.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
(протокол от________________)
УТВЕРЖДЕНО
приказом КУ «Нижневартовская
общеобразовательная санаторная
школа» от ___________________
СОГЛАСОВАНО
Родители (законные представители)
_____________/______________
_____________/______________
«___» ______________20____г.
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ф.И.О. обучающегося: ________________________________________________
Дата рождения обучающегося: _________________________________________
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Класс: 1 Вариант программы ФГОС обучающихся с ОВЗ -8.3
Ф.И.О. тьютора _______________________________________________________
Заключение и рекомендации ТПМПК (Протокол № _______________________)
Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3 – 6 лет). Организация пространства в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП. Осуществление коррекционной работы с педагогом – психологом, учителем – логопедом, учителем – дефектологом, социальным педагогом.
2020 – 2021 учебный год
- Пояснительная записка
Один из основных принципов государственной политики в области образования – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Государством предусмотрено создание лицам с ограниченными возможностями здоровья условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Программа начального тьюторского сопровождения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ОВЗ) по варианту 8.3, с учетом социального запроса по организации обучения детей с ОВЗ.
Программа предусмотрена для учащегося с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант программы 8.3. предполагает постепенное включение обучающего с РАС в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого учащегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей, учащихся с РАС; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Нормативную правовую базу разработки составляют:
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный закон Российской Федерации от 2912.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. От 03.02.2014).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Для оценки уровня развития навыков ребенка используется методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R.
Адресат
- Общие сведения о ребенке. ФИО, год рождения. Проживает: г. Нижневартовск ул. ___________, д.4, кв.___ Обучается в 1 классе (второй год обучения), ресурсном, по АООП, вариант программы 8.3, рекомендованной ТПМПК. Семья полная. Оба родителя принимают участие в воспитании ребенка. Нарушение коммуникативных функций. Умеренное выражение нарушения психических функций. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне. Знает и выполняет культурно-гигиенические нормы. Самостоятельно убирает свои вещи в шкаф, складывает форму, убирает посуду в столовой, посещает туалет.
- Характеристика механизмов адаптации. Осуществляет проезд до школы на школьном автобусе. Доходит до класса самостоятельно. Знает, как дойти в столовую, спортивный зал или тренажерный зал, на занятия к узким специалистам опираясь на визуальное индивидуальное расписание. Туалет посещает самостоятельно. В приеме пищи избирателен. Выбирает одно из предложенных блюд, в основном, суп. За первый год обучения в школе список продуктов/блюд при приеме пищи в столовой увеличился. Смена предметов и учителей происходит без серьезных затруднений.
- Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка. Называет сведения о себе: ФИО, имена родителей, домашний адрес. Сведения об окружающем мире: знает и называет дни недели, месяцы, времена года, состояние погоды.
- Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации. Уровень познавательной активности, самостоятельности на среднем уровне. При выполнении заданий требуется частичный контроль и помощь взрослого (словесные указания, визуальные подсказки). Простые, доступные задания выполняет самостоятельно. Учебно-познавательная мотивация сформирована. Иногда демонстрирует протестные реакции («Всё!», «Я устал!» «Нет!», даже после паузы на уроке) в ситуации обучения в классе, если не хочет выполнять задание, которое ему не нравится. Но при этом продолжает выполнять задание.
- Произвольность деятельности. Слушает инструкцию учителя, понимает ее и выполняет. Правила поведения на уроке знает и соблюдает (сидит за партой правильно, не выкрикивает во время урока). При этом может следить за выполнением работы одноклассника, указывая на его ошибки.
- Темп деятельности. Продолжительность любой продуктивной деятельности сохраняется длительное время во время урока.
- Особенности устной речи. Часто обращается с просьбой к учителю («Помоги», если считает задание трудным). Обращается по имени отчеству, поддерживает визуальный контакт. Понимает обращенную к нему речь взрослого.
- Особенности когнитивных процессов. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется направляющая помощь взрослого, дополнительные вербальные разъяснения. При выполнении логических упражнений и заданий требуется частичная помощь взрослого (чаще всего вербальные разъяснения). Классифицирует и обобщает на материале, соответствующем варианту программы.
- Сформированность учебных навыков в соответствии с образовательным стандартом, образовательной программой школы и рабочей программой педагога. Умеет считать, читать, писать в основном печатными буквами. Присутствует «зеркальность» при написании цифр. Пишет одинаково как правой, так и левой рукой. Самостоятельно по контуру обводит элементы, буквы, слова. При закрашивании, штриховке, не выходит за контур фигуры. Сформирован навык работы с ножницами: четко вырезает по линии, по контуру фигуры; аккуратно вырезает фигуры или предметы, имеющие закруглённые края.
- Эмоционально-поведенческие особенности. В свободной деятельности доброжелателен, не проявляет агрессию, чувствует себя комфортно среди сверстников, не проявляющих признаков агрессии или громких звуков. Играет в игрушки, в настольные игры с правилами, соблюдает правила игры. Предпочитает «игры-бродилки», игры с переходом хода, с отсчетом «шагов». Принимает в игру других ребят или взрослых или сам присоединяется к группе играющих детей. Чаще любит играть один. При необходимости принимает помощь взрослых и сверстников, просит о помощи, если что-то не получается. Может делиться игрушками. Проявляет лидерские качества, стремление быть первым, доводить начатое дело до конца. Расстраивается, если не получается быть первым.
- Аутостимуляция. Погружение «в себя», «игра с пальцами рук».
Создание специальных условий, необходимых для осуществления
образовательного процесса
Доступная среда | Оборудование класса мультимедийным Наличие тьютора. | |
Специальные учебники и учебные пособия | Учебник «Математика» 1 класс ФГОС ОВЗ в 2-х частях, Т.В. Алышева; Москва «Просвещение», 2020 г. Рабочая тетрадь по математике 1 класс ФГОС ОВЗ в 2-х частях, Т.В. Алышева; Москва «Просвещение», 2020 г. Рабочая тетрадь по математике 1 дополнительный класс ФГОС ОВЗ в 2-х частях, Т.В. Алышева, В.В.Эк; Москва «Просвещение», 2020 г. Речевая практика 1 класс ФГОС ОВЗ, С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян; Москва «Просвещение», 2020 г. Букварь 1 класс ФГОС ОВЗ, А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.Н. Шишкова, Москва «Просвещение», 2018 г. Пропись №1, №2, №3, А.К. Аксёнова, С.В. Комарова Шишкова, Москва «Просвещение», 2020 г. Мир природы и человека 1 класс ФГОС ОВЗ, Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Потапова, Т.О. Куртова; Москва «Просвещение», 2019 г. Учебник «Изобразительная деятельность» 1 класс ФГОС ОВЗ, М.Ю. Рау, М.А. Зыкова; Москва «Просвещение», 2017 г. Рабочая тетрадь «Технология/ ручной труд» 1 класс ФГОС ОВЗ в 2-х частях, Л.А. Кузнецова; Москва «Просвещение», 2020 г. | |
Развивающая среда | Организовано доступное пространство, позволяющее воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:
| |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. | Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС:
| |
Формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. |
|
- Цель и задачи программы
Цель:
-формирование и развитие базовых речевых и учебных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья
-подготовка ребенка с РАС к жизни в современном обществе: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
Задачи:
- Спокойное ожидание инструкции взрослого возле предметов, не трогая материалы (без использования дополнительных подсказок)
- Адекватное реагирование на физический контакт (прикосновения) физическую помощь взрослых, сверстников и других детей разных возрастов
- Быстрое реагирование на инструкцию взрослого при предоставлении серии заданий ребенку (в течение 3 секунд после предоставления 100% инструкции)
- Завершение задания и умение отдавать работу учителю, откладывание материалов
- Соблюдение аккуратности во внешнем виде (поправление при необходимости одежды на себе без подсказок)
- Отделение кусочков еды вилкой, аккуратное принятие пищи
- Самостоятельное соблюдение культурно-гигиенических навыков, без напоминаний и подсказок
- Ожидание паузы, условного жеста, чтобы вмешаться в диалог других людей
- Вовлечение других людей в социальное взаимодействие
- Самостоятельное следование распорядку дня в школе
- Обобщение знаний, полученных в определенной ситуации
- Использование полученных навыков в группе
- Играет в игры со сверстниками (как минимум с 2 детьми, в паре или в группе)
- Участвует в ролевых играх (изображает сказочных персонажей, воспроизводит определенные (знакомые) действия во время игры)
- Играет в игры со сверстниками (как минимум 1-2 игры без подсказок)
- Спокойное и адекватное ситуации поведение в большой группе (в группе с 12-16 детьми на протяжении минимум 15 минут). Например: во время посещения актового зала, при посещении библиотеки, театра
- Обращение внимания и реагирование на действия других детей: слушает их, когда они говорят
- Спонтанное желание просить предметы как минимум 5 раз в день
- Самостоятельное завязывание шнурков
- При выполнении задачи видит необходимость и просит недостающие предметы для завершения задания (до 10 необходимых предметов)
- Привлечение внимания других людей (вне класса) путем называния имени, прямого обращения, поднятия руки и т.д.
- Аккуратное копирование простых фигур или линий, учитывая расположение и размер (большой – средний - маленький)
Основные этапы индивидуального сопровождения
- Обновление (дополнение) информации о ребенке
- Анализ полученной информации
- Совместная работа с другими специалистами, выработка рекомендаций (отражение рекомендаций в дневнике наблюдения)
- Составление индивидуальной программы тьюторского сопровождения ребенка
- Решение поставленных задач
Основные направления работы с родителями
- Составление плана совместной работы, объяснение задач
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи
- Оказание родителям эмоциональной поддержки
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы
Решение задач происходит при тесном взаимодействии тьютора, учителя, родителей с ребенком, через приемы, используемые тьютором.
Приемы, используемые тьютором
- Использование дополнительной визуализации (общее на класс визуальное расписание, личное, режим дня с указанием перемен и режимных моментов): наглядные схемы, карточки PECS в картинках и с подписями, система поощрений альтернативного поведения (смайлики, наклейки).
- Проведение обучающих бесед, социальных историй о правилах и нормах поведения со сверстниками, в классе, в школе. Обучение навыкам бесконфликтного поведения (как реагировать при возможном возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов).
- Упрощение инструкции к заданию, использование дополнительной визуализации, минимизирование двойных требований, упрощение содержания задания (адаптация заданий применяется только по мере необходимости; степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться; адаптация задания распространяется преимущественно на уровень сложности заданий и/или их объем).
- Подбор интересных игр для учащегося («Игры - бродилки», «Игры с правилами и переходом хода»). Систематичность проведения игр и упражнений.
- Последовательность в проведении игр и упражнений «от простого к сложному».
(Все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне, достижение ребенка должно быть оцененным).
- Использование приемов релаксации (полежать спокойно или походить), элементы пальчиковой гимнастики «Семья», «Дом», «Буратино», «Мышки», гимнастики для глаз «Проследи за предметом», «Смотрим вдаль - вблизи», смена видов деятельности.
- Содержание программы
I четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Спокойно ожидать инструкции взрослого возле предметов, не трогая материалы (без использования дополнительных подсказок) |
Спонтанная вокализация | Поддерживать желание петь песни с другими детьми, подпевать с ними или аудиозаписи |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Воспитывать аккуратность (поправлять при необходимости одежду на себе без подсказок) |
Прием пищи | Отделять кусочки еды вилкой, аккуратно принимать пищу |
Уход за собой | Самостоятельно следить за своим внешним видом (поправлять воротник рубашки, заправлять рубашку), без напоминаний и подсказок |
Туалет | Умение отпрашиваться в туалет используя речевое обращение к взрослым: «Можно мне в туалет?», «Я хочу в туалет» |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Ждать паузу, условный жест, чтобы вмешаться в диалог других людей Вовлекать других людей в социальное взаимодействие |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно ситуации вести себя в небольшой группе (в группе с 2-4 детьми на протяжении 10-15 минут) Обращать внимание и реагировать на действия учителя, слушать его и выполнять инструкции |
Режим дня в классе | Самостоятельно следовать распорядку дня Сидеть и спокойно ожидать перехода к другой деятельности (самостоятельно до 2-х минут) |
Генерализация | Обобщать знания, полученные в определенной ситуации |
Игры и проведение досуга | Играть в игры со сверстниками (как минимум с 8 детьми, в паре или в группе) |
Просьба | Поддерживать глазной контакт с людьми при просьбах (предмета, вида деятельности, информации) |
Моторные навыки | |
Мелкая моторика | Вырезать фигуры из бумаги, выполнять работу аккуратно (совершенствование умения), соблюдать технику безопасности при работе с ножницами |
II четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Быстро реагировать на инструкцию взрослого при предоставлении серии заданий ребенку (в течение 3 секунд после предоставления 100% инструкции) |
Спонтанная вокализация | Спонтанно просить предметы как минимум 5 раз в день |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Самостоятельно завязывать шнурки |
Прием пищи | Самостоятельно отделять кусочки еды вилкой |
Уход за собой | Самостоятельно следить за своим внешним видом (поправлять воротник рубашки, заправлять рубашку), без напоминаний и подсказок |
Туалет | Умение отпрашиваться в туалет используя речевое обращение к взрослым: «Можно мне в туалет?», «Я хочу в туалет» |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Адекватно реагировать на физический контакт (прикосновения) физическую помощь взрослых, сверстников и других детей разных возрастов Предлагать предметы другим детям |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно ситуации вести себя в большой группе (в группе с 12-16 детьми на протяжении 15 минут) Обращать внимание и реагировать на действия других детей, слушать их, когда они говорят |
Режим дня в классе | Ждать своей очереди для совершения какой-либо деятельности (самостоятельно до 2-х минут) Самостоятельно выполнять учебную деятельность |
Генерализация | Использовать полученные навыки в группе |
Игры и проведение досуга | Участвовать в ролевых играх (изображать сказочных персонажей, воспроизводить определенные (знакомые) действия во время игры) |
Просьба | При выполнении задачи видеть необходимость и просить недостающие предметы для завершения задания (до 10 недостающих предметов) |
Моторные навыки | |
Мелкая моторика | Приблизительно копировать простые геометрические фигуры или линии (круг, квадрат, овал, прямоугольник) |
III четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Получать обратную связь при сотрудничестве со взрослым (следить за изменением выражения лица и тона голоса) |
Спонтанная вокализация | Спонтанно наименовать предметы, действия или события |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Самостоятельно завязывать шнурки, следить за своим внешним видом |
Прием пищи | Пользоваться ножом: самостоятельно порезать пищу ножом в тарелке (отрабатывать умение на занятиях по социально-бытовой ориентировке) |
Уход за собой | Самостоятельно следить за своим внешним видом (поправлять воротник рубашки, заправлять рубашку, поправлять брюки), без напоминаний и подсказок |
Туалет | Умение отпрашиваться в туалет используя речевое обращение к взрослым: «Можно мне в туалет?», «Я хочу в туалет» |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Адекватно реагировать на попытки сверстников привлечь к игре в большинстве случаев |
Поведение в группе | Соблюдать очередность во время занятий в группе (в 75% случаев без подсказок) |
Режим дня в классе | Завершить задание и отдать работу учителю / отложить материалы |
Генерализация | Обобщать ответы |
Игры и проведение досуга | Согласовывать свои действия с действиями сверстников во время подвижных и настольных игр (следовать инструкциям сверстников или правилам игры) |
Просьба | Привлекать внимание других людей путем называния имени, прямого обращения, поднятия руки и т.д. |
Моторные навыки | |
Мелкая моторика | Копировать простые геометрические фигуры или линии, учитывая расположение (ориентирование на листе бумаги) и размер (большой-средний-маленький) |
IV четверть | |
Области Задачи | |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Самостоятельно работать (в течение 10 минут) для завершения задания |
Спонтанная вокализация | Спонтанно вести диалог с другими людьми, отвечая на реплики говорящих и добавляя подходящие комментарии |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Самостоятельно завязывать шнурки, следить за своим внешним видом |
Прием пищи | Пользоваться ножом, быть аккуратным во время приема пищи (отрабатывать умение на занятиях по социально-бытовой ориентировке) |
Уход за собой | Самостоятельно следить за своим внешним видом (поправлять воротник рубашки, заправлять рубашку, поправлять брюки), без напоминаний и подсказок |
Туалет | Пользоваться туалетом без напоминаний и подсказок, быть аккуратным, уметь отпрашиваться |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Обращать внимание на интересы других детей (как минимум 2 определенных предмета или стимула); помогать другим детям, принимать участие в общей деятельности |
Поведение в группе | Стремиться приобретать новые навыки, во время групповых занятий, работая в темпе группы |
Режим дня в классе | Стоять и спокойно ожидать перехода к другой деятельности (самостоятельно до 3-х минут) |
Генерализация | Обобщать ответы |
Игры и проведение досуга | Играть в игры со сверстниками (как минимум 1-2 игры без подсказок) |
Просьба | Привлекать внимание других людей путем называния имени, прямого обращения, поднятия руки и т.д. |
Моторные навыки | |
Мелкая моторика | Аккуратно копировать простые геометрические фигуры или линии, учитывая расположение (ориентирование на листе бумаги) и размер (большой-средний-маленький) |
Рекомендации родителям
Сроки | Деятельность тьютора |
I четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Рекомендации родителям, воспитывающих детей с РАС https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/03/30/rekomendatsii-roditelyam |
II четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Консультация для родителей на тему: «Значение стимулирования/поощрения детей с РАС в процессе школьного обучения». |
III четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Консультация для родителей на тему: «Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра». |
IV четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике). Консультация для родителей «Социальные истории» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2021/03/30/sotsialnye-istorii |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Программа тьюторского сопровождения
Рабочая программа тьюторского сопровождения...
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ...